Органы исполнительной власти субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель: исследовать понятие, признаки и виды исполнительных органов субъектов России.

Оглавление

Введение
I. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1.2 Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
II. Администрация Курской области как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
2.1 Правовые основы деятельности Администрации Курской области
2.2 Полномочия Администрации Курской области
2.3 Органы исполнительной власти Курской области
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Файлы: 1 файл

Курская область.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Таким образом, орган  исполнительной власти субъекта Федерации это орган, осуществляющий государственную исполнительную власть, их соподчинение и взаимодействие с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

1.2 Виды органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации

 

Системы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации  достаточно разнообразны, как по видам  органов, так и по структурно-функциональным взаимосвязям между ними. Большинство конституций и уставов субъектов Федерации не дают полного представления о действующих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание лишь отдельным элементам – статусу высшего должностного лица или полномочиям органа общей компетенции. Иногда вопрос о системе пытаются решить, используя категорию структуры исполнительной власти – например, закон Республики Карелия «О структуре исполнительной власти Республики Карелия», или категорию схемы управления краем, областью – глава 23 Устава Томской области называется «схема исполнительной власти Томской области».

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается «совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления»10.

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации  включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;

б) исполнительный орган  государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Разновидностями органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы исполнительной власти. Министерство - это «орган исполнительной власти субъекта РФ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной определенной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти субъекта РФ»11. Например, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития и другие. Департамент, комитет, управление - это органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Например, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы. Департаменты создаются для осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной в субъекте РФ. Комитеты создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению. Управления создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти. Комитеты являются отраслевыми, а управления функциональными органами. Указанное деление не всегда четко прослеживается на практике.

Особую функцию выполняют  контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ - инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.

Кроме того, выделяют следующие  виды органов исполнительной власти субъектов РФ:

- органы общей компетенции;

- органы отраслевой  компетенции;

- органы межотраслевой  компетенции;

- органы внутриотраслевой  компетенции;

- единоначальные органы;

- коллегиальные органы;

- органы, где единоначалие  сочетается с коллегиальностью.

Всю систему региональных органов исполнительной власти возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Несмотря на то, что  на территории субъекта РФ как непосредственно, так и через создаваемые ими  территориальные органы функционируют федеральные органы исполнительной власти, они не включены в систему органов исполнительной власти субъекта РФ.

Высший региональный орган исполнительной власти возглавляет  всю систему региональных органов  исполнительной власти и является постоянно  действующим. Так, согласно ст. 44 Устава города Москва «Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы»12. В соответствии со ст. 58 Устава Омской области постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области является Правительство Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. На основании ст. 78 Устава (Основного Закона) Алтайского края администрация Алтайского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Алтайского края.

Руководство высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации осуществляется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Например, в соответствии с Уставом Нижегородской области «губернатор области является высшим должностным лицом области, гарантом законности на территории области, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области – Правительства»13. Согласно Уставу Амурской области, «глава администрации области руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий»14. В субъектах РФ, ранее устанавливающих коллегиальные органы исполнительной власти при отсутствии института высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти), региональное законодательство противоречило федеральному законодательству. На сегодняшний день эти противоречия устранены.

Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, как правило, действует в пределах срока полномочий высшего должностного лица региона и слагает свои полномочия со дня вступления в силу решения о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, продолжая работать до сформирования высшего регионального органа исполнительной власти нового состава. При этом со дня вступления в силу решения о наделении лица полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, он вправе или оставить в должности его членов, или освободить их от должности и назначить на соответствующие должности других лиц. Решение принимается персонально по каждому из лиц.

Наименование, структура  и порядок формирования высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ устанавливается региональным законодательством с учетом исторических, национальных и иных традиций региона. Он может именоваться: администрация, совет администрации, правительство, кабинет министров. Например, согласно Конституции Чувашской Республики (ст. 110) высшим исполнительным органом власти республики является Кабинет Министров. В соответствии с Уставом Курской области (ст. 41) государственную исполнительную власть в области осуществляет Администрация Курской области.

Во всех субъектах  Федерации высший региональный орган исполнительной власти является коллегиальным органом, т.е. все важнейшие решения принимаются коллегиально, большинством голосов.

Таким образом, приведенный  перечень является собирательным, обобщающим все возможные варианты. Система  исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах о системе органов государственной власти, а также в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

 

 

II. АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Правовые  основы деятельности Администрации Курской области

 

Согласно Уставу Курской области «Высший исполнительный орган государственной власти области - администрация Курской области, возглавляемая губернатором Курской области - высшим должностным лицом Курской области» 15. Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти области. Структура Администрации Курской области определяется Губернатором Курской области в включает в себя:

  • Губернатор Курской области;
  • первый заместитель Губернатора Курской области;
  • заместители Губернатора Курской области;
  • руководители отраслевых органов исполнительной власти Курской области (комитеты, департаменты, управления),
  • руководители контрольных органов исполнительной власти Курской области (инспекции)

Постановлением Губернатора Курской области от 23.12.2011 г. № 529-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Курской области» ликвидировано Правительство Курской области (как коллегиальный орган, обеспечивавший деятельность Губернатора Курской области и реализовывавший финансово-экономические и социальные функции исполнительной власти области) и утвержено, что в систему исполнительных органов государственной власти Курской области входят:

1) «непосредственно подчиненные Губернатору Курской области:  заместитель Губернатора Курской области, в ведении которого находится управление по осуществлению полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской области; заместитель Губернатора Курской области - руководитель Представительства Курской области при Правительстве Российской Федерации, в подчинении которого находится Представительство Курской области при Правительстве Российской Федерации; Уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе Курской области, в ведении которого находится отдел по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Курской области;

комитет мобилизационной  подготовки Курской области;

помощники, советники Губернатора  Курской области;

отдел специальной документальной связи Администрации Курской  области.

2) Первый заместитель Губернатора Курской области, в ведении которого находятся:

комитет по тарифам и ценам  Курской области;

комитет по управлению имуществом Курской области;

комитет по физической культуре и спорту Курской области;

департамент экологической  безопасности и природопользования Курской области» 16.

3) Заместители Губернатора Курской области с подчиненными им комитетами, департаментами и управлениями

4) Управляющий делами Администрации Курской области

В Положении об Администрации Курской области, утвержденном постановлением Губернатора Курской области от 24.12.2001 г. № 930 записано, что ее деятельность осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава Курской области, законов области, нормативных правовых актов областной Думы, правовых актов Губернатора Курской области и обеспечивает их исполнение на территории Курской области.

 

2.2 Полномочия Администрации Курской области

 

Отметим, что общая компетенция высшего исполнительного органа означает, что перечень закрепляемых за ним в законах полномочий не является исчерпывающим. В ряде конституций, уставов и других законах субъектов встречаются нормы, согласно которым полномочия правительства или администрации могут определяться актами президента или губернатора. «Верховный Суд РФ в одном из своих определений отметил, что подобное регулирование не соответствует требованиям Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», поскольку подпункт «з» п. 2 ст. 21 прямо перечисляет акты, которыми могут быть установлены полномочия высшего исполнительного органа. Высшее должностное лицо возглавляет высший исполнительный орган, а следовательно, в определенной степени участвует в формировании его компетенции»17.

При установлении компетенции правительства  субъекты РФ руководствуются положениями  ст. 21 ФЗ «Об общих принципах...», закрепляющей общие полномочия высшего исполнительного органа, нормами других федеральных законов и законов субъектов Федерации, регулирующих деятельность органов исполнительной власти в различных сферах и областях государственного управления, относящихся как к ведению Российской Федерации, так и к предметам совместного ведения. И конечно же, ряд полномочий правительства касается предмета исключительного ведения субъекта Федерации.

В большинстве законов  полномочия правительства разделены  на две группы - общие полномочия по руководству органами исполнительной власти и специальные полномочия в отдельных сферах и областях, таких как экономическое развитие региона, финансово-бюджетная сфера, управление государственной собственностью, сфера социальной защиты населения, науки, культуры, образования, здравоохранения, обеспечения безопасности, законности и правопорядка, природопользования и охраны окружающей природной среды, транспорта, связи, строительства и энергетики, межрегиональных и внешнеэкономических связей и др. Во всех названных сферах «правительство проводит государственную политику (федеральную и региональную), разрабатывает и реализует программы, осуществляет нормативное регулирование, прогнозирование, контроль и координацию, организует государственное управление соответствующими учреждениями и предприятиями, принимает меры по обеспечению развития и взаимодействию различных субъектов публичной власти»18. Собственно, это даже не полномочия, а скорее их функциональная составляющая, поскольку они не конкретизированы по отношению к субъекту, объекту, территории, форме и процедуре.

Информация о работе Органы исполнительной власти субъектов РФ