Политические права и свободы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:50, курсовая работа

Краткое описание

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав. Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.

Оглавление

1. Вступление---------------------------------------------------------------------3
2.Основные права и свободы--------------------------------------------------3
3.Классификация прав и свобод личности-----------------------------------4
4.Конституционные права и свободы человека и гражданина----------5
5.Основные политические права и свободы--------------------------------8
6.Право граждан на участие в управлении делами государства--------10
7.Право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления---------------------------------------------------12
8.Право граждан на равный доступ к государственной службе--------14
9.Право граждан в отправлении правосудия-------------------------------15
10.Право граждан на коллективное обращение в государственные органы и местного самоуправления-----------------------------------------15
13.Право граждан на объединение--------------------------------------------21
14.Право граждан на собрания-------------------------------------------------24 15.Вывод---------------------------------------------------------------------------26
16.Список литературы-----------------------------------------------------------27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.33 Кб (Скачать)

 

 Государственный   служащий,  занимающий   государственную  должность, подлежит аттестации  не  чаще одного  раза в год,  но не реже одного раза в  четыре года. Аттестационная комиссия  формируется руководителем государственного  органа. В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, понижен в должности. Порядок и условия проведения аттестации  государственных служащих устанавливаются актами законодательства   Российской Федерации. 9. Право участие граждан в отправлении правосудия Статья 32 п.5 Конституции РФ заключает право гражданина на участие в отправление правосудия, основанный на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

 

Право участвовать  в осуществлении правосудия является  новой для российской Конституции  нормой. Участие граждан Росии в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осущетсвляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по сущетсву (виновен - невновен) как основы приговора суда. Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлени правосудия. Суд присяжных заседателей образутся при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи ии 12 присяжных заседатлей; в его работе обязательно учавствуют государственный обвнитель и защитник.

 

(Комментарии к  Конституцииии РФ.) 10. Право граждан на коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления Статья 33 п.1 Конституции РФ Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решении вопросов общественной жизни,а также является важным средством защты прав  свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977г., а также в Конституции РСФСР 1978г.

 

В настоящее время  существует Закон от 27 апреля 1993г. "Об обжаловани в суд дейсвий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Закон определяет многие важные аспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений.В частности определены: пределы действия настоящего Закона, определен перечень действий, обжаловать которые можно через суд, возможность непосредственно обращаться в суд, закреплено право обрашения военнослужащх на действия своего начальства.

Подача обращений  в государственные органы и органы местного самоуправления,подразумевает под собой понятия жалоба,предложение и заявление. Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба", "предложениие", "заявление". Однако многолетняя судебная правктика выработала свои критерии их разграничения. Предложене - это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т.д.

 

Заявление - обращение  гражданина в государственные органы, орагны местного самоуправления, общественные орагнизации с просьбой о реализаци принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади). Жалоба - обращение гражданина в государственные орагны либо органы месного самоуправления  с требованием о восстановлении права или законого интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц. (Комментарии Конституции РФ.

 

Рассмотрим право  на петиции. Это право на участие  не лучшим образом урегулировано  действующим за конодательством . Достаточно отметить, что Конституция РФ даже не употребляет термин "петиции", заменяя его громоздким определением "личные и коллективные обращения в государственные органы и к должностным лицам"(ст.33). Что же касается текущего законодательства, то здесь до сих пор действует акт - Указ Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4марта 1980г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан ".

 

При этом, кроме месячного срока для рассмотрения обращений и установления запрета на рассмотрение аналогичных писем и направление жалоб лицу, на которое жалуется заявитель, иных принципиальных положений он не содержит. Право на обращениее закреплено не только за гражданами, но и за общественнымии организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц. Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности  и влекут разные правовые последствия.

 

Термин "обращение" носит собирательный характер. В  обращениях граждан могут содержаться  жалоба в связи с тем или  иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр. Нормативным  актами предусмотрено право граждан (юридическх лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответсвующими лицами закреплена обязанность эти обращеня принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления.

 

Предложения и заявления  граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению  которых относятся затрагиваемы в них вопросы. В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем ораганам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные  действия должностных лиц и органов государтства, существует судебный порядок обжалованя таких действий. В часности, за гражданам РФ Закон закрепляет право непосредственного обрашения в судебные органы на незаконные действия.

 

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд Каждый гражданин  вправе  обратиться  с  жалобой  в суд,  если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,  общественных объединений  или  должностных  лиц нарушены его права и свободы. Что же касается действий, которые могут быть обжалованы в суд, то их перечень закреплен в Законе от 27 апреля 1993г. Статья 2.  Действия (решения), которые могут быть обжалованы суд. "К действиям  (решениям)   государственных   органов,   органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных  лиц,  которые  могут  быть обжалованы  в суд,  относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: 1) нарушены права и свободы гражданина; 2) созданы препятствия  осуществлению  гражданином его прав и свобод; 3) незаконно на гражданина возложена какая-либо  обязанность  или 4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. (Статья 2 Закона от 27.04.93 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан") Если гражданин не согласен с решением суда - он может обжаловать его в вышестояшую инстанцию.

 

Что же касается действий закона "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан",то им регулируется только судебный порядок рассмотрения петиций, и проблема остается не решенной. Таким образом, политические права и свободы граждан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, иных субьектов политической системы, то есть политическую область общественных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества.      Часть вторая Теперь перейдем ко второй группе субъективных прав и свобод входящих в систему политических.Она состоит из прав, которые оговорены в статьях с 29 по 31. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний . 11. Право граждан на свободу мысли и слова Статью 29 ч.1 Конституции РФ (свобода мысли и слова), связанна, как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения.

 

  Эти принципы  закрепляются конституционно и  обозначают, что человек вправе  передавать, распространять и производить  информацию  любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи  информации могут нанести вред  обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного согласия. 12. Право граждан на свободу  печати и информации Первоосновой  свободы печати,как это вытекает из ст29 ч.4 Конституции РФ,является право каждого человека искать и получать информацию.Это означает,что государство в лице любых органов,а также и общественные организаци обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности,если эти сведения не являються согласно закону государственной тайной. Каждый человек вправе передавать,производоть и распостраныть информацию любым законным способом,т.е. он может зделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность,для чего создать свою газету,использовать государственный или частный канкл телевидения,выступить с публичной лекцией и др.Распостранение государства не должно быть монополией государства – в этом залог полноты и объективности информации,получаемой обществом. Особое значение имеют массовая информация,которая реализуется через информационные агенства и различные средства массовой информации(СМИ) – газеты,журналы т.

 

д.Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой информации заставляют демократические государства детально определять их правовое положение,порядок создания ,деятельности и ликвидации. Конституция гарантирует свободу массовой информации.Этот общий принцип открывает дорогу для бесприпятственного создания любым лицом(включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других СМИ и распостранения в них любой информации,не затрагивающей государственной тайны.Независимое телевидение и пресса не обязанны согласовывать свои материалы с каким либо государственным органом(например,с Государственным камитетом РФ по печати),они вправе отбирать информацию предоставляемую иим от госорганов,самостоятельно строить свои отношения с международными информациоными агенствами,направлять за рубеж собственных корреспондентов.

 

В основе механизма  правового регулирования любой  конституционной политической свободы  граждан должна лежать норма Конституции. Что касается свободы слова и  печати, то к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в статье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распростронять информацию. Часть пятая ст29 гарантирует запрет цензуры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации".

 

Ни в каких  редакциях СМИ (в том числе  и правительственных,) ни в каком  –либо государственном органе не может быть лиц,надзирающих за работой печатных органов,а тем более обладающих правом снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы. Вместе с тем в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Собственно свобода печати Конституцией не урегулирована. Можно, конечно, обосновать отсутствие упоминания о свободе печати тем обстоятельством, что она является частным проявлением свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует международно-правовым обязательствам России.

 

Международный пакт о гражданских и политических правах в числе способов  выражения  мнения указывает использование  печати как самостоятельное правомочие граждан. Конкретные гарантии свободы  средств массовой информации содержаться  в Законе о средствах массовой информации(в редакции от 5 августа 2000г.).Так,установленно,что государственные органы и общественные объединения обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций и других формах.Восприпятствование в какой-либо форме деятельности СМИ(например,незаконное прекращение или преостановление)влечет уголовную,административную или иную ответственность в соответствии с законом.

 

Установленны порядок создания и регестрации СМИ,а также основания для отказа в регистрации или в леквидации.Такие суровые санкции возможны только по решению суда. В январе 1995г. был принят Федеральный закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.Закон устанавливает что, государственные СМИ обязаны давать информацию о деятельности Президента,Федерального собрания,Правительства РФ и других органов,включать программы с соблюдением определенных требований(например,не прерывать официальные сообщения рекламой).

 

Из того же Закона следует что,федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов РФ не могут быть учередителями периодического печатного издания,за исключением печатного издания,публикующего только офицальные сообщения и материалы.Проведенно акционирование государственного телевидения. Федеральный закон об информации,информатизации и защите информации от 20 февраля 1995г. призван защищать право собственности на документы и массивы документов в информационных системах,он вводит порядок правовой защиты информации,не допускает сбор ,хранение,использование и распостранение информации о частной жизни,а равно информации,нарушающюю личную тайну, семейную тайну, тайну переписки,телефонных переговоров,почтовых и иных сообщений физического лица без его согласия,кроме как на основания судебного решения.(ст11).

Информация о работе Политические права и свободы граждан