Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, контрольная работа
Избирательное право – достаточно сложное политико-правовое понятие, достаточно неоднозначно трактуемое в науке и практике.
Термин «избирательное право» имеет два значения:
1) в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле.
1. Понятие избирательного права и избирательного процесса.
2. Правовое регулирование избирательных отношений.
3. Избирательное право и избирательный процесс субъектов РФ.
4. Избирательные права граждан и проблемы их осуществления.
• Образование избирательных округов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов.
• Образование избирательных участков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования.
• Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;
• Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;
Избирательные комиссии в Российской Федерации формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в представительном органе местного самоуправления. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Тем самым обеспечивается контроль за деятельностью избирательных комиссий со стороны гражданского общества.
• Составление списков избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам с обеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проголосовать.
• Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование визбирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Информирование избирателей в Российской Федерации осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках.
2. Правовое регулирование избирательных отношений.
Правоотношения занимают центральное место в механизме правового регулирования выборов. Именно через них абстрактные предписания и формулы избирательного законодательства получают конкретное социальное наполнение и реализуются в поведении участников избирательного процесса. Избирательные правоотношения как правило, остаются вне поля зрения, вследствие чего за рамками восприятия оказывается собственно юридический механизм реализации норм избирательного права, включающий праворегулирующие, правоприменительные и правоохранительные функции государства в этой области общественно-политических изменений.
Значение избирательных правоотношений для обеспечения реализации публичного политического избирательного права граждан трудно переоценить. Учитывая характеристику, данную С.С. Алексеевым правоотношению как главному элементу механизма правового регулирования, можно утверждать, что именно избирательные правоотношения:
во-первых, фиксируют круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие отдельных норм избирательного законодательства;
во-вторых, определяют юридическую структуру поведения, которому должны или могут следовать субъекты избирательного процесса;
в-третьих, являются условием для возможного приведения в действие специальных юридических средств обеспечения избирательных прав граждан и корреспондирующих им обязанностей иных участников избирательного процесса.
Все это свидетельствует о том, что избирательные правоотношения являются универсальным средством обеспечения устойчивой связи законодательства о выборах с избирательной практикой, служат единственным способом наложения нормативной модели организации выборов на фактические, образующие избирательную кампанию социально-политические процессы.
Как следствие, правоотношения, возникающие на основе конституционных норм,
характеризуются меньшей степенью конкретности, отсутствием строгой индивидуализированной правовой связи их участников. Но вместе с тем они обладают повышенным нормативным потенциалом, не только влияющим на адресатов норм, но и оказывающим прямое воздействие на содержание и структуру сопутствующего им законодательства. Данные отношения также отличает особый, публично-правовой статус, обусловленный значимостью объекта правового регулирования, предопределяющий исходные основания нормативно-правового обеспечения иных общественных отношений. Фундамент всех избирательных правоотношений составляют конституционные правоотношения, складывающиеся в связи с реализацией ст. 32 Конституции РФ, предусматривающей избирательные права граждан. Они не только предполагают императивную необходимость надлежащего организационного, материального, финансового, законодательного и иного обеспечения избирательных прав российских граждан, но и непосредственно выступают в качестве публично-правовой основы всех избирательных правоотношений. Именно в конституционно-правовом отношении, опосредующем избирательные права граждан и корреспондирующие им обязанности государства, лежит социально-политический смысл всех избирательных правоотношений, которые являются необходимым условием для практической реализации избирательных прав в повседневной деятельности граждан и иных участников выборов.
В УР одними из ярких примеров регулирования избирательных отношений являются такие законы, как закон УР №10-РЗ от 29 марта 2007 года "О референдуме Удмуртской Республики", в котором определяются гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Удмуртской Республики, регулируются отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Удмуртской Республики; Закон УР №18-РЗ от 13 апреля 2007 года "О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики", который регулирует порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики; и некоторые другие законы, регулирующие избирательные права граждан.
Избирательные правоотношения являются разновидностью правовых отношений, и они, несомненно, обладают, всеми свойствами, характерными для любых правоотношений. Вместе с тем они имеют присущие только им отличительные признаки, которые их специфицируют и позволяют рассматривать избирательные правоотношения как самостоятельный вид правовых отношений.
Не все общественные отношения, складывающиеся во время выборов, нуждаются в институционализации и юридизации. Некоторые из них являются исключительно внутренним делом действующих на избирательной арене политических сил и потому не урегулированы правовыми предписаниям и не рассчитаны на перевод в разряд избирательных правоотношений. Так, способы поиска различными политическими партиями и движениями партнеров с целью создания избирательных блоков, варианты подбора потенциальных кандидатов и иные подобные действия не охватываются избирательными правоотношениями, поскольку их осуществление объективно не требует правового регулирования.
Публичная функция избирательных правоотношений не замыкается на правовое обеспечение организации и проведения выборов, а распространяется также и на создание надлежащих условий реализации избирательных прав граждан в период между выборами. Исходя из сказанного к их числу можно отнести урегулированные избирательным законодательством отношения, связанные с функционированием системы постоянного учета избирателей, внедрением автоматизированных систем обработки и хранения информации об избирателях и результатах их волеизъявления, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ развития избирательной системы и правовой культуры участников избирательного процесса.
Несомненно, главным субъектом избирательных правоотношений являются избиратели и кандидаты, без которых невозможна реализация права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они выступают основными управомоченными участниками избирательных правоотношений, именно от них зависят структура, содержание и динамика развития данного вида правоотношений, которые в конечном счете обеспечивают осуществление принадлежащих им активных и пассивных избирательных прав. Однако не меньшее значение для поступательного развертывания избирательного процесса имеет деятельность избирательных комиссий, которые призваны обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан. Правомерно рассматривать избирательные комиссии в качестве основного обязанного субъекта публичного права и публичных избирательных правоотношений, без которого невозможны создание и функционирование организационно-правового механизма выборов.
Приоритет судебной защиты избирательных правоотношений подчеркивается и специальным указанием Федерального закона об основных гарантиях на то, что суды обязаны организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение избирательных споров. Кроме того, только в судебном порядке могут быть отменены решения избирательной комиссии о результатах выборов.
Принимая во внимание, что избирательное законодательство не имеет унифицированной юридической структуры, а охватывает собой комплекс норм различной отраслевой принадлежности, возникающие на его основе избирательные правоотношения характеризуются тесным единством и органической взаимосвязью в обеспечении реализации избирательных прав граждан, хотя, взятые в отдельности, они могут при этом тяготеть к различным отраслям российского права - конституционному, административному, финансовому, уголовному, трудовому, гражданско-процессуальному и некоторым другим.
3. Избирательное право и избирательный процесс субъектов РФ.
Федеральное законодательство определяет, что законом субъекта Российской Федерации: устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); определяется порядок проведения муниципальных выборов.
Право субъектов Российской Федерации иметь собственный законодательный (представительный) орган закреплено Конституцией Российской Федерации, а выборность представителей народа (хотя бы одной нижней палаты) является необходимым атрибутом демократического государства.
Все законодательные органы субъектов РФ носят представительный характер и потому должны избираться гражданами этих субъектов на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. Обязательность выборов рассматривается избирательным законодательством в современных демократических условиях в качестве одного из непременных условий реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации могут издавать только нормы, регламентирующие федеральные выборы и референдум, носящие в основном исполнительный и рекомендательный характер. Также возможно регулирование законодательными актами субъектов Российской Федерации отдельных аспектов проведения выборов, имеющих значение и для федеральных выборов (формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, обеспечение прав национальных меньшинств, установление перечня отдаленных и труднодоступных местностей и некоторые другие).
Возможность субъектов Российской Федерации осуществлять полноценное правовое регулирование федеральных выборов и референдума могла бы быть реализована только в рамках установления дополнительных гарантий избирательных прав граждан при проведении этих выборов, но при этом является всего лишь потенциальной и ее реализация зависит от воли федерального законодателя. Эта возможность установлена правовой нормой, заложенной в пп. «б» п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии, дополнительные по отношению к федеральным, избирательных прав граждан, только в отношении выборов в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, но этими гарантиями не могут изменяться или умаляться федеральные (основные) гарантии избирательных прав граждан. Это не исключает возможности издания органами государственной власти субъектов Российской Федерации правовых актов, регулирующих выборы в федеральные органы государственной власти и референдум Российской Федерации, рекомендательного характера. Конечно, эти акты не будут иметь такого же значения, как и федеральные нормативные правовые акты, но при определенных условиях – серьезном авторитете органа, их издавшего и высоком уровне культуры участников избирательного процесса, эти акты могут оказать положительное воздействие на электоральные отношения, например, на проведение предвыборной агитации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают правовые акты, реализующие нормы федерального законодательства.
Наличие этих, а также рекомендательных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регламентирующих выборы в федеральные органы государственной власти и проведение референдума Российской Федерации, не позволяет, однако, включить в предмет избирательного права субъектов Российской Федерации выборы в федеральные органы государственной власти и референдум Российской Федерации. Рекомендательные акты не особенно распространены и не оказывают серьезного воздействия на избирательный процесс в настоящих условиях, а правовые акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации, как правило, не создают новых прав и обязанностей, а конкретизируют их для других органов государственной власти и местного самоуправления.
Одним из примеров вмешательства законодателей в субъекте Российской Федерации в федеральную компетенцию приводится О.Е. Кутафиным, когда Законом Курганской области от 23 марта 1995 г. «О гарантиях избирательных прав граждан в Курганской области» предусматривались «основные гарантии избирательных прав граждан Курганской области при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Главы (Губернатора) области, депутатов областной Думы, а также выборных органов местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральным законом или законами Курганской области» (ч. 1 ст. 1), а также гарантировались избирательные права граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории. Дипломатические и консульские учреждения обязывались этим Законом оказывать содействие гражданам России в реализации избирательных прав, установленных федеральным законодательством (ч. 3 ст. 3)».
Информация о работе Понятие избирательного права и избирательного процесса