Отличие государства от органов власти при первобытном строе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Проблема возникновения государства и государственной власти, формирования их сущности, содержания, форм существования и пр. является одной из ключевых проблем правовой и общественной жизни. Этой проблеме посвящено огромное количество работ, трактовок, высказываний в истории мировой и отечественной правовой мысли. Имеются десятки различных определений и государства, и государственной власти через призму биологических, антропологических, психологических, социальных, политологических, юридических и иных факторов; создано множество классификаций и государства, и власти как неотъемлемого признака государства.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности организации власти и общества при первобытном строе
1.1. Социальная организация первобытного общества ……………………...5
1.2. Органы власти и управления в первобытном обществе ………………10
Глава 2. Возникновение государства: его признаки и отличия от органов власти при первобытном строе
2.1. Причины возникновения государства ………………………………….16
2.2. Понятие и признаки государственной власти и ее отличия от власти в условиях первобытного строя ……………………………………………….28
Заключение …………………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы………………………..38

Файлы: 1 файл

андрей петров отличие гос-ва от органов власти при перв строе.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

В четвертых, государство  предоставляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государства - это свойства государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимого государства по отношению к другим властям внутри страны, а также в сферах межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.22

Суверенитет - собирательный  признак государства. Он концентрирует  в себе все наиболее существенные черты государственной организации  общества. 
При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов.

Понятие государственного суверенитета связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Таковы наиболее общие  признаки государства, характеризующие  его как специфическую организацию общества. Сами по себе они не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства в его историческом развитии. Далее с совершенствованием общественной жизни, самого человека, с его социальной политической зрелости изменялось государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными наполняются новыми более рациональным содержанием

 

 

 

 

2.2. Понятие  и признаки государственной власти  и ее отличия от власти в условиях первобытного строя 

 

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лицаобладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения. 

 В процессе возникновения  права можно выделить три способа  (пути), которые приводят к формированию одного из основных источников права. Эти пути таковы: 

 Санкционирование  обычаев. Государство санкционирует,  т. е. разрешает действие, берет  под свою защиту определенные  обычаи, выгодные и угодные господствующему  классу или лицам, стоящим у власти. В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай - исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения. Подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

 Юридическая (прежде  всего судебная) практика. При разрешении  конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика. В результате этого способа формирования права складывается такой источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право. Правовой прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел. Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.23

 · Прямое нормотворчество  государства. Для достижения своих  целей, закрепления выгодных для  себя порядков государственная  власть издает особые акты (указы,  уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Однако, способы формирования права и источники права - не одно и тоже. Способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права. Источники права - это формы выражения вовне правовых норм, определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права. Во всех этих случаях речь идет о позитивном (объективном) праве, для него характерна неотъемлемая связь с государством. Как Вы могли заметить, все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство превращает различные социальные нормы в правовые. Только после того, как некие правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могут расцениваться как правовые.

 Связь права и  государства функциональная, они  существуют вместе, поддерживая  друг друга. Однако это не  означает, что право должно рассматриваться в качестве признака государства, как это делается в некоторых учебных пособиях. Это очень сложный (и, возможно, неразрешимый) вопрос - что же первично, государство или право. В современном обществе они неразрывны. А более подробно вопрос о сущности права будет рассматриваться в теме 9.

 В любом случае, право возникает, чтобы регулировать  общественные отношения. Право  - самый цивилизованный способ  разрешения социальных конфликтов. Его назначение - внести упорядоченность  в общественную жизнь, урегулировать значимые и потенциальноконфликтные социальные отношения. Право является регулятором общественных отношений. На определенном этапе развития общества социальные нормы родовой организации уже не могут справиться с функциями социальной регуляции в связи с существенным усложнением общественных отношений и их динамизмом. На этом этапе формируется право как особый вид социальной регуляции, обладающий рядом важных признаков, не характерных для мононорм родовой организации.

 Итак, в отличие  от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно  распространяется на всех, находящихся  на территории данного государства.

2. Формальность, формальная  определенность. Для права очень  важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко  разграничиваются права и обязанности  субъектов. Нормам родовой организации  это не присуще, они выступают  в качестве императива, обязательного  варианта поведения, в котором  права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

4. Право поддерживается  силой государственного принуждения.  Создается специальный аппарат  принуждения, который следит за  выполнением правовых предписаний  и принимает меры к их нарушителям.  Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

5. Основные теории  о происхождении государства  и права 
Возникновение государства и права - сложный, трудно изучаемый процесс. Попыток объяснить его очень много. В процессе исторического развития и накопления знания выдвигались различные теории, каждая из которых имеет свое рациональное зерно. Теорий происхождения государства и права множество, поэтому остановимся на основных, самых известных и наиболее разработанных.24

 Теологическая теория (основоположник - Фома Аквинский, имела распространение в средние века) связывает происхождение государства и права с божественной волей. Достоверность этой теории зависит от индивидуальной веры в Бога или атеистической установки исследователя. 
Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский) рассматривала государство как результат разросшейся семьи. Правитель выступал в качестве отца, а подданные - его дети.

 Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев, Ж.ж. Руссо, Б. Спиноза) исходит из того, что государству предшествует естественное состояние, которое сторонники теории характеризовали поразному. Одни считали, что это был "золотой век человечества" (Руссо), другие - "война всех против всех" (Гоббс). Важное достоинство этой теории - признание за людьми естественных, неотъемлемых, данных природой или Богом прав. В результате экономического развития и расслоения общества во избежание конфликтов, для достижения мира и благополучия заключается общественный договор, по которому люди передают часть своих естественных праве государству, обязуясь ему подчиняться, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Теория была прогрессивна для своего времени, т. е. предполагала возможность свержения власти (правителя), если он не выполнял условия общественного договора.

 Теория насилия  (завоевания) возникла в конце  XIX- начале XX вв. (основоположники Л.  Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг). В общих чертах, государство возникает в результате завоевания одним народом других, после чего требуется создать особый аппарат для поддержания угнетенных в подчинении. Этим аппаратом и является государство.

 Психологическая теория (Л. Петражицкий) выводила государство из психических особенностей человека: одним свойственно подчиняться, а другим - повелевать. Причины правообразования также кроются в психике людей, право представляет собой "императивноартибутивные правовые переживания" людей.

 Марксистская теория основана на материалистическом подходе. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство - продукт непримиримых классовых противоречий.  
Социально-экономическая теория - на ее основе мы и изучаем происхождение государства и права. Она также основана на материалистическом подходе, но не абсолютизирует роль классообразования при возникновении государства. Упор делается на экономические факторы, которые постепенно приводят к разложению родовой организации и возникновению на ее основе единственно возможной альтернативы - государства.

 Органическая теория (Г. Спенсер, Платон) проводит параллели  между государством и человеческим  организмом. Государство - результат  органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. В обществе происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства. Органы государства уподобляются человеческому организму: правительство - мозг, низшие классы соответствуют выделительным органам и т. д.25

Итак, для более точного  понимания различий государства  и органов власти при первобытном  строе составлена следующая таблица

Таб. 2.1.

Признаки и отличия  государства от первобытного общества26

Признаки отличия

Первобытное общество

Государство

 

Публичная власть

Основа действенности публичной  власти

В первобытном обществе публичная (т.е. общественная) власть организационно совпадает непосредственно с  обществом, была не поли-тической, т. е. неклассовой публичной властью. Например, ее носителями является общее собрание, старейшина (выборная сменяемая должность). Структура органов публичной власти проста, а компетенция -- тотальна (решают любые вопросы)

Сила авторитета, т. е. добровольность выполнения решений, исходящих от старейшины, обусловливается уважительным отношением к его личности (знаниям, опыту).

Особенность публичной власти в  лице возникшего государства состояла в том, что она принадлежала не всем членам общества, а лишь экономически господствующему классу, являлась политической властью. Эта власть осуществляется специальными отрядами людей, которые в целях удержания, укрепления и развития экономического господства эксплуататоров выполняют специфические функции управления, используя механизм принуждения и насилия. В его состав входят армия, различные карательные органы, чиновничество. Для содержания всего этого аппарата, необходимы материальные средства. Они взимаются с населения в виде налогов.

Авторитет силы, т. е. решения, исходящие от этой власти, при необходимости могут быть проведены в жизнь принудительно.

 

Объединение людей

Первобытное общество в своей родовой  основе объединяло и делило людей  по кровнородственному признаку. С  появлением же частной собственности  и классов родовые связи начинают слабеть, а затем исчезают совсем. Происходит смешение родов и племен, и родовая организация преобразуется в административно-территориальную.

Государственная власть соединяет  и делит людей по месту жительства, т. е. по территориальному признаку (население страны, провинций, губерний и т.п.). Гражданам предоставлялось осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени. Место клана занимает административный округ, место старейшины государственный чиновник, назначаемый из центра или ему подчиненный. Возникает институт гражданства (подданства)

 

Налогообложение

Нет налогообложения.

Взимание налогов с населения  и получение от него займов для  содержания аппарата государственной  власти.

 

Право

Нет необходимости в праве. В  первобытном обществе общественные отношения регулируют обычаи.

В государстве появляются юридические  нормы -- общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные, а также охраняемые государством.

 

Информация о работе Отличие государства от органов власти при первобытном строе