Опека и попечительство в гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Законодательство об опеке и попечительстве в течение многих десятилетий практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Опека и попечительство в российском гражданском праве…………….......................................................................................6
Понятие и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования……………………………………………….……..6
Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства…………………………………………………….8
Глава 2. Правовое закрепление и регулирование отношений опекунов и попечителей и их подопечных…………………………12
2.1. Правовой статус опекунов и попечителей…..……………………12
2.2. Правовой режим имущества подопечных…………………..……16
2.3. Прекращение опеки и попечительства…………………………....19
Заключение …………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому праву.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

           Соблюдение управляющим  этой обязанности контролируется органом  опеки и попечительства как стороной в договоре о доверительном управлении. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращении опеки и попечительства, например, в связи с достижением несовершеннолетними 18 лет (п.2 ст.38, ст. 1024 Гражданского кодекса).

           Содержание подопечного  неизбежно требует определенных материальных затрат. Как отмечается в литературе, в данном случае действует  принцип: «опекуны и попечители не обязаны  содержать своих подопечных». Поэтому, источниками материального обеспечения подопечных служат причитающиеся им пенсии, стипендии, пособия, алименты и иные социальные выплаты. Указанные доходы могут расходоваться опекунами и попечителями исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Однако если из доходов подопечного опекун (попечитель) делает необходимые на содержание подопечного затраты – на питание, одежду, оплату услуг и другие повседневные нужды, то получения разрешения органа опеки и попечительства не требуется.

           Обязанности опекуна  и попечителя рассматриваются как  почетные, основанные на чувстве гражданского, а часто и родственного долга19. В соответствии с этим, как это уже мной было сказано, выплата какого-либо вознаграждения опекунам и попечителям не предусмотрена; они, согласно ст.36.п.1 Гражданского кодекса осуществляют свои обязанности безвозмездно, кроме случаев, установленных законом20. 

2.3. Прекращение опеки  и попечительства

           Основания прекращения  опеки и попечительства перечислены  в гл. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ст. 40 Гражданского кодекса.

           Среди них:

  • в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
  • по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
  • при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей.

           Так как опека  устанавливается над гражданами, не достигшими 14-ти лет и гражданами, признанными судом недееспособными, то она автоматически прекращается и «переходит» в  попечительство при достижении гражданином 14-ти лет (либо прекращается смертью одной из сторон, как было сказано выше).

           Так как попечительство устанавливается над гражданами, не достигшими 18-ти лет (от 14-ти до 18-ти) и гражданами, ограниченными судом  в дееспособности, то она автоматически  прекращается  по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

           Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный  в соответствии с п.1 ст.41 Гражданского кодекса, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

           Законом устанавливается  также, что «опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе, а также, что орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя»21.

           Орган опеки и  попечительства также вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них  обязанностей допускается в случае:

      • ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
      • нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
      • выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом22.
 

           Прекращение опеки и попечительства имеет определенные последствия, которые перечислены в ст. 30 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

            В частности там указано, что лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25  Федерального закона.

           Также «орган опеки  и попечительства при обнаружении  в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности»23.

            В связи с  прекращением опеки или попечительства  договор об осуществлении опеки  или попечительства, заключенный  в соответствии со статьей  16  Федерального закона, прекращается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 
 
 
 
 
 

Заключение

           Итак, нормы об опеке  и попечительстве представляют собой  комплексный правовой институт, в  котором ведущее место занимают нормы гражданского права.

           Можно сказать, что законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая «центр тяжести», бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на конкретное физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (преимущественно в отношении детей, конечно)24.

           Однако очевидно, что в современной России при  условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих  обязанностей государством фактически эксплуатируется (и весьма активно) определенный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем25. В большинстве случаев (к счастью) этот интерес расположен в рамках закона и носит неимущественный характер. Речь идет о стремлении лица удовлетворить потребность в общении, заботе о ближнем, в особенности – удовлетворить потребность в поддержке родственника, в исполнении отеческого (сыновнего) долга.

       Забота о ближнем сегодня должна культивироваться обществом и, наверно, поощряться всеми возможными способами. Это означает, что законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах или детях, и стимулировать тем самым остальных сограждан к подобному поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц, либо установлены конкретные меры ответственности за нарушение ими своих обязанностей.

     Возможные изменения в содержании норм об опеке  и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что, в свою очередь, обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально – полезной единицы – потенциального налогоплательщика, военнообязанного, гражданина, родителя, иного члена семьи26. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны.

     Несмотря  на сравнительно недавнее появление  закона «Об опеке и попечительстве», решения многих вопросов и проблем, связанных с данной темой так  и не произошло. Как я уже говорила основными «пробелами» этого  института остаются его безвозмездность и очень расплывчатая формулировка об ответственности.

     Конечно, действовать на добровольных началах, исходя из соображений справедливости, сострадания или жалости безвозмездно – возможно благородно, но не очень  правильно. Дело в том,  опекунам и попечителям действительно приходится производить различные денежные затраты на содержание подопечного, чтобы обеспечить ему достойную жизнь и максимальный комфорт, но не всегда потенциальный опекун (попечитель) располагает достаточными средствами. Это, зачастую, не дает желающим взять под опеку (попечительство) нуждающегося в этом человека. Сейчас, в условиях финансового кризиса, это становится особенно затруднительным и неизвестно пока, когда возможные выплаты за осуществление опеки станут обязательными для всех и будут достаточными для стимулирования роста данного института и его процветания в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Список  использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
    1. Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25  Генеральной Ассамблеей ООН)
     
  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (Принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 29.06.2009).
  2. «Семейный кодекс РФ» от 29.12.1995 № 223 – ФЗ (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2009).
    1. ФЗ от 24.04.2008 №48 – ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Принят ГД ФС РФ 11.04.2008).
     
    1. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.06.2009) 
      "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 
      (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) .
 
    1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) 
      "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ГД ФС РФ 04.12.1996).
 
    1. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2008) 
      "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (принят ГД ФС РФ 15.03.2001).
 
    1. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 167 
      (ред. от 27.01.2009) "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения".
 
    1. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № -  423 "Об отдельных вопросах осуществления  опеки и попечительства в отношении  несовершеннолетних граждан" 
      (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинским организациями, организациями, оказывающими социальные услуги или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье»).
 
    1. Ершова  Н.М. Вопросы семьи в гражданском  праве. М., 1977.
 
    1. Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). – М., 1998.
    2. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб., 1999.

Информация о работе Опека и попечительство в гражданском праве