Чтобы понять, как региональная
власть может воздействовать
на органы местного самоуправления,
необходимо определить специальные
принципы организации муниципальной
власти:
1) принцип "подзаконности",
т.е. функционирования местного самоуправления
в рамках, заданных законом;
2) принцип самостоятельности
(организационная независимость,
самостоятельность в определении
структуры собственных органов,
в решении вопросов местного
значения, в распоряжении муниципальными
материально-финансовыми средствами);
3) принцип выделенной
компетенции - наличия у органов
местного самоуправления собственных
полномочий, в пределах которых
они самостоятельны;
4) принцип выборности (требование
обязательности наличия выборных
органов в системе местного
самоуправления);
5) принцип ресурсной обеспеченности,
т.е. наличия собственных ресурсов,
достаточных для осуществления
органами местного самоуправления
своих полномочий;
6) принцип ответственности
органов и должностных лиц
местного самоуправления перед
населением, государством и юридическими
лицами;
7) принцип государственной
поддержки местного самоуправления.
Региональное управление
и местное самоуправление тесно
взаимосвязаны между собой, обусловливают
друг друга и представляют
собой два вида властной организации
общества. У них имеется ряд
общих черт, например:
а) и местная, и
региональная власть организованы
по территориальному признаку. Правомочия
обеих властей распространяются на все
субъекты, функционирующие на соответствующей
территории;
б) и местная, и
региональная власть реализуют
свое социальное назначение посредством
специальных постоянно действующих
органов, наделенных правом осуществлять
властные полномочия;
в) органы и местной,
и региональной власти способны
принимать в пределах своей
компетенции нормативно-правовые
акты, обязательные для всех субъектов;
г) и местная, и
региональная власть вправе устанавливать
налоги и сборы, закрепленные
за ними Налоговым кодексом
РФ;
д) органы и местной,
и региональной власти наделены
правом применять меры принуждения
на территории своей юрисдикции.
е) органы государственной
власти обязаны гарантировать
органам местного самоуправления
минимальную материально-финансовую
базу;
ж)органы государственной
власти вправе осуществлять контроль
за исполнением органами местного самоуправления
отдельных переданных государственных
полномочий;
з)органы государственной
власти субъекта РФ вправе временно осуществлять
полномочия органов местного самоуправления
в трех случаях: когда органы местного
самоуправления ликвидированы в условиях
чрезвычайной ситуации, когда проведено
"банкротство муниципального образования"
(в случае, если долги муниципального образования
на 30% превысили собственные доходы), при
нецелом использовании субвенций.
Взаимоотношения органов
местного самоуправления с органами
государственной власти строятся
на следующих принципах: с одной
стороны, органы местного самоуправления
не входят в систему органов
государственной власти и самостоятельны
в пределах своей компетенции.
С другой сто
Основным инструментом взаимодействия
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
является закон. Для государственной
власти закон гарантирует то, что
местное самоуправление будет функционировать
в определенных законом пределах.
Для местного самоуправления - это
гарантия от волюнтаристского вмешательства
государственных чиновников в деятельность
муниципальных органов власти. Закон
обеспечивает достаточную стабильность
отношений между органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
Государственная поддержка
местного самоуправления - это система
мер, обеспечивающих укрепление
и стимулирование развития местного
самоуправления федеральными и
региональными органами государственной
власти.
Государственная поддержка
местного самоуправления, как правило,
осуществляется в следующих формах:
а) издание правовых
актов по вопросам организации
и деятельности местного самоуправления;
б) контроль за соблюдением
конституционных основ местного самоуправления;
в) информационное обеспечение
органов местного самоуправления
(в том числе ознакомление с
проектами нормативно-правовых актов
органов государственной власти,
затрагивающих интересы местного
сообщества);
г) оказание методической
поддержки;
д) рассмотрение обращений
органов и должностных лиц
местного самоуправления в органы
и к должностным лицам государственной
власти, принятие мер по их
удовлетворению;
е) участие в формировании
органов местного самоуправления
в случаях, установленных законом
(например, в муниципальных районах
и городских округах представители
органов государственной власти
субъекта РФ входят в состав
конкурсной комиссии на замещение
должности главы местной администрации,
назначаемой по контракту);
ж) принятие и реализация
целевых программ государственной
поддержки местного самоуправления;
з) подготовка кадров
муниципальных служащих;
и) оказание материальной
и финансовой помощи органам
местного самоуправления;
к) предоставление в
пользование государственного и
муниципального имущества на
безвозмездной основе;
л) временное осуществление
полномочий местного самоуправления
органами государственной власти
и другие меры.
Органы местного самоуправления
при разработке муниципальных
планов и программ должны учитывать
соответствующие государственные
планы и программы. Соответственно,
государственные органы при разработке
государственных планов и программ
должны учитывать мнение органов
местного самоуправления.
Отношения, связанные с
государственной регистрацией актов
гражданского состояния, воинским учетом,
совершением нотариальных действий
и т.п., крайне затруднительно регулировать
органам государственной власти
субъектов, не говоря уже о федеральных
структурах. В принципе существуют
два пути решения этой проблемы.
Первый путь - это создание на территории
местного самоуправления особых государственных
структур, которые будут исполнять
государственные полномочия. Второй
путь - наделение государственными
полномочиями органов местного самоуправления
на основе договоров или законодательных
актов.
Под передачей полномочий
понимается способ регулирования
полномочий органа местного самоуправления,
при ко
органа государственной
власти исключается из его компетенции
и включается в компетенцию органов
местного самоуправления. При этом
срок такой передачи, как правило,
не оговаривается. Наделение органов
местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями, как правило, происходит
в форме передачи полномочий.
Делегирование полномочий
- это предоставление органам
государственной власти принадлежащего
ему права решения какого-либо
вопроса органам местного самоуправления
на один раз, на определенный
срок или бессрочно. Исходя
из этого, следует обратить
внимание на различия в содержании
понятия "передача полномочий",
которая происходит на постоянной
и безусловной основе, расширяя
перечень вопросов ведения муниципального
образования, и "делегирования
полномочий", которое осуществляется
на временной основе с соблюдением
определенных требований, расширяя
компетенцию отдельных муниципальных
органов.
Статья 132 Конституции
РФ
2. Органы местного самоуправления
могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями
с передачей необходимых для
их осуществления материальных
и финансовых средств. Реализация
переданных полномочий подконтрольна
государству.
Органы государственной
власти Российской Федерации,
органы государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления
по согласованию между ними
могут осуществлять взаимодействие
в инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений, в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом и другими
федеральными законами.
Правовое положение благотворительных
и иных общественных фондов.
Коммерческие и некоммерческие
организации
Юридические лица, являющиеся
некоммерческими организациями,
могут создаваться в форме
потребительских кооперативов, общественных
или религиозных организаций
(объединений), учреждений, благотворительных
и иных фондов, а также в
других формах, предусмотренных
законом (в ред. Федерального закона от
03.11.2006 N 175-ФЗ).
К юридическим лицам,
в отношении которых их учредители
(участники) не имеют имущественных
прав, относятся общественные и
религиозные организации (объединения),
благотворительные и иные фонды,
объединения юридических лиц
(ассоциации и союзы).
Благотворительная организация
1.Благотворительной организацией
является неправительственная (негосударственная
и немуниципальная) некоммерческая
организация, созданная для реализации
предусмотренных настоящим Федеральным
законом целей путем осуществления
благотворительной деятельности
в интересах общества в целом
или отдельных категорий лиц.
2.При превышении доходов
благотворительной организации
над ее расходами сумма превышения
не подлежит распределению между
ее учредителями (членами), а направляется
на реализацию целей, ради которых
эта благотворительная организация
создана.
Формы благотворительных
организаций
Благотворительные организации
создаются в формах общественных
организаций (объединений), фондов,
учреждений и в иных формах,
предусмотренных федеральными законами
для благотворительных организаций.
Благотворительная организация
может создаваться в форме
учреждения, если ее учредителем
является благотворительная организация.
Фонды
1.Фондом признается не
имеющая членства некоммерческая
организация, учрежденная гражданами
и (или) юридическими лицами
на основе добровольных имущественных
взносов, преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные
или иные общественно полезные
цели.
Имущество, переданное
фонду его учредителями (учредителем),
является собственностью фонда.
Учредители не отвечают по
обязательствам созданного ими
фонда, а фонд не отвечает
по обязательствам своих учредителей.
2.Фонд использует имущество
для целей, определенных в его
уставе. Фонд вправе заниматься
предпринимательской деятельностью,
необходимой для достижения общественно
полезных целей, ради которых
создан фонд, и соответствующей
этим целям. Для осуществления
предпринимательской деятельности
фонды вправе создавать хозяйственные
общества или участвовать в
них.
Фонд обязан ежегодно
публиковать отчеты об использовании
своего имущества.
3.Порядок управления фондом
и порядок формирования его
органов определяются его уставом,
утверждаемым учредителями.
4.Устав фонда помимо
сведений, указанных в пункте 2 статьи
52 настоящего Кодекса, должен
содержать: наименование фонда,
включающее слово "фонд", сведения
о цели фонда; указания об
органах фонда, в том числе
о попечительском совете, осуществляющем
надзор за деятельностью фонда,
о порядке назначения должностных
лиц фонда и их освобождения,
о месте нахождения фонда, о
судьбе имущества фонда в случае
его ликвидации.
Участники (члены) общественных
и религиозных организаций не
сохраняют прав на переданное
ими этим организациям в собственность
имущество, в том числе на
членские взносы. Они не отвечают
по обязательствам общественных
и религиозных организаций, в
которых участвуют в качестве
их членов, а указанные организации
не отвечают по обязательствам
своих членов.
Решение о ликвидации
фонда может принять только
суд по заявлению заинтересованных
лиц.
Фонд может быть
ликвидирован:
1) если имущества фонда
недостаточно для осуществления
его целей и вероятность получения
необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не
могут быть достигнуты, а необходимые
изменения целей фонда не могут
быть произведены;