Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:46, доклад
Материальная ответственность по трудовому праву может быть определена как обязанность одной стороны трудового правоотношения (работника или работодателя) возместить ущерб, причиненный ею другой стороне неисполнением или ненадлежащим исполнением стороной возложенных на нее трудовых обязанностей
Законодательство об административных
правонарушениях в прямой форме
фиксирует именно эти элементы содержания
объективной стороны
Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения В ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения признаётся обстоятельством, отягчающим административную ответственность. В этой же статье указаны и другие обстоятельства, отягчающие административную ответственность (вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, совершение административного правонарушения группой лиц, совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах и пр.), которые могут рассматриваться как объективная сторона административного правонарушения.. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.
Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое целое, а не несколько правонарушений См.: Турусов А. А. Осторожно: КоАП - защищайтесь! М., Ростов н/Д., 1999. С. 154..
Длящимся является действие
или бездействие, сопряжённое с
последующим длительным невыполнением
обязанностей, возложенных на виновного
законом под угрозой
Длящееся административное правонарушение необходимо отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено неоднократно.
В отдельных редких случаях противоправное действие может быть следствием не мотивированной акции, а состояния аффекта. «Очень часто вредоносность правонарушений, а особенно преступлений, совершённых в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), многократно превышает вред мотивированного поступка» Агапов А. Б. Административная ответственность. М., 2000. С. 36..
В отличие от действия бездействие физического лица представляет собой лишённую волевых признаков акцию. Правонарушитель не проявляет должной реакции на нарушение норм права, т. е. игнорирует юридические предписания либо не принимает должного действия для их осуществления. Бездействие правонарушителя не может быть связано с аффектацией, поскольку не обусловлена проявлением волевых свойств.
Субъект административного
правонарушения - физическое или юридическое
лицо, виновным действием (бездействием)
которого причинён вред потерпевшему
или общегосударственным
Среди физических лиц различаются:
а) граждане; б) другие весьма разнообразные
категории лиц, признаваемые субъектами
административного
Для одних категорий лиц
эти факторы обусловливают
К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств и др. Так, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчинённых работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях См.: Алёхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2002. С. 247..
Кодекс РФ об административных правонарушениях второй группе относятся лица, которые за административные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определённых органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях - административную ответственность на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде применения административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа КоАП РФ. Ст. 2.5..
КоАП в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста См.: КоАП РФ. Ст. 2.3, 2.8. .
В Общей части Кодекса РФ об административных правонарушениях нет упоминания если гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.
Отсутствует и понятие
субъекта административного
По КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.
В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу, или только к юридическому лицу, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся или могут быть применены только к физическому лицу (например, самовольное оставление места отбывания административного ареста и т. п.).
Наложение административного
взыскания на юридическое лицо не
освобождает от административной ответственности
за данное правонарушение виновное физическое
лицо, равно как и привлечение
к административной или уголовной
ответственности физического
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях за совершённые административные правонарушения: а) на территории РФ, б) континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8-20, частью 2 ст. XIX.4 КоАП РФ.
Таким образом, при определении
субъекта административного
Субъективная сторона
административного
Умышленное действие или
бездействие означает, что лицо,
совершившее его, предвидело возможность
наступления вредных
Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть Там же. .
В Особенной части КоАП форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой её форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей Кодекс РФ об административных правонарушениях, законах субъектов РФ, устанавливающих ответственность за те или иные правонарушения.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми является умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признаётся административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не может быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его уполномоченными должностными лицами (иногда - участниками), а фактическая деятельность реализуется его работниками, то в конечном счёте о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юридического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом действиями самого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера.
Согласно Кодекс РФ об административных
правонарушениях 2001 г. юридическое
лицо признаётся виновным в совершении
административного
Только при наличии
состава административного
Список используемых источников:
Ответственность за экологические правонарушения
Противоправное деяние, нарушающее
природоохранное
За экологические правонарушения должностные
лица и граждане несут дисциплинарную,
административную, уголовную, гражданско-правовую,
материальную, а предприятия, учреждения,
организации - административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Должностные лица и другие работники предприятий,
учреждений, организаций в соответствии
с положениями, уставами, правилами внутреннего
распорядка и другими нормативными актами
несут дисциплинарную ответственность.
Статьей 136 КЗоТ установлены следующие
меры дисциплинарных взысканий за те или
иные нарушения трудовой дисциплины: замечание,
выговор, строгий выговор, увольнение.
Законодательством о дисциплинарной ответственности
могут быть установлены для отдельных
категорий работников и другие дисциплинарные
взыскания. Законом "Об охране окружающей
природной среды" (п. 2 ст. 82) установлено,
что руководители предприятий, учреждений,
организаций и иные виновные работники
могут быть полностью или частично лишены
премий или иных средств поощрения за
невыполнение планов и мероприятий по
охране природы, нарушение нормативов
качества окружающей природной среды
или природоохранительного законодательства.
Ответственность наступает:
за невыполнение планов и мероприятий
по охране природы и рациональному использованию
природных ресурсов;
несоблюдение нормативов качества окружающей
природной среды и требований природоохранительного
законодательства. Руководители предприятий,
учреждений, организаций и иные виновные
работники могут быть полностью или частично
лишены премий или иных средств поощрения
за невыполнение планов и мероприятий
по охране природы, несоблюдение качества
окружающей природной среды и природоохранительного
законодательства.
Должностные лица и иные
работники, по вине которых предприятие,
учреждение, организация понесли расходы
по возмещению вреда, причиненного экологическим
правонарушением, несут материальную
ответственность перед предприятиями,
учреждениями, организациями в соответствии
с трудовым законодательством.
Административная ответственность наступает
за совершение следующих экологических
правонарушений:
Информация о работе Материальная ответственность сторон трудового правоотношения