Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:46, курсовая работа
Законодательство об опеке и попечительстве в течение многих десятилетий практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х г., изменившего многие институты гражданского права, тем не менее почти не затронуло содержания норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Опека и попечительство в российском гражданском праве…………….......................................................................................6
Понятие и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования……………………………………………….……..6
Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства…………………………………………………….8
Глава 2. Правовое закрепление и регулирование отношений опекунов и попечителей и их подопечных…………………………12
2.1. Правовой статус опекунов и попечителей…..……………………12
2.2. Правовой режим имущества подопечных…………………..……16
2.3. Прекращение опеки и попечительства…………………………....19
Заключение …………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………….25
Органы опеки и попечительства от имени государства осуществляет основные задачи данного института, которые выражаются в защите прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства и граждан, над которыми опека или попечительство уже установлены. А также, органы опеки и попечительства имеют своей задачей осуществлять надзор за опекунами и попечителями и организациями, в которых содержаться недееспособные или не полностью дееспособные граждане и осуществлять контроль за сохранностью имущества таких граждан.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как дополнительные задачи органов опеки и попечительства могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
Что же касается полномочий данных органов, то их перечень довольно обширен и разнообразен. Он закреплен в ст. 8 закона «Об опеке и попечительстве» и включает следующие положения:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в
суд с заявлением о признании
гражданина недееспособным или
об ограничении его
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление
надзора за деятельностью
5) освобождение и
отстранение в соответствии с
настоящим Федеральным законом
опекунов и попечителей от
исполнения ими своих
6) выдача в соответствии
с настоящим Федеральным
7) заключение договоров
доверительного управления
8) представление
законных интересов
9) выдача разрешения
на раздельное проживание
10) подбор, учет и
подготовка в порядке,
11) оказание содействия
опекунам и попечителям,
Переходя к вопросу
об ответственности органов опеки
и попечительства, считаю необходимым
заметить, что этот вопрос не слишком подробно
урегулирован российским законодательством.
Круг возможных нарушений со стороны указанных
органов не указан, а формулировка в Законе
о вреде очень расплывчата. Но, тем не менее,
ответственность все же есть. Согласно
ст. 28 закона «Об опеке и попечительстве»
вред, причиненный подопечному в результате
незаконных действий или бездействия
органов опеки и попечительства либо должностных
лиц этих органов, в том числе в результате
издания не соответствующего законодательству
акта органа опеки и попечительства, подлежит
возмещению в порядке, предусмотренном
гражданским законодательством9.
Глава 2. Правовое закрепление и регулирование отношений опекунов и попечителей и их подопечных
2.1. Правовой статус опекунов и попечителей
Правовой статус опекунов и попечителей устанавливается гл.3 ФЗ «Об опеке и попечительстве». До принятия этого закона их статус регулировался Гражданским кодексом, в частности в ст. 35 установлено, что опекунами и попечителями могут быть только «совершеннолетние, дееспособные граждане, не лишенные родительских прав»10. Это очень важное и справедливое положение Закона, так как если бы вышеуказанные лица могли бы быть опекунами или попечителями, то это бы в корне противоречило природе опеки и попечительства.
Опекун или
Орган опеки и
попечительства не вправе назначить
опекуном (попечителем) лицо, которое
по состоянию здоровья не может осуществлять
обязанности по воспитанию ребенка.
Это положение установлено в интересах
опекаемых и подопечных, так как, тем самым,
государство в лице органов опеки заботиться
состоянии их здоровья. Например, орган
опеки и попечительства никогда не назначит
опекуном или попечителем лицо, страдающего
открытой формой туберкулеза, так как
это создает большую опасность для здоровья
потенциального подопечного. В дополнение
к Гражданскому и Семейному кодексам РФ,
ФЗ «Об опеке и попечительстве» этот важный
вопрос регулирует Постановление Правительства
РФ от 18.05.2009 № - 423 "Об отдельных вопросах
осуществления опеки и попечительства
в отношении несовершеннолетних граждан"
(вместе с "Правилами подбора, учета
и подготовки граждан, выразивших желание
стать опекунами или попечителями несовершеннолетних
граждан либо принять детей, оставшихся
без попечения родителей, в семью на воспитание
в иных установленных семейным законодательством
Российской Федерации формах", "Правилами
осуществления отдельных полномочий органов
опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
граждан образовательными организациями,
медицинским организациями, организациями,
оказывающими социальные услуги или иными
организациями, в том числе организациями
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей», «Правилами заключения
договора об осуществлении опеки или попечительства
в отношении несовершеннолетнего подопечного»,
«Правилами создания приемной семьи и
осуществления контроля за условиями
жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной
семье»).
«Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами»13. Это положение Закона направлено на более быструю и мягкую адаптацию опекаемого (подопечного) к новым условиям, что помогает ему по возможности избежать каких-то стрессовых ситуаций, связанных с появлением «новой семьи» и новых условий проживания.
Закон в интересах указанных категорий граждан указывает также, что орган опеки и попечительства может назначить ему нескольких опекунов или попечителей; при назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями; орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.
«Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя»14. Также в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.
Кроме общих начал и положений об опекунах и попечителях необходимо также выделить и основные черты их статуса, так как в это понятие вкладываются, прежде всего, их права, обязанности и ответственность, о которых будет сказано ниже.
К правам опекунов, как я уже отмечала, относится защита прав и законных интересов опекаемых (ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве»), что многие исследователи института опеки и попечительства приравнивают к обязанности (Муратова С.А., Пчелинцева Л.М., Шершеневич Г.Ф. и др.); к правам попечителей - выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей и охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства. Наряду с этим они обязаны проживать совместно со своими подопечными, «заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, об их обучении и воспитании»15.
Ответственность у опекунов и попечителей наступает в случае уклонения без уважительных причин от соблюдения своих обязанностей по опеке и попечительству и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
В заключение о статусе
опекунов и попечителей можно
еще заметить, что преимущественно
опекуны (попечители) осуществляют свои
полномочия и обязанности по опеке
(попечительству) безвозмездно, кроме
случаев, установленных законом.
2.2. Правовой режим имущества подопечных
Правовой режим имущества подопечных закреплен в гл.4 ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Одним из наиболее важных положений этой главы, на мой взгляд, является то, что «подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат»16.
Опекун, являясь законным представителем подопечного, полностью заменяет его в имущественных отношениях и в соответствии с этим вправе совершать от имени подопечного все сделки, которые необходимы для обеспечения интересов подопечного и целей опеки. Попечитель имеет право давать или не давать согласие на совершение сделок подопечными. Это выражается в том, что опекун без предварительного разрешения органов опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение следующих сделок:
В целях предупреждения
возможных злоупотреблений
Имущественные отношения
в сфере опеки и попечительства
существенно усложняются в
«Доверительное
Информация о работе Опека и попечительство в гражданском праве