Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:57, контрольная работа
Цель: исследовать понятие, признаки и виды исполнительных органов субъектов России.
Введение
I. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1.2 Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
II. Администрация Курской области как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
2.1 Правовые основы деятельности Администрации Курской области
2.2 Полномочия Администрации Курской области
2.3 Органы исполнительной власти Курской области
Заключение
Список нормативных актов и литературы
На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяющие правовой статус и полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, установлены в соответствующих конституциях и уставах. Структура органов исполнительной власти, объем и содержание компетенции и даже способ правового определения функциональной сферы деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти несколько отличаются в разных субъектах Федерации. В этом плане выделяют два подхода. При первом «обстоятельно «прописывается» статус высшего должностного лица (главы, президента, губернатора), тогда как статус и полномочия высшего исполнительного органа власти (правительства, администрации) не устанавливаются либо устанавливаются крайне лаконично»19. Данный способ применен в Конституции Республики Саха (Якутия), Конституции Республики Коми, Уставе Ставропольского края, Уставе Иркутской области. При втором подходе дается развернутое нормирование правового статуса высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти - Устав Курской области.
Необходимо отметить,
что ст. 18 Федерального закона от 6 октября
1999 г. «Об общих принципах…» оставляе
Обобщенно полномочия высшего должностного лица субъекта Федерации могут быть сведены к следующим:
1. Нормотворческие («обнародует
законы, удостоверяя их обнародование
путем подписания законов или
издания специальных актов,
2. Представительские
(«представляет субъект
3. По формированию
органов государственной
4. По участию в системе
«сдержек и противовесов» («
5. Координационные («обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации с иными его органами государственной власти и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями»23).
Полномочия, которые закрепляются за органом исполнительной власти общей компетенции, могут быть подразделены на общие и специально-отраслевые. К первым относятся издание постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на территории республики; осуществление оперативного руководства нижестоящими органами исполнительной власти; образование подведомственных органов и учреждений и утверждение положений о них; отмена или приостановление актов нижестоящих органов исполнительной власти; назначение на должность и освобождение от должности руководителей органов исполнительной власти и иных государственных организаций.
Специально-отраслевые функции
и полномочия связаны с исполнительной
деятельностью в различных
Администрация Курской области:
- осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
- разрабатывает для представления Губернатором
Курской области в Курскую областную Думу
проект бюджета Курской области, а также
проекты программ социально-экономического
развития Курской области; обеспечивает
их исполнение; готовит отчеты о выполнении
программ социально-экономического развития
Курской области для представления их
Губернатором Курской области в Курскую
областную Думу;
- формирует отраслевые и иные органы исполнительной
власти области;
- управляет и распоряжается собственностью
области, а также управляет федеральной
собственностью, переданной в управление
области;
- вправе предложить органу местного самоуправления,
выборному или иному должностному лицу
местного самоуправления привести в соответствие
с федеральным законодательством изданные
ими правовые акты, а также вправе обратиться
в суд;
- издает постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории области;
Губернатор Курской области:
- определяет основные направления внутренней
политики и развития международных и внешнеэкономических
связей области;
представляет область в отношениях с федеральными
органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления
и при осуществлении внешнеэкономических
связей;
-обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Курской области с иными органами государственной власти области и может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Курской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;
-ежегодно рассматривает проект областного бюджета и представляет его Курской областной Думе; обеспечивает формирование и исполнение областного бюджета;
-определяет структуру исполнительных органов государственной власти; формирует Администрацию Курской области и принимает решение о ее отставке;
-вправе требовать созыва внеочередного заседания Курской областной Думы, представляет в Курскую областную Думу ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти Курской области - Администрации Курской области, вносит законопроекты в Курскую областную Думу, обнародует законы Курской области;
-участвует в формировании Избирательной комиссии Курской области.
Таким образом, структура органов исполнительной власти, объем и содержание компетенции, полномочия и даже способ правового определения функциональной сферы деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти несколько отличаются в разных субъектах Федерации.
2.3 Органы исполнительной власти Курской области
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом»24.
Исполнительная власть в субъектах РФ организуется и функционирует на общих для всех ветвей и уровней государственной власти конституционных основах единства системы государственной власти, разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельности органов местного самоуправления. Они находят свое продолжение в конституциях и уставах субъектов, однако не все субъекты смогли предложить адекватное их отражение.
Помимо конституционных основ система органов исполнительной власти субъектов РФ должна опираться на федеральные общие принципы, закрепленные в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Структура данного законодательного акта и его содержание позволяют сделать вывод о том, что законодатель стремился, с одной стороны, обеспечить единообразие в правовом регулировании организационных, структурных, функциональных и компетенционных элементов организации деятельности органов государственной власти, а с другой - предоставить возможность субъектам Федерации проявить самостоятельность в выборе средств и методов построения системы органов государственной власти. «Поиски баланса между рамочным регулированием и основными, фундаментальными положениями, обремененные необходимостью соблюдения принципа федерализма при организации и функционировании единой системы государственной власти в Российской Федерации, всегда чреваты тем, что какая-то из сторон (федеральный центр или регионы) останется недовольной существующим положением дел, работая на центробежные или центростремительные управленческие процессы»25.
Понятие «система органов исполнительной власти субъектов РФ» означает «совокупность этих органов, объединенных общими целями, задачами и принципами деятельности и дифференцированных в зависимости от места в иерархии исполнительной власти, характера компетенции, организационно-правовых форм строения и деятельности, а также ряда других признаков, с выделением внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей»26. Исходя из анализа нормативных правовых актов и судебной практики, системное правовое регулирование организации и функционирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет тот набор нормативных правовых актов, которые будут регулировать организацию и функционирование его системы исполнительной власти, зачастую комбинируя содержание названных выше актов; при этом в таком регулировании в обязательном порядке участвуют конституция или устав, а также законы и подзаконные акты, принятие которых прямо предусмотрено федеральным законодательством. Например, подобные предписания содержатся в подпункте «м» п. 2 ст. 5, п. 4 ст. 17, п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах…», хотя и не все субъекты стараются своевременно приводить свои правовые акты в соответствие с ним.
Структурные подразделения Администрации Курской области:
Информация о работе Органы исполнительной власти субъектов РФ