Отличие государства от органов власти при первобытном строе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Проблема возникновения государства и государственной власти, формирования их сущности, содержания, форм существования и пр. является одной из ключевых проблем правовой и общественной жизни. Этой проблеме посвящено огромное количество работ, трактовок, высказываний в истории мировой и отечественной правовой мысли. Имеются десятки различных определений и государства, и государственной власти через призму биологических, антропологических, психологических, социальных, политологических, юридических и иных факторов; создано множество классификаций и государства, и власти как неотъемлемого признака государства.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности организации власти и общества при первобытном строе
1.1. Социальная организация первобытного общества ……………………...5
1.2. Органы власти и управления в первобытном обществе ………………10
Глава 2. Возникновение государства: его признаки и отличия от органов власти при первобытном строе
2.1. Причины возникновения государства ………………………………….16
2.2. Понятие и признаки государственной власти и ее отличия от власти в условиях первобытного строя ……………………………………………….28
Заключение …………………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы………………………..38

Файлы: 1 файл

андрей петров отличие гос-ва от органов власти при перв строе.doc

— 187.00 Кб (Скачать)


Оглавление:

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности организации  власти и общества при первобытном  строе  
1.1. Социальная организация первобытного общества ……………………...5

1.2. Органы власти и управления  в первобытном обществе ………………10

Глава 2. Возникновение государства: его признаки и отличия от органов власти при первобытном строе  
2.1. Причины возникновения государства ………………………………….16

2.2. Понятие и признаки  государственной власти и ее  отличия от власти в условиях первобытного строя ……………………………………………….28

Заключение …………………………………………………………………..36

Список использованных источников и литературы………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Проблема возникновения  государства и государственной  власти, формирования их сущности, содержания, форм существования и пр. является одной из ключевых проблем правовой и общественной жизни. Этой проблеме посвящено огромное количество работ, трактовок, высказываний в истории мировой и отечественной правовой мысли. Имеются десятки различных определений и государства, и государственной власти через призму биологических, антропологических, психологических, социальных, политологических, юридических и иных факторов; создано множество классификаций и государства, и власти как неотъемлемого признака государства.

Этот интерес обусловлен тем, что в понятиях государство, государственная власть, властеотношения, преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика смены исторических этапов и экономических способов производства (формаций), борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений.

Однако государство  и государственная власть это  явления в такой степени сложные  и многогранные, что их определения  и толкования вплоть до сегодняшнего дня вряд ли можно назвать исчерпывающими. Такие определения сложно дать и в связи с изучением истории и теории права, в рамках которых исследуются причины и условия смены одних этапов социальной организации общества (догосударственных) другими, в рамках которых формируются основы государственности племен и народов и складывается собственно государство и столь необходимая для него государственная власть. 

Особое место в истории  человечества занимает первобытный  строй, который был достаточно длительным и очень важным опытом социальной организации общества. Поэтому изучение факторов, обусловливающих изменения в формах такой организации, понимание природы общественной власти, ее отличий от власти государственной в последующие исторические периоды представляется интересным. 

Это определяет актуальность темы Отличие государства от органов власти при первобытном строе. 

Вопросы, связанные с  данной проблематикой, в разное время  исследовалась многими известными отечественными правоведами - дореволюционными (Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др.), а также советскими и российскими (А.Б. Венгеров, С.А. Дробышевский, М.Н. Марченко, Т.В. Кашанина, В.С. Нерсесянц, А.И. Першиц, А.С. Пиголкин, В.Е. Чиркин и др.). Работы названных и других исследователей составили теоретическую основу данной работы. 

Целью работы является изучение особенностей социальной организации общества в условиях первобытного строя и отличий органов власти этого периода от государственной власти последующих эпох. 

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 

1) Рассмотреть особенности социальной организации первобытного общества и действовавшие в этот период органы власти и управления. 

2) Проанализировать причины  возникновения государства. 

3) Рассмотреть понятие  и признаки государственной власти и выявить ее отличия от власти в условиях первобытного строя. 

Объектом исследования являются способы социальной организации  общества. 

Предмет исследования особенности социальной организации общества в период первобытного строя и периода формирования государственности. 

 

 

 

Глава 1. Особенности  организации власти и общества при  первобытном строе

1.1. Социальная  организация первобытного общества 

Изучение сущности современного государства невозможно без познания вопроса о происхождении государства. Всегда ли в истории человеческого общества существовал этот институт или же он появился на определенном этапе его развития? Только подход, основанный на принципе историзма позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих, догосударственных организационных форм жизни общества. В силу этого начинать рассмотрение вопроса о происхождении государства нужно с характеристики определенных сторон первобытного общества, используя для этого данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.1

В науке существует множество  теорий о появлении государства. Причины такого множества можно  объяснить следующим образом:

1) формирование государства  у разных народов шло различными  путями, что обусловило разную  трактовку условий и причин его возникновения;

2) неодинаковым мировоззрением  исследователей;

3) сложностью процесса  формирования государства, что  вызывает трудности в адекватном  восприятии данного процесса.

Как известно, государство  существовало не всегда. Земля образовалась приблизительно 4,7 млрд лет назад, жизнь на Земле - около 3-3,5 млрд лет назад, люди на Земле появились около 2 млн лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования - около 5 тыс. лет назад.2

Таким образом, сначала  появилось общество, которое в процессе своего развития пришло к необходимости создания таких важных общественных институтов, как государство и право.

Первой в истории  человечества формой жизнедеятельности  людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество.

Первобытное общество (доисторическое общество) это период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей  и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.3

Этот этап важен для понимания процесса формирования государства, поэтому рассмотрим его подробнее.

В настоящее время  благодаря достижениям в области  археологии и этнографии наука располагает  обширной информацией о данном периоде  человечества. Одним из существенных достижений науки является периодизация первобытной истории, позволяющая четко обозначить:

а) о каком обществе идет речь;

б) временные рамки  существования первобытного общества;

в) социальную и духовную организацию первобытного общества;

г) формы организации власти и нормативные регуляторы, использованные человечеством, и т.д.

Периодизация позволяет  прийти к выводу, что общество никогда  не было статичным, оно неизменно  развивалось, двигалось, проходило  различные этапы. Выделяют несколько  видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую. Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции. На этой периодизации основана современная теория происхождения государства - потестарная, или кризисная.4

Значительное время  человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую  общину, ее разложение пришел к формированию государства.

В период присваивающей  экономики человек довольствовался  тем, что давала ему природа, поэтому  занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы - камни и палки.

Формой социальной организации  первобытного общества была родовая  община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и  ведущая совместное хозяйство. Родовая  община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.

Особенностью первобытных  общин был кочевой образ жизни  и строго фиксированная система  половозрастного разделения труда, т.е. строгое распределение функций  по жизнеобеспечению общины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось  на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала  уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.5

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость  первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова "potestus" - власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.6

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим  собранием общины или советом  старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть  принадлежала общему собранию  членов общины, мужчины и женщины  обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не  было аппарата, осуществляющего  управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

3) власть основывалась  на авторитете, уважении обычаев;

4) род выступал органом  защиты всех своих членов, и  за убийство члена общины назначалась  кровная месть.7

Следовательно, главные  черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе  носила последовательно демократический  характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

 

 

1.2. Органы власти  и управления в первобытном  обществе.

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного  познания государственно-правовых институтов дать социальную характеристику власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

Независимо от того, как  современные ученые относятся к  градации исторического процесса, ни у кого, в общем-то, нет сомнения в том, что начальным этапом этого процесса был первобытно-общинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Первобытно-общинный строй  был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 – 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытно-общинного строя колеблется в пределах последних 5 – 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке – в 1 тысячелетии н.э., в других частях земного шара – еще позднее.8

Информация о работе Отличие государства от органов власти при первобытном строе