Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть и дать сравнительную характеристику понятиям опеки, попечительства и патронажа в гражданском законодательстве.
Исходя из поставленной цели, задачами является:
охарактеризовать опеку и попечительство с точки зрения гражданского законодательства;
Введение
3
1 Органы опеки и попечительства
5
1.1 Понятие опеки и попечительства
5
1.2 Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия
10
2 Опекуны и попечители
15
2.1 Исполнение обязанностей и прекращение опеки и попечительства
15
2.2 Патронаж над дееспособными гражданами
20
Заключение
25
Глоссарий
27
Список использованных источников
-по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей;
-при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в том числе использование патронажа в корыстных целях, оставление подопечного без надзора и необходимой помощи (ст.39 ГК РФ).
Патронаж — одна из узаконенных в ряде регионов Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронажного воспитателя. При патронаже, патронажные воспитатели ребёнка, у которых он проживает, принимаются на работу в качестве воспитателей того детского дома, откуда взят ребенок, получают заработную плату за уход и воспитание ребёнка[11].
Как правило, патронат устанавливается на основании договора между патронажным воспитателем и патронажной службой воспитательного учреждения.
Обычно под патронаж передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно.
В патронажной семье один из родителей имеет статус патронажного воспитателя, является сотрудником учреждения для детей-сирот, на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронажный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.
Также как и другие формы семейного устройства детей (усыновление, опека (попечительство)), патронаж является договорной формой устройства ребёнка, патронажные воспитатели и учреждение по патронажному воспитанию совместно осуществляют права опекуна: права, и обязанности сторон разграничиваются согласно договору.
Достоинства патроната:
- гарантированное и построенное на правовой основе сопровождение ребенка и семьи и сохранение обязанностей службы по устройству предоставлять семье необходимую помощь и отвечать за результат для ребенка;
- даёт возможность привлечь большее число семей, так как гарантирует семьям помощь и то, что они не останутся один на один с проблемами, ответственность по закону с ними разделяют специалисты учреждения по патронажу;
- патронажные семьи имеют возможность при заключении договора получить занятость.
- патронаж является активной формой общественного участия в судьбе одинокого ребёнка и способствует лучшему его знакомству с общественными нормами на примере конкретной семьи.
Недостатки патронажа:
- не порождает достаточной ответственности патронажных воспитателей за судьбу ребёнка, за его содержание,
- договор о патронаже может быть, расторгнут в случае, если ребёнок окажется «трудным».
- временный характер такой формы устройства детей («в ожидании» опеки, либо усыновления),
- неустойчивость патронажа наносит непоправимый вред психике ребёнка, которого «изымают» из семьи[12].
Анализ данных показывает, что ни одна из форм устройства детей в семью, ни их совокупность, не решают всего комплекса проблем детей и семей. Официальная система оценки эффективности основывается на соотнесении долей детей, которые усыновляются; передаются под опеку и попечительство; уходят в приемную семью; оказываются в учреждениях общественного воспитания. Усыновление - наилучшая форма, опека - приемлемая, приемная семья - мало приемлемая, а устройство в учреждение не приемлемо. По всей России опекунство - самая популярная форма устройства детей в семью, 48,1% от всех желающих выказывает намерение взять ребенка под опеку, на усыновление готовы 28,9% россиян, готовы пойти по пути патронажа или приемной семьи 23%[13].
Таким образом, можно сделать вывод, что патронаж это разновидность попечительства; форма правовой защиты личных и имущественных интересов граждан в Российской Федерации. Устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, так же это форма ухода, помощи и поддержки для людей, страдающих от серьезных заболеваний, не позволяющих самостоятельно обеспечивать свою жизнедеятельность. Патронаж является формой помощи инвалидам и престарелым.
Исходя, из всего вышеизложенного можно сделать общий вывод, что в обязанности опекуна входит забота о здоровье и имуществе подопечного, а также воспитание и образование несовершеннолетнего подопечного. Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей влечет к потере статуса опекуна. Опека прекращается при достижении лица 14 лет и заменяется автоматически попечительством, а над душевнобольным лицом опека прекращается на основании решения суда. Патронаж – это разновидность попечительства. Под патронажем следует понимать регулярное оказание помощи в осуществлении своих прав, совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности.
Таким образом, исходя, из поставленных во введении задач и изучив ряд нормативно-правовых актов, а так же учебную и монографическую литературу, можно сделать вывод, что институт опеки и попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК.
В свою очередь опека, попечительство и патронаж как виды социальной заботы представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая: регулируется нормами различной отраслевой принадлежности, предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (например, дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание), состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного, осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления со стороны подопечного, государства (в широком смысле) или иных лиц, решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
В большинстве случаев опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря установлению опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и исполнять обязанности, предоставленные любому гражданину. Опека и попечительство в широком смысле слова являются способом восполнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. Опека попечительство в узком смысле слова рассматриваются как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 31 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.
Источниками нормативно-правового регулирования опеки и попечительства являются международно-правовые акты, и Российские нормативно-правовые акты. Важнейшим, из которых является Федеральным законом РФ «Об опеке и попечительстве», который регулирует организацию опеки, попечительства и патронажа в Российской Федерации.
В результате проделанной работы проведен анализ литературы по теме исследования; раскрыто понятие опеки и попечительства, выявлены особенности правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства. Институт опеки и попечительства направлен на обеспечение защиты интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан в частноправовой сфере. Цели назначения опеки и попечительства: содержание, воспитание, образование детей, защита их прав и интересов. Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. глава государства Д.А.Медведев подчеркнул: «Свободное развитие людей и их социальная защита всегда будут приоритетом государственной политики. Будут нашей главной заботой. Будут целью развития нашего общества». В настоящее время в стране реализуется комплекс мер, направленных на защиту прав и интересов граждан, в том числе лиц, признанных судом недееспособными или не полностью дееспособными.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Воспитание | целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. |
2 | Государственный контроль | одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства. |
3 | Дееспособность | способность физического лица осуществлять действия в соответствии со своей правоспособностью, дающая возможность наделять его правами и возлагать на него ответственность, обязанности. Полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия. |
4 | Имущественные права | юридически закрепленные права юридических и физических лиц владеть, распоряжаться и пользоваться определенными имущественными ценностями, правовая фиксация принадлежности имущественной ценности конкретному лицу. |
5 | Малолетние | несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет. Малолетние обладают более ограниченной дееспособностью, чем совершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. |
6 | Недееспособность | юридическое понятие, означающее утрату лицом способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики, обусловленных психической болезнью или слабоумием. |
7 | Опека | вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а так же форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства |
8 | Опекун | лицо, действующее в интересах опекаемого и наделенное по отношению к нему родительскими правами и обязанностями. |
9 | Попечительство | вид семейного устройства несовершеннолетнего, достигшего 14-ти лет, либо форма защиты гражданских прав и интересов совершеннолетнего лица, признанного судом ограниченно дееспособным (например вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами) |
10 | Представительство | гражданское организационное правовое отношение, в силу которого правомерные в пределах данных полномочий юридические действия одного лица (представителя) от имени другого лица (представляемого) по отношению к третьим лицам влекут за собой возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей непосредственно для представляемого. |
11 | Патронаж | форма попечительства, устанавливаемого над несовершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по его просьбе. |
12 | Правоспособность | способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. |
13 | Психическое расстройство | состояние психики, отличное от нормального здоровья |
14 | Совершеннолетие | юридический возраст, установленный законодательством, по достижении которого индивид имеет право вступить в законный брак без согласия родителей, заключать контракты, вступать в половые отношения по своему усмотрению. |
15 | Усыновление | форма установления искусственного родства – включение индивида или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью. |
16 | Юридические действия | это жизненные обстоятельства, происходящие по воле людей. К ним относятся различные поступки людей, имеющие правовую значимость. |
| Нормативно-правовые акты |
1 | Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. – 2008 - №7. (С изм. и дополн. на 30.12.2008.) |
2 | Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 // СЗ РФ. – 2009. - № 181. (С изм. и допол. на 18.12.2009.) |
3 | Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 // СЗ РФ. – 2009. - № 145 (С изм. и допол. на 17.07.2009), |
4 | Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 // СЗ РФ. – 2010. - № 246 (С изм. и допол. на 09.11.2010), Ст. - Ст. 4532. |
5 | Семейный Кодекс РФ от 25.12.1995 // СЗ РФ. – 2008. - № 106 (С изм. и допол. на 30.06.2006), Ст. 16, Ст. 147 |
6 | Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. – 2008. - № 17 (С изм. и допол. на 12.12.2010) - Ст. 1755 |
7 | Постановление Правительства РФ от 01.05.1996г. «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» № 542 // СЗ РФ. – 1996. № 19 (С изм. и допол. на 09.11.2010) - Ст. 304. |
8 | Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2009 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // - 2009. - № 423 |
9 | Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства» // - № 927 |
10 | Приказ Минздрава Российской Федерации от 10.09.1996 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» № 332 // - № 8 (С изм. и допол. на 21.12.2009) |
| Научная и обзорная литература |
11 | Азарова, Е. Г. Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми [Текст]: М.: Норма, 2007. – 252 с. |
12 | Веберс, Я. Р. Соотношение гражданского и семейного законодательства [Текст]: П.: Рига, 2010. – 78 с. |
13 | Дементьева, И. В. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке [Текст]: М.: Норма, 2009. – 6 с. |
14 | Иванова, А. Н. Психически больной и гражданский закон [Текст]: М.: Просвещение, 2010. - 76 с. |
15 | Кабышев, О. А. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми [Текст]:. - М.: Альянс, 2009. – 138 с. |
16 | Камышанский, В. П. Гражданское право. Часть 1. Учебник для вузов - М.: Эксмо, 2009 - 77 с. |
17 | Кузнецова, И. М. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц. Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства: Сборник статей. - М.: Городец, 2009. – 220 с. |
18 | Мурзин, Р. П. Понятие и система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]:. – М.: Юрист, 2010. – 4 с. |
19 | Нечаева, A. M. Правовые формы деятельности органов опеки и попечительства по воспитанию несовершеннолетних в семье [Текст]:. - М.: Приор, 2009. – 77 с. |
20 | Рясенцева, М. В. Семейное право [Текст]:. – М.: Норма, 2008. - 239 – 240 с. |
21 | Садиков, О. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой [Текст]:. - М.: Юрист, 2009. – 60 с. |
22 | Свердлов, Г. М. Гражданское право. М.: Юрист, 2008. – 27 с. |
23 | Сергеев, А. П. Гражданское право: Учебник. Часть 1. - М.: Норма, 2011. – 120 с. |
24 | Суханова, Е. А. Гражданское право: Учебник. Т. II. Полутом 1М.: БЕК, 2011. – 214 с. |
25 | Шохина, Л. П. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот [Текст]:. – 2009. – 8-12 с. |