Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:46, курсовая работа
Законодательство об опеке и попечительстве в течение многих десятилетий практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Опека и попечительство в российском гражданском праве…………….......................................................................................6
Понятие и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования……………………………………………….……..6
Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства…………………………………………………….8
Глава 2. Правовое закрепление и регулирование отношений опекунов и попечителей и их подопечных…………………………12
2.1. Правовой статус опекунов и попечителей…..……………………12
2.2. Правовой режим имущества подопечных…………………..……16
2.3. Прекращение опеки и попечительства…………………………....19
Заключение …………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………….25
Соблюдение
Содержание
Обязанности опекуна
и попечителя рассматриваются как
почетные, основанные на чувстве гражданского,
а часто и родственного долга19.
В соответствии с этим, как это уже мной
было сказано, выплата какого-либо вознаграждения
опекунам и попечителям не предусмотрена;
они, согласно ст.36.п.1 Гражданского кодекса
осуществляют свои обязанности безвозмездно,
кроме случаев, установленных законом20.
2.3. Прекращение опеки и попечительства
Основания прекращения опеки и попечительства перечислены в гл. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ст. 40 Гражданского кодекса.
Среди них:
Так как опека
устанавливается над
Так как попечительство
устанавливается над
Патронаж над
Законом устанавливается также, что «опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе, а также, что орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя»21.
Орган опеки и
попечительства также вправе отстранить
опекуна или попечителя от исполнения
возложенных на них обязанностей.
Отстранение опекуна или
Прекращение опеки и попечительства имеет определенные последствия, которые перечислены в ст. 30 ФЗ «Об опеке и попечительстве».
В частности там указано, что лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 Федерального закона.
Также «орган опеки
и попечительства при обнаружении
в действиях опекуна или
В связи с
прекращением опеки или
Заключение
Итак, нормы об опеке и попечительстве представляют собой комплексный правовой институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского права.
Можно сказать, что законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая «центр тяжести», бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на конкретное физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (преимущественно в отношении детей, конечно)24.
Однако очевидно,
что в современной России при
условии безвозмездности
Забота о ближнем сегодня должна культивироваться обществом и, наверно, поощряться всеми возможными способами. Это означает, что законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах или детях, и стимулировать тем самым остальных сограждан к подобному поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц, либо установлены конкретные меры ответственности за нарушение ими своих обязанностей.
Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что, в свою очередь, обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально – полезной единицы – потенциального налогоплательщика, военнообязанного, гражданина, родителя, иного члена семьи26. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны.
Несмотря на сравнительно недавнее появление закона «Об опеке и попечительстве», решения многих вопросов и проблем, связанных с данной темой так и не произошло. Как я уже говорила основными «пробелами» этого института остаются его безвозмездность и очень расплывчатая формулировка об ответственности.
Конечно,
действовать на добровольных началах,
исходя из соображений справедливости,
сострадания или жалости
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (Принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 29.06.2009).
- «Семейный кодекс РФ» от 29.12.1995 № 223 – ФЗ (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2009).
Информация о работе Опека и попечительство в гражданском праве