Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 07:25, контрольная работа
Договор купли-продажи предприятия выделен законодателем в отдельный параграф 7 главы 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и выступает в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи, что можно считать проявлением концептуально нового подхода к пониманию места и роли имущественных комплексов предприятий в экономическом обороте
В целом в работе будут использованы исследования ряда видных ученых и практических деятелей, таких как Е. А. Суханов, С.С. Алексеев, В.В. Витрянский, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, О.Н. Садиков, Ю.Г. Жариков, М.Г. Масевич и других.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей договора купли-продажи предприятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общие положения купли-продажи
1.1 Характеристика договора…………………………………...5
1.2. Стороны договора………………………………………….6
1.3. Предмет договора…………………………………………..7
1.4. Права и обязанности сторон……………………………….8
ГЛАВА 2. Договор продажи предприятия
Продажа предприятий и иные формы их приобретения……..9
Понятие, предмет и стороны договора продажи
предприятия………………………………………………………11
2.3 Преддоговорные действия сторон
и заключение договора продажи предприятия……………….16
2.4 Исполнение договора продажи предприятия……………18
2. 5 Ответственность сторон по договору продажи
предприятия……………………………………………………..23
ГЛАВА 3 Алгоритм продажи предприятия……………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..33
Перечисленные формы приобретения предприятия используются на практике значительно чаще, чем договор продажи предприятия. Это вызвано различными причинами, в частности сложностью и противоречивостью норм, регламентирующих договор продажи предприятия. Приобретение прав участия в юридическом лице происходит через заключение и исполнение договоров, направленных ни приобретение власти над предприятием, вытекающей из приобретаемых акций (долей, паев). С формальной точки зрения новые участники (акционеры) могут (и, как правило, именно так и делают) заменить руководящий состав (органы управления) юридического лица «своими» людьми и тем самым получить прямой контроль над деятельностью предприятия.
В этой связи разграничение покупки предприятия от приобретения прав участия зависит от решения вопроса о пределах и основаниях ответственности продавца долей (акций) за действительное состояние активов и пассивов предприятия и их соответствие условиям договоров о продаже долей (акций). Учитывая это обстоятельство, суды Германии уже давно рассматривают приобретение контрольного им кета акций или преобладающей доли в уставном (складочном) капитале юридического лица как покупку предприятия (хотя конкретный размер доли или число акций, приобретение которых необходимо для контроля над деятельностью предприятия, определяются в каждом случае по-разному). После обновления в 2001 г. норм обязательственного права Германского гражданского уложения размер приобретаемой доли (количества акций) вообще не имеет значения для применения правил об ответственности за недостатки проданного предприятия.
Таким
образом, во многих развитых правопорядках
в качестве покупки предприятия
рассматривается не только покупка
его имущественного комплекса, но и
получение контроля над юридическим лицом
(компанией), являющимся собственником
этого имущества, с помощью договоров
о приобретении соответствующего пакета
его акций (долей участия). В отечественном
правопорядке эти договорные способы
приобретения предприятий различаются
не только по своему
предмету, но и по содержанию (в частности,
по общему правилу договор о приобретении
пакета акций или долей в уставном каптале
хозяйственного общества не предоставляет
покупателю возможностей для оспаривания
его условий по причине плохого состоянии
имущества данного общества). Договор
продажи предприятия порождает отдельную
разновидность обязательств по передаче
имущества в собственность, с возложением
на продавца ответственности за качество
данного имущества.
2.2 Понятие, предмет и стороны договора продажи предприятия
По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам (п. 1 ст. 559 ГК).
Выделение договора продажи предприятия в качестве самостоятельной разновидности договора продажи недвижимости обусловлено спецификой предмета — предприятия как имущественного комплекса, используемого для предпринимательской деятельности5. Согласно п. 2 ст. 132 ГК в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права. Иные имущественные и неимущественные элементы могут включаться в состав предприятия законом или договором.
В состав предприятия как предмета продажи в соответствии с законом не включаются права, полученные продавцом на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью (например, право на оказание транспортных, аудиторских услуг и т.д.). Такие права не подлежат передаче покупателю предприятии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Передача покупателю в составе предприятия обязательств, исполнение которых покупателем невозможно при отсутствии такого разрешения (лицензии), не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За неисполнение таких обязательств продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность (п. 3 ст. 559 ГК).
В отличие от многих развитых правопорядков наше гражданское законодательство признает предприятие разновидностью недвижимого имущества6. Такой подход игнорирует то обстоятельство, что в современных экономических условиях предприятие — это живое предпринимательское дело — бизнес7. Предприятие как живое предпринимательское дело является не только обособленным имуществом, но и включает в себя возможности, заключающиеся в клиентуре, репутации, коммерческих, технологических секретах, рынках сбыта, целесообразной организации, рекламе и т.п.8 Вследствие этого особым нематериальным элементом предприятия является все то, что объективируется через такие правовые категории, как «шансы», «кли-ентела», «гудвилл», «деловая репутация» (франц. - «clientele et achallandage», нем. - «Unternehmensmehrwert», англ. - «goodwill», итал. - «awiamento»)9.
Известному нашему гражданскому праву понятию деловой репутации (ст. 152 ГК) присущи многие черты категории «гудвилл» - доброй воли, являющейся ядром английского «права о предприятиях». Изначально «гудвилл» ассоциировался с клиентурой: «гудвилл - это не что иное, как вероятность того, что старые клиенты ocTanvi ся со старым заведением». Затем под «гудвилл» стали понимать «вся кое преимущество, приобретаемое в силу ведения торгового дела, будь то связанное с земельным участком, на котором располагается предприятие, будь то обусловленное именем (фирмой) дела»2. Таким образом, деловая репутация предприятия, как и «гудвилл», включает в себя все, что добавляет стоимости к бизнесу и является качеством, происходящим из самой природы бизнеса, его местонахождения, типа и качества товаров или предлагаемых услуг, наличия или отсутствия заказчиков, работающих с этим бизнесом, имени и репутации собственника и прочих факторов.
Статья 132 ГК говорит о возможности продажи предприятия как в целом, так и в части (имея в виду, например, возможность продажи цеха или участка производственного предприятия). Вместе с тем из буквального толкования ст. 559 ГК должен следовать вывод, что возможна продажа предприятия только в целом, в виде единого имущественного комплекса. Необходимо исходить из того, что для имущественного оборота предприятие — это сложная, юридически единая совокупность имущества. В отличие от любых других сложных вещей предприятие представляет собой не материальное, а юридическое соединение движимых и недвижимых вещей, имущественных прав и обязанностей, исключительных прав и особых нематериальных активов (деловой репутации), трудовых ресурсов вокруг фигуры предпринимателя. Иначе говоря, в предприятии юридически взаимосвязаны в предпринимательских целях разнородные элементы: имущество, рабочая сила, нематериальные ценности, которые по отдельности обладают своим собственным правовым режимом.10 Благодаря такой взаимосвязи разнородные по своему правовому режиму материальные и нематериальные элементы образуют функционально единое и целостное образование, подчиненное одному правовому режиму и в силу этого способное приносить предпринимательский доход.
Поэтому при так называемой продаже предприятия по частям фактически имеет место дробление целостного имущественного образования на составные части и их продажа в качестве конкретного движимого или недвижимого имущества, а не имущественного комплекса. Только при отчуждении предприятия в целом возможна передача фирмы, «клиентелы», деловой репутации, сохранение производственного и торгового дела, рабочих мест для занятых на предприятии людей. Вследствие этого продажа предприятия в целом предпочтительнее и с публично-правовой точки зрения, поскольку в противном случае велика угроза увода под видом договора продажи предприятия активов в различных неблаговидных целях (например, увод имущества от возможности наложения взыскания по требованию кредиторов)11.
Идея о возможности отчуждения предприятия только в целом находит подтверждение и в специальном законодательстве. Так, например, согласно норме п. 3 ст. 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам. Все трудовые договоры, действующие на дату продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.
Часть предприятия может быть продана по правилам о договоре продажи предприятия только после оформления данной части в качестве самостоятельного дела (бизнеса). Для этого необходимо присвоение данной части фирменного наименования, закрепление за ней средств индивидуализации товаров и услуг (товарных знаков, знаков обслуживания), передача ей клиентуры и т.д. И лишь благодаря этому она приобретет признаки самостоятельного предпринимательского дела — предприятия (бизнеса) — обороноспособного объекта гражданских прав.
В
роли продавца предприятия по общему
правилу могут выступать
Покупателями
предприятия могут быть граждане-предприниматели,
юридические лица, государство, муниципальные
образования. Помимо общих требований
к покупателям предприятия, закрепленных
в гражданском законодательстве, в законодательстве
о приватизации и несостоятельности (банкротстве)2
могут устанавливаться особые требования
к ним.
2.3 Преддоговорные действия сторон
и заключение договора продажи предприятия
Перед заключением данного договора стороны должны совершить предварительные действия по удостоверению состава продаваемого предприятия, провести аудиторскую проверку его деятельности и осуществить оценку предприятия как бизнеса. На основании их результатов в соответствии с п. 2 ст. 561 ГК должны быть составлены и рассмотрены сторонами:
• акт инвентаризации;
• бухгалтерский баланс;
•
заключение независимого аудитора о
составе и стоимости
• перечень долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований;
• документ об оценке предприятия.
Удостоверение состава продаваемого предприятия есть не что иное, как его полная инвентаризация (п. 1 ст. 561 ГК). Инвентаризация, во-первых, представляет собой проверку фактического наличия числящихся на балансе предприятия ценностей (материальных и нематериальных активов), их сохранности, описание основных признаков и определение текущего состояния. Во-вторых, это один из способов оценки состава предприятия. Инвентаризация должна проводиться в соответствии с установленными правилами — Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
Проведение инвентаризации — императивное требование закона. Инвентаризация должна быть полной, т.е. проводиться в отношении всего имущества, всех долгов и прав требования, включаемых в состав предприятия, даже тех, которые не подлежат передаче покупателю в силу закона или по договоренности сторон (ст. 561 ГК). Инвентаризация — это одно из оснований оценки предприятия, и она может служить основанием требований о цене, заявленных продавцом.
Акт инвентаризации дополняется заключением независимого аудитора о составе и финансовом состоянии предприятия. Цель внешней аудиторской проверки двояка: во-первых, проверка соответствия (достоверности) финансовой отчетности установленным критериям; во вторых, проверка законности совершенных хозяйственных операций12. Аудиторская проверка подтверждает достоверность бухгалтерского баланса предприятия.