Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:17, контрольная работа
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.
Основные постулаты учения о свободе легли в основу Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Нормативный материал…………………………………………………………..3
Введение……………………………………………………………………...…....4
ВОПРОС 1. Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………..….5
Классификация прав и свобод человека и гражданина……...............................7
Конституционные гарантии прав и свобод……………………………........…...9
ВОПРОС 2. Понятие местного самоуправления……………………………...12
Система органов местного самоуправления ………………….……………....14
Полномочия местного самоуправления……………………………….......…...17
Заключение……………………………………………………………….……...20
Литература………………………………………………………………….……21
Тест……………………………………………………………………………….22
Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали), определяет систему управления (деление властей по вертикали).
Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти, где государственные органы не выступают вышестоящей инстанцией, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.
Органы местного самоуправления действуют самостоятельно, в пределах своих полномочий, и ответственны, прежде всего, перед своим населением. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24 сентября 2003 г. определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
Местное самоуправление – это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами.
Основным субъектом права на самоуправление российское законодательство признает население городских и сельских поселений. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственности. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Это положение оговорено в статье 130 Конституции российской Федерации.
Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, иметь доступ к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Народ осуществляет свою власть, согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации, 1) непосредственно (то есть путем референдума, выборов); 2) через органы государственной власти; 3) через органы местного самоуправления.
«Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». Такое определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24 сентября 2003 г.
Система органов местного самоуправления
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ существует в различных организационных формах (ст. 130). В своей совокупности эти формы образуют систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.
Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основана на демократических принципах организации местного самоуправления в РФ. Система местного самоуправления строится с учетом ее роли в обществе и в государстве, а также с учетом исторических традиций. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления, а также в том, что все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.
В Федеральном законе[3] существует глава 4, определяющая формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления. К ним отнесены:
- Местный референдум
- Муниципальные выборы
- Собрания граждан
- Обращение граждан в органы местного самоуправления
- Территориальное общественное самоуправление
-Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Именно совокупность этих норм и будет составлять систему местного самоуправления в нашей стране.
Необходимо знать, что законодатель только обозначил эти формы, а выбирать конкретную систему нужно будет жителям муниципального образования. Порядок муниципальных выборов определяется законом субъекта Российской Федерации. Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации .
Но к настоящему моменту в субъектах Российской Федерации, к сожалению пока не наработан весь комплекс законов необходимый для регулирования вопросов касающихся местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.[4] Далее в статье 130 Конституция определяет самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, владении и распоряжении муниципальной собственностью. В статье 132 устанавливается, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Государственные полномочия (Ведение Российской Федерации и совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) перечислены в статьях 71-72 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон“ Об общих принципах организации местного самоуправления ” устанавливает, что в ведении муниципальных образований находятся:
- Правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом
- Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
- Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Предметы ведения местного самоуправления так же регулируются в Уставах и других законодательных актах субъектов Российской Федерации.
Полномочия местного самоуправления
Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Полномочия местного самоуправления реализуются непосредственно населением муниципальных образований, именно за населением признается право на осуществление местного самоуправления и население, не зависимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Именно населению принадлежит право выбирать свои представительные органы местного самоуправления, выражать свою волю на местном референдуме, определять структуру органов местного самоуправления, выступать с инициативой установления и изменения границ муниципального образования, отзывать, выражать недоверие, досрочно прекращать полномочия выборных органов, выборных должностных лиц. Это значит, что именно население муниципального образования играет исключительно важную роль в реализации полномочий местного самоуправления.
Полномочия местного самоуправления могут реализовываться органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Полномочия местного самоуправления определяют пределы самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами, а также иными актами муниципальных образований.
Следствием реализации своих полномочий местным самоуправлением является возникновение, изменение, прекращение правомочий органов и должностных лиц местного самоуправления, а также прав и обязанностей других юридических лиц и граждан.
Полномочия местного самоуправления можно разделить две группы:
а) Полномочия, которые признает за муниципальными образованиями государство, и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
б) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться местного самоуправления.
Наделение отдельными государственными полномочиями может осуществляться в форме их передачи или делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. Делегирование - это предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Наделение полномочиями может распространяться на всю систему органов местного самоуправления, на органы одного вида, уровня или региона, в границах одной административно - территориальной единицы.
Наделение полномочиями должно, как это прямо предусмотрено Конституцией, сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Причем органы местного самоуправления и его должностные лица несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми ресурсами.
Еще одно условие, связанное с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, заключается в возможности контроля со стороны государства за их реализацией. Такой контроль, по общему правилу, означает возможность соответствующих государственных органов давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать принимаемые ими решения с точки зрения не только законности, но и целесообразности, а также отменять при необходимости такие решения или приостанавливать их. Передавая органам местного самоуправления государственные полномочия, соответствующий орган государственной власти может установить порядок контроля за решениями органов местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты.
Также задачей этой работы было рассмотреть определение местного самоуправления. Местное самоуправление занимает особое место в механизме управления обществом и государством, оно основано на ряде принципов, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральных законах. Принципы самоуправления это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, закрепленные в нормах права. Функции являются основными направлениями муниципальной деятельности. Самой основной функцией местного самоуправления, безусловно, является обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммуникационно-бытовых и других жизненно важных услугах. Поскольку данные вопросы являются наиважнейшими для населения независимо от территории расположения муниципального образования.