Определение результатов выборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. выборах за или против кандидатов.

Оглавление

1. Установление итогов голосования и определение результатов выборов.
2. Условия признания выборов несостоявшимися при использовании мажоритарной и пропорциональной электоральных формул в России.
3. Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. (Задача)

Файлы: 1 файл

контр по выборам.docx

— 26.84 Кб (Скачать)

Тема 14. Определение результатов  выборов

1. Установление  итогов голосования и определение  результатов выборов.

2. Условия признания  выборов несостоявшимися при использовании мажоритарной и пропорциональной электоральных формул в России.

3. Предположим,  по итогам выборов депутатов  Государственной Думы РФ сложилась  следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовало 4 % избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В – 5 %, за партию С – 77 %, за партию D – 1 %, за партию N – 6 %, за партию X – 3 %, за партию Z – 4 %. Будут ли выборы признаны в этом случае состоявшимися? Если да, то кто из данного перечня партий будет допущен к распределению мандатов? Ответ обоснуйте.   

1. Установление  итогов голосования и определение  результатов выборов.

     Выборы  в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право  означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. выборах за или против кандидатов.

     Голосование на выборах в Российской Федерации  тайное. Это означает, что исключается  возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.  
 
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.  
 
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.  
  

     Установление  итогов голосования и определение  результатов выборов подводит своеобразную черту под волеизъявлением избирателей. Порядок подсчета голосов избирателей  и установления результатов выборов  регулируется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", иными  федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации, а при проведении выборов в органы местного самоуправления также и уставами муниципальных образований. При этом особо оговариваются очередность действий избирательных комиссий различного уровня, порядок подсчета и обработки голосов избирателей, требования, предъявляемые к составлению протоколов об итогах голосования и результатах выборов, правила определения результатов выборов, гарантии гласности осуществления всех процедур, связанных с подсчетом голосов и установлением результатов волеизъявления избирателей.

     В соответствии со ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" подсчет  голосов избирателей начинается сразу после окончания времени  голосования и проводится без  перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все  члены участковой избирательной  комиссии, а также наблюдатели. Это требование закона преследует цели обеспечения такой процедуры выявления итогов голосования, которая сводила бы на нет возможности манипуляций с избирательными бюллетенями после окончания голосования или во время подсчета голосов. Отступление от него является серьезным нарушением избирательного законодательства, дающим веские основания ставить результаты голосования на избирательном участке под сомнение. При характеристике порядка подсчета голосов и установления итогов голосования на избирательном участке важно также иметь в виду, что законодательство детально регулирует весь интеграл действий участников этого процесса, особо оговаривая, что в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, участковые избирательные комиссии вправе использовать при голосовании на выборах технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней. Итоги голосования, полученные с помощью указанных технических средств, являются предварительной, не имеющей юридической силы информацией, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

     На  основании первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования и после  предварительной проверки правильности их составления соответствующая  вышестоящая избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в  них данных устанавливает итоги  голосования на территории, в округе, в субъекте Российской Федерации, в  Российской Федерации. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности их составления, вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов нижестоящей избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Кроме этого в случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в вышестоящую избирательную комиссию избирательная комиссия, направившая протокол, сводную таблицу, выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Порядок повторного подсчета голосов и внесения изменений в протокол и (или) сводную таблицу закрепляется ст. 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

     Избирательная комиссия, наделенная соответствующим  правом федеральным законом, законом  субъекта Российской Федерации, уставом  муниципального образования, путем сложения содержащихся в первых экземплярах протоколов нижестоящих комиссий данных об итогах голосования определяет результаты выборов. В зависимости от полученных цифр и в соответствии с избирательным законодательством избирательная комиссия может принять одно из следующих решений:

об избрании кандидата или распределении  депутатских мандатов между кандидатами  из списка кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями (блоками), за которые  подано необходимое число голосов  избирателей;

о признании  выборов не состоявшимися;

о признании  выборов недействительными;

о проведении повторного голосования.

     По  общему правилу кандидат признается избранным в случае, если за него подано большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в зависимости от вида и  уровня выборов законодательство может  предусматривать в качестве условия, необходимого для избрания, получение  кандидатом абсолютного, квалифицированного или относительного вотума доверия  избирателей. Если применяемая на выборах  мажоритарная избирательная система  требует для победы получение  абсолютного (50% плюс один голос) большинства  голосов избирателей, то для выявления  избранного кандидата в случае необходимости  предусматривается второй тур голосования. Он проводится, если на общих выборах  никто из зарегистрированных кандидатов не набрал абсолютного большинства  голосов избирателей. Если же для  избрания достаточно получить относительное  большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то результаты выборов всегда определяются по итогам общего голосования, вследствие чего повторное голосование при  такой формуле подсчета голосов  не предусматривается.

Выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло  участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации, либо если число  голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов  по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше чем число  голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, либо если менее чем  два списка кандидатов при голосовании  за списки кандидатов получили согласно федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации право принять участие в распределении депутатских мандатов, либо если за списки кандидатов, получившие согласно соответствующему закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этих случаях назначаются повторные выборы, которые проводятся с соблюдением условий, предусмотренных ст. 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Порядок опубликования  итогов голосования и результатов  выборов определяется ст. 60 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", иными  федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации. Они оговаривают  круг субъектов, которые обязаны  осуществить официальную публикацию итогов голосования и результатов  выборов, указывают на виды и объем  избирательных документов, подлежащих опубликованию, закрепляют сроки, в  течение которых должны быть опубликованы избирательные документы. Обязанность опубликования результатов волеизъявления избирателей возлагается на соответствующие избирательные комиссии. Что касается объема документов, подлежащих публикации, то он носит дифференцированный характер и увязывается со сроками опубликования. Особо следует подчеркнуть, что избирательные комиссии всех уровней (за исключением участковых) публикуют полные данные, которые содержатся в протоколах соответствующих и нижестоящих избирательных комиссий при проведении федеральных выборов в течение трех месяцев со дня голосования, а при проведении региональных и муниципальных выборов - двух месяцев со дня голосования.

Документация  избирательных комиссий подлежит хранению в течение сроков, установленных  федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации, уставами муниципальных  образований. Порядок хранения и  передачи в архив документов, связанных  с подготовкой и проведением  выборов, утверждается Центральной  избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

     Порядок определения результатов выборов  на примере выборов в Государственную  думу РФ представлен в следующей  таблице:

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования 

Установление итогов голосования территориальной избирательной комиссией 
 

Установление итогов голосования избирательной комиссией субъекта Российской Федерации 

Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы 
 

Условия признания выборов  несостоявшимися при использовании мажоритарной и пропорциональной электоральных формул в России

     Решение о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными  принимается соответствующей избирательной  комиссией: во-первых, в случае, если допущенные при проведении голосования  или установлении его итогов нарушения  не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; во-вторых, в случае, если они признаны недействительными не менее чем  на одной четвертой части избирательных  участков; в-третьих, по решению суда

В зависимости  от порядка определения результатов  выборов избирательные системы  принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная  система - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная  система имеет разновидности, обусловленные  различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства  голосов. Самая простая разновидность - система относительного большинства, при которой избранным считается  кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в  России. Часто она используется при  местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется  на одно место, тем меньше голосов  требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной  комиссией несостоявшимися в  случае, если в них приняло участие  менее 20 % от числа избирателей, внесенных  в списки избирателей.

Оказанный минимальный  процент может быть повышен для  выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной  власти субъектов РФ. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919. повысил указанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

Мажоритарная  система абсолютного большинства - система, при которой кандидату  для избрания необходимо получить более  половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как  правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются  нерезультативными.

Информация о работе Определение результатов выборов