Опека и попечительство в гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Законодательство об опеке и попечительстве в течение многих десятилетий практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Опека и попечительство в российском гражданском праве…………….......................................................................................6
Понятие и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования……………………………………………….……..6
Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства…………………………………………………….8
Глава 2. Правовое закрепление и регулирование отношений опекунов и попечителей и их подопечных…………………………12
2.1. Правовой статус опекунов и попечителей…..……………………12
2.2. Правовой режим имущества подопечных…………………..……16
2.3. Прекращение опеки и попечительства…………………………....19
Заключение …………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому праву.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

           Органы опеки и попечительства от имени государства осуществляет основные задачи данного института, которые выражаются в защите прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства и граждан, над которыми опека или попечительство уже установлены. А также, органы опеки и попечительства имеют своей задачей осуществлять надзор за опекунами и попечителями и организациями, в которых содержаться недееспособные или не полностью дееспособные граждане и осуществлять контроль за сохранностью имущества таких граждан.

           Данный перечень не является исчерпывающим, так как дополнительные задачи органов опеки и попечительства могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

           Что же касается полномочий данных органов, то их перечень довольно обширен и разнообразен. Он закреплен  в ст. 8 закона «Об опеке и попечительстве»  и включает следующие положения:

           1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

           2) обращение в  суд с заявлением о признании  гражданина недееспособным или  об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного  дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

           3) установление опеки  или попечительства;

           4) осуществление  надзора за деятельностью опекунов  и попечителей, деятельностью  организаций, в которые помещены  недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

           5) освобождение и  отстранение в соответствии с  настоящим Федеральным законом  опекунов и попечителей от  исполнения ими своих обязанностей;

           6) выдача в соответствии  с настоящим Федеральным законом  разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

           7) заключение договоров  доверительного управления имуществом  подопечных в соответствии со  статьей 38 Гражданского кодекса  Российской Федерации;

           8) представление  законных интересов несовершеннолетних  граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

           9) выдача разрешения  на раздельное проживание попечителей  и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

           10) подбор, учет и  подготовка в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации,  граждан, выразивших желание стать  опекунами или попечителями либо  принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

           11) оказание содействия  опекунам и попечителям, проверка  условий жизни подопечных, соблюдения  опекунами и попечителями прав  и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

           Переходя к вопросу  об ответственности органов опеки  и попечительства, считаю необходимым заметить, что этот вопрос не слишком подробно урегулирован российским законодательством. Круг возможных нарушений со стороны указанных органов не указан, а формулировка в Законе о вреде очень расплывчата. Но, тем не менее, ответственность все же есть. Согласно ст. 28 закона «Об опеке и попечительстве» вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством9. 

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правовое закрепление  и регулирование  отношений опекунов и попечителей  и их подопечных

                    2.1. Правовой статус опекунов и попечителей

           Правовой статус опекунов и попечителей устанавливается  гл.3 ФЗ «Об опеке и попечительстве». До принятия этого закона их  статус регулировался Гражданским кодексом, в частности в ст. 35 установлено, что опекунами и попечителями могут быть только «совершеннолетние, дееспособные граждане, не лишенные родительских прав»10. Это очень важное и справедливое положение Закона, так как если бы вышеуказанные лица могли бы быть опекунами или попечителями, то это бы в корне противоречило природе опеки и попечительства.

           Опекун или попечитель может быть назначен только с его  согласия11. «Это условие является обязательным, что естественно, поскольку принуждение граждан к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не могут и цели опеки вряд ли будут достигнуты»12.

           Орган опеки и  попечительства не вправе назначить  опекуном (попечителем) лицо, которое  по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Это положение установлено в интересах опекаемых и подопечных, так как, тем самым, государство в лице органов опеки заботиться состоянии их здоровья. Например, орган опеки и попечительства никогда не назначит опекуном или попечителем лицо, страдающего открытой формой туберкулеза, так как это создает большую опасность для здоровья потенциального подопечного. В дополнение к Гражданскому и Семейному кодексам РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве» этот важный вопрос регулирует Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № -  423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" 
(вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинским организациями, организациями, оказывающими социальные услуги или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье»).

           «Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами»13. Это положение Закона направлено на более быструю и мягкую адаптацию опекаемого (подопечного) к новым условиям, что помогает ему по возможности избежать каких-то стрессовых ситуаций, связанных с появлением «новой семьи» и новых условий проживания.

           Закон в интересах  указанных категорий граждан  указывает также, что орган опеки  и попечительства может назначить  ему нескольких опекунов или попечителей; при назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями; орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.

           «Основанием возникновения  отношений между опекуном или  попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя»14. Также в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

           Кроме общих начал  и положений об опекунах и попечителях необходимо также выделить и основные черты их статуса, так как в это понятие вкладываются, прежде всего, их права, обязанности и ответственность, о которых будет сказано ниже.

           К правам опекунов, как  я уже отмечала, относится защита прав и законных интересов опекаемых (ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве»), что многие исследователи института опеки и попечительства приравнивают к обязанности (Муратова С.А., Пчелинцева Л.М., Шершеневич Г.Ф. и др.); к правам попечителей - выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей и  охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

           Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и  попечительства о перемене места  жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства. Наряду с этим они обязаны проживать  совместно со своими подопечными, «заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, об их обучении и воспитании»15.

           Ответственность у  опекунов и попечителей наступает  в случае уклонения без уважительных причин от соблюдения своих обязанностей по опеке и попечительству и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

           В заключение о статусе  опекунов и попечителей можно  еще заметить, что преимущественно  опекуны (попечители) осуществляют свои полномочия и обязанности по опеке (попечительству) безвозмездно, кроме случаев, установленных законом.  

2.2. Правовой режим  имущества подопечных

           Правовой режим  имущества подопечных закреплен  в гл.4 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

           Одним из наиболее важных положений этой главы, на мой взгляд, является то, что «подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат»16.

           Опекун, являясь законным представителем подопечного, полностью  заменяет его в имущественных  отношениях и в соответствии с  этим вправе совершать от имени подопечного все сделки, которые необходимы для обеспечения интересов подопечного и целей опеки. Попечитель имеет право давать или не давать согласие на совершение сделок подопечными. Это выражается в том, что опекун без предварительного разрешения органов опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение следующих сделок:

      • по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог;
      • сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п.2 ст. 37 ГК)17.

           В целях предупреждения возможных злоупотреблений опекуну, попечителю, их супругам и близким  родственникам запрещено совершать  сделки с подопечными. Исключение сделано для передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование.

           Имущественные отношения  в сфере опеки и попечительства существенно усложняются в случае передачи части имущества подопечного  в доверительное управление, которое регулируется ст. 38 Гражданского кодекса РФ. Необходимость использования гражданско-правового института доверительного управления возникает при следующих обстоятельствах: при наличии в собственности подопечного недвижимого и ценного движимого  имущества (например, ценных бумаг) и потребности обеспечить постоянное управление им.

           «Доверительное управление устанавливается на основании договора, заключенного между органом опеки  и попечительства и управляющим, который определяется этим органом»18. Передаваемое в доверительное управление имущество выделяется из имущества подопечного. При этом опекун (попечитель) сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление. Имущество, переданное в доверительное управление, используется исключительно в интересах подопечного.

Информация о работе Опека и попечительство в гражданском праве