Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, контрольная работа
Избирательное право – достаточно сложное политико-правовое понятие, достаточно неоднозначно трактуемое в науке и практике.
Термин «избирательное право» имеет два значения:
1) в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле.
1. Понятие избирательного права и избирательного процесса.
2. Правовое регулирование избирательных отношений.
3. Избирательное право и избирательный процесс субъектов РФ.
4. Избирательные права граждан и проблемы их осуществления.
Своеобразным вмешательством является и новый порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ, предусмотренный одноименным законом, в соответствии с которым представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Совете Федерации избирается соответствующим органом, а представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, к примеру, в УР гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Главы Удмуртской Республики по представлению Президента Российской Федерации Государственным Советом Удмуртской Республики в порядке, предусмотренном федеральным законом, Конституцией Удмуртской Республики и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики (п. 1 ст. 45 Конституции УР).
Законы субъектов Федерации, призванные дополнять и конкретизировать федеральное законодательство с учетом особенностей конкретного региона, как показывает практика, фактически копируют нормы федеральных законов. При правовом регулировании избирательного процесса в субъекте Федерации законодателю необходимо руководствоваться принципом разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и закрепить ряд норм, устраняющих пробелы в избирательном законодательстве.
Избирательный процесс - это система организационно взаимосвязанных и реализуемых в установленной последовательности отношений, опосредующих подготовку и проведение выборов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Так, порядок проведения выборов Президента Удмуртской Республики регулируется федеральными законами, конституцией и законами Удмуртии. Одним из таких законов является закон «О выборах депутатов государственного совета Удмуртской Республики», которым регулируется процесс выборов депутатов государственного совета УР.
Законодательные органы субъектов Российской Федерации должны реализовать свое право на нормативное регулирование избирательного процесса.
Институт совмещения различных видов выборов, активно используемый субъектами Российской Федерации, позволяет минимизировать расходы на подготовку и проведение выборов, концентрирует внимание избирателей на процессах формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления, снижает электоральную нагрузку на соответствующие бюджеты и на государственные и муниципальные средства массовой информации. Учитывая сложившуюся в Уральском федеральном округе традицию совместного проведения выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимо законодательно закрепить возможность совмещения различных видов выборов, в частности, определить полномочия избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов, урегулировать вопросы конкуренции норм, регламентирующих различные виды выборов.
Таким образом осуществляется избирательное право и избирательный процесс в субъектах Российской Федерации.
4. Избирательные права граждан и проблемы их осуществления.
В статье 32 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Закрепленные в Конституции избирательные права являются основными, базовыми и обеспечиваются целым рядом конкретных прав граждан, сфокусированных на отдельных стадиях избирательного процесса (образования избирательных округов, формирования избирательных комиссий, составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и т.д.). Использование гражданами указанных правомочий позволяет им свободно осуществлять конституционное право избирать и быть избранными. Вся совокупность конкретных избирательных прав граждан раскрывается в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации. Наиболее важные из этих прав и их гарантии установлены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Избирательные права граждан - конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и законодательными актами.
Избирательные права граждан — права граждан, гарантирующие им возможность избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательные права граждан состоят из следующих двух субъективных прав: а) права избирать своих представителей в выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления; б) права быть избранным в эти же органы власти. Избирательным правом обладают исключительно граждане РФ. Активное избирательное право возникает у граждан с 18 лет. Пассивное избирательное право наступает с более позднего возраста. Так, для избрания депутатом Государственной Думы или представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ необходимо достичь 21 года, для избрания на пост Президента РФ — 35 лет, главой исполнительных органов государственной власти субъектов РФ может быть избрано лицо, достигшее 30 лет.
Избирательные права граждан обусловлены определенными цензами — установленными избирательным законодательством необходимыми условиями получения и реализации этих прав. Принято считать, что все избирательные цензы носят дискриминационный, антидемократический характер и на практике могут существенно ограничивать Избирательные права граждан, в частности принцип всеобщего избирательного права. В то же время некоторые цензы вполне оправданны. Российскому избирательному законодательству известны ценз оседлости, возрастной ценз, ценз гражданства. Указанные цензы могут применяться как порознь, так и в различных сочетаниях. Ценз оседлости означает требование закона проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, проживающий в РФ не менее 10 лет. В отношении ценза оседлости законодательством установлены определенные ограничения. В частности, согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления лицам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта или муниципального образования. Однако, согласно Закону, ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут быть установлены исключительно Конституцией РФ (п. 4 ст. 4).
Возрастной ценз означает возможность участвовать в выборах или избираться на определенные государственные должности по достижении определенного возраста (18 лет). Возрастной ценз касается как активного, так и пассивного избирательного права. В последнем случае ограничение возрастного ценза означает положение закона, в соответствии с которым устанавливаемый минимальный возраст кандидата на выборную должность не может превышать 21 года на выборах в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года — при выборах в органы местного самоуправления.
Ценз гражданства предполагает, что кандидат на выборную должность должен быть гражданином данного государства. В РФ на выборные должности в органы государственной власти в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им законами РФ и ее субъектов иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
Реализация пассивного избирательного права граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации зависит от особенностей организации государственной власти в субъектах Федерации. Прежде всего это установление законодательством субъекта Российской Федерации предельного количества сроков избрания высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации) в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти ограничения направлены на наиболее полную реализацию принципа народовластия, что подразумевает периодическую ротацию руководителей органов государственной власти.
До принятия Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» у законодателей субъектов Российской Федерации существовала возможность установления так называемых «сроков обязательного проживания» на соответствующей территории в качестве условия приобретения пассивного избирательного права. Такого рода ограничения также называются цензами оседлости. Согласно статье 4 Федерального закона от 1994 г. сроки обязательного проживания не могли быть менее одного года. На практике в некоторых субъектах Федерации эти сроки не соблюдались. В принятом позднее Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было установлено, что ценз оседлости применим только в случаях, предусмотренных в Конституции Российской Федерации. Как известно, Конституция предусматривает такую возможность только в отношении выборов Президента Российской Федерации. Таким образом, при проведении иных выборов граждане Российской Федерации могут баллотироваться в качестве кандидатов независимо от места их проживания. В настоящее время практика, когда политики, проживающие в Москве, баллотируются на выборах, проводимых в субъектах Федерации, стала очень распространенной. В соответствии с законом для этого нет никаких ограничений.
Пассивное избирательное право возникает у гражданина не с момента его регистрации кандидатом, а принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, удовлетворяющему требованиям, содержащимся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.
В отличие от активного избирательного права, реализация пассивного избирательного права гражданином не зависит только от воли гражданина. Избрание гражданина в органы государственной власти и в органы местного самоуправления возможно, если за его кандидатуру проголосует установленное число избирателей. Государство гарантирует гражданам лишь равные возможности быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.
Условия осуществления пассивного избирательного права следует отличать от ограничений, связанных с несовместимостью депутатского мандата либо выборной должности с осуществлением определенной деятельности. Эти ограничения установлены в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, федеральных законах и законах субъектов Федерации. Данные ограничения прямо не связаны с реализацией гражданами пассивного избирательного права. Гражданину, являющемуся депутатом, находящемуся на определенной должности либо занимающемуся определенной деятельностью, не могут чиниться препятствия в осуществлении им пассивного избирательного права. Только после избрания гражданина депутатом (выборным должностным лицом) вступают в силу ограничения на занятие им соответствующей должности или на осуществление определенной деятельности. Лицо, избранное депутатом либо на выборную должность, после своего избрания должно освободить должность либо прекратить деятельность, которые согласно закону несовместимы со статусом депутата, выборного должностного лица.
Часто сталкиваются с проблемами реализации своих избирательных прав эмансипированные граждане. С одной стороны они полностью право и дееспособны, но с другой, в силу возраста, они не могут пользоваться своими правами в полном объеме, так как ни в одном законодательном акте РФ не оговорены права эмансипированных граждан в области избирательного права.
Также сталкиваются с проблемами в реализации своих прав военнослужащие. Это происходит по различным причинам. Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", данное правовое положение применимо к военнослужащим по контракту, чего нельзя сказать о военнослужащих по призыву, у которых есть четко установленный регламент служебного времени, и нарушать его никто не позволит. Кроме того, приказом командира части, в зависимости от режима функционирования части, устанавливается определенный процент военнослужащих, которым предоставляется городское увольнение.
Не совсем корректно запрещать лицам, замещающим командные должности в воинских частях, быть назначенными в состав избирательных комиссий ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Законодатель не уточнил, какие категории военнослужащих исключаются из списка, ведь перечень командных должностей начинается с командира отделения Устав Внутренней Службы Российской Федерации, заместителя командира взвода. По существу выходит, что если военнослужащий занимает командную должность, даже не офицерскую, он не имеет права быть назначенным в состав избирательной комиссии. Неверно и то, что на время исполнения обязанностей в представительном или исполнительном органе государственной власти военная служба приостанавливается ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". По роду своей деятельности, в соответствии со своей профессиональной подготовкой в органе государственной власти военнослужащий продолжает находиться на государственной службе, и, находясь на должности, в комитете, комиссии, являясь депутатом, он решает вопросы, касающиеся обороноспособности страны, боеготовности войск и совершенствования законодательной базы по повышению боевой подготовки, оснащенности войск.
Информация о работе Понятие избирательного права и избирательного процесса