Органы исполнительной власти субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель: исследовать понятие, признаки и виды исполнительных органов субъектов России.

Оглавление

Введение
I. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1.2 Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
II. Администрация Курской области как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
2.1 Правовые основы деятельности Администрации Курской области
2.2 Полномочия Администрации Курской области
2.3 Органы исполнительной власти Курской области
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Файлы: 1 файл

Курская область.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяющие правовой статус и полномочия органов  исполнительной власти субъектов РФ, установлены в соответствующих конституциях и уставах. Структура органов исполнительной власти, объем и содержание компетенции и даже способ правового определения функциональной сферы деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти несколько отличаются в разных субъектах Федерации. В этом плане выделяют два подхода. При первом «обстоятельно «прописывается» статус высшего должностного лица (главы, президента, губернатора), тогда как статус и полномочия высшего исполнительного органа власти (правительства, администрации) не устанавливаются либо устанавливаются крайне лаконично»19. Данный способ применен в Конституции Республики Саха (Якутия), Конституции Республики Коми, Уставе Ставропольского края, Уставе Иркутской области. При втором подходе дается развернутое нормирование правового статуса высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти - Устав Курской области.

Необходимо отметить, что ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах…» оставляет открытым перечень полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, предоставляя непосредственное регулирование этого вопроса нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Обобщенно полномочия высшего  должностного лица субъекта Федерации  могут быть сведены к следующим:

1. Нормотворческие («обнародует  законы, удостоверяя их обнародование  путем подписания законов или  издания специальных актов, либо  отклоняет законы, принятые законодательным  (представительным) органом государственной  власти субъекта РФ»20; обладает правом законодательной инициативы; издает акты высшего должностного лица).

2. Представительские  («представляет субъект Российской  Федерации в отношениях с федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ»21).

3. По формированию  органов государственной власти  субъекта Федерации и руководству  его системой исполнительных органов (формирует и руководит высшим исполнительным органом субъекта Федерации, принимает решение о его отставке; назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации (правительства), министров и руководителей иных органов исполнительной власти, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности; утверждает половину состава членов избирательной комиссии субъекта; представляет на утверждение законодательного органа кандидатуру представителя исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания РФ).

4. По участию в системе  «сдержек и противовесов» («вправе  требовать созыва внеочередного  заседания законодательного (представительного)  органа государственной власти  субъекта Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации его конституцией (уставом)»22; вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации с правом совещательного голоса; согласует кандидатуры прокурора, мировых судей и т.д.).

5. Координационные («обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации с иными его органами государственной власти и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями»23).

Полномочия, которые закрепляются за органом исполнительной власти общей  компетенции, могут быть подразделены на общие и специально-отраслевые. К первым относятся издание постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на территории республики; осуществление оперативного руководства нижестоящими органами исполнительной власти; образование подведомственных органов и учреждений и утверждение положений о них; отмена или приостановление актов нижестоящих органов исполнительной власти; назначение на должность и освобождение от должности руководителей органов исполнительной власти и иных государственных организаций.

Специально-отраслевые функции  и полномочия связаны с исполнительной деятельностью в различных сферах общественной жизни: экономической, социально-культурной, охраны окружающей природной среды, охраны правопорядка и общественной безопасности. В этих и других областях правительство (администрация) проводит государственную политику, составляет проекты планов и программ социально-экономического развития, осуществляет управление государственной собственностью, создает условия для деятельности государственных и негосударственных организаций, принимает меры по защите прав и законных интересов граждан и организаций и т. д.

Администрация Курской области:

- осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

- разрабатывает для представления Губернатором Курской области в Курскую областную Думу проект бюджета Курской области, а также проекты программ социально-экономического развития Курской области; обеспечивает их исполнение; готовит отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Курской области для представления их Губернатором Курской области в Курскую областную Думу; 
- формирует отраслевые и иные органы исполнительной власти области;  
- управляет и распоряжается собственностью области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области; 
- вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с федеральным законодательством изданные ими правовые акты, а также вправе обратиться в суд;

- издает постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории области;

Губернатор Курской области:

- определяет основные направления внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей области; 
представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;

-обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Курской области с иными органами государственной власти области и может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Курской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;

-ежегодно рассматривает проект областного бюджета и представляет его Курской областной Думе; обеспечивает формирование и исполнение областного бюджета;

-определяет структуру исполнительных органов государственной власти; формирует Администрацию Курской области и принимает решение о ее отставке;

-вправе требовать созыва внеочередного заседания Курской областной Думы, представляет в Курскую областную Думу ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти Курской области - Администрации Курской области, вносит законопроекты в Курскую областную Думу, обнародует законы Курской области;

-участвует в формировании Избирательной комиссии Курской области.

Таким образом, структура  органов исполнительной власти, объем и содержание компетенции, полномочия и даже способ правового определения функциональной сферы деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти несколько отличаются в разных субъектах Федерации.

 

2.3 Органы исполнительной власти Курской области

 

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом»24.

Исполнительная власть в субъектах РФ организуется и  функционирует на общих для всех ветвей и уровней государственной власти конституционных основах единства системы государственной власти, разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельности органов местного самоуправления. Они находят свое продолжение в конституциях и уставах субъектов, однако не все субъекты смогли предложить адекватное их отражение.

Помимо конституционных основ система органов исполнительной власти субъектов РФ должна опираться на федеральные общие принципы, закрепленные в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Структура данного законодательного акта и его содержание позволяют  сделать вывод о том, что законодатель стремился, с одной стороны, обеспечить единообразие в правовом регулировании  организационных, структурных, функциональных и компетенционных элементов организации деятельности органов государственной власти, а с другой - предоставить возможность субъектам Федерации проявить самостоятельность в выборе средств и методов построения системы органов государственной власти. «Поиски баланса между рамочным регулированием и основными, фундаментальными положениями, обремененные необходимостью соблюдения принципа федерализма при организации и функционировании единой системы государственной власти в Российской Федерации, всегда чреваты тем, что какая-то из сторон (федеральный центр или регионы) останется недовольной существующим положением дел, работая на центробежные или центростремительные управленческие процессы»25.

Понятие «система органов исполнительной власти субъектов РФ» означает «совокупность этих органов, объединенных общими целями, задачами и принципами деятельности и дифференцированных в зависимости от места в иерархии исполнительной власти, характера компетенции, организационно-правовых форм строения и деятельности, а также ряда других признаков, с выделением внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей»26. Исходя из анализа нормативных правовых актов и судебной практики, системное правовое регулирование организации и функционирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Каждый субъект Федерации  самостоятельно определяет тот набор  нормативных правовых актов, которые  будут регулировать организацию  и функционирование его системы  исполнительной власти, зачастую комбинируя содержание названных выше актов; при этом в таком регулировании в обязательном порядке участвуют конституция или устав, а также законы и подзаконные акты, принятие которых прямо предусмотрено федеральным законодательством. Например, подобные предписания содержатся в подпункте «м» п. 2 ст. 5, п. 4 ст. 17, п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах…», хотя и не все субъекты стараются своевременно приводить свои правовые акты в соответствие с ним.

Структурные подразделения Администрации Курской области:

  • Административно-правовой комитет Администрации Курской области
  • Архивное управление Курской области
  • Государственная жилищная инспекция Курской области
  • Государственная инспекция Курской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники с соответствующими государственными инспекциями городов и районов
  • Государственная инспекция строительного надзора Курской области
  • Департамент информационно-коммуникационных технологий и безопасности информации Курской области
  • Департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области
  • Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области
  • Дорожное управление Курской области
  • Комитет агропромышленного комплекса Курской области
  • Комитет Администрации Курской области по развитию внешних связей
  • Комитет внутренней политики Администрации Курской области
  • Комитет государственной, муниципальной службы и кадров Администрации Курской области
  • Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области
  • Комитет ЗАГС Курской области
  • Комитет здравоохранения Курской области
  • Комитет информации и печати Курской области
  • Комитет лесного хозяйства Курской области
  • Комитет мобилизационной подготовки Курской области
  • Комитет образования и науки Курской области
  • Комитет пищевой и перерабатывающей промышленности и продовольствия Курской области
  • Комитет по делам молодёжи и туризму Курской области
  • Комитет по культуре Курской области
  • Комитет по организации деятельности Администрации Курской области
  • Комитет по тарифам и ценам Курской области
  • Комитет по труду и занятости населения Курской области
  • Комитет по управлению имуществом Курской области
  • Комитет по физической культуре и спорту Курской области
  • Комитет по экономике и развитию Курской области
  • Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области
  • Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области
  • Комитет социального обеспечения Курской области
  • Комитет строительства и архитектуры Курской области
  • Комитет финансов Курской области
  • Комитет хозяйственного обеспечения Администрации Курской области
  • Отдел Администрации Курской области по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Отдел по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Курской области
  • Отдел специальной документальной связи Администрации Курской области
  • Управление административной реформы и государственных услуг Администрации Курской области
  • Управление ветеринарии Курской области
  • Управление делами Администрации Курской области
  • Управление по осуществлению полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской области

Информация о работе Органы исполнительной власти субъектов РФ