Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа
В сложившихся новых экономических условиях в РФ достаточно актуален вопрос о ликвидации юридических лиц в связи с тем, что большое количество решений о ликвидации приняты из-за неосуществления предприятиями деятельности как таковой. "Простой" предприятий происходит из-за того, что в большинстве случаев юридические лица существуют лишь на бумаге, многие из них являются "фирмами-однодневками".
Во вторую группу включаются юридические лица — несобственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.
К третьей группе относятся юридические лица — собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) — общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.[7]
Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю (при ликвидации — части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.
Глава 2. Ликвидация юридического лица.
§1. Ликвидация юридического лица, понятие, основания, этапы.
Гражданский кодекс РФ в ст. 61-65 устанавливает порядок ликвидации юридических лиц. В соответствии с положениями п. 1 ст. 61 ГК РФ любое юридическое лицо может быть прекращено путем ликвидации, при этом права и обязанности ликвидируемого юридического лица не переходят в порядке правопреемственности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе по следующим основаниям:
а) в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо;
б) в связи с достижением цели, ради которой оно было создано;
в) в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
г) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
д) также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Наиболее распространенный случай ликвидации юридического лица - добровольная ликвидация организации, находящейся в частной собственности физических лиц.
Ликвидация юридического лица, представляет собой, при кажущейся простоте, сложную и подчас длительную процедуру, которая затрагивает интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является письменное извещение о принятом решении о ликвидации юридического лица органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.[8]
Решение о ликвидации юридического лица при наличии соответствующих оснований может быть принято судом по иску государственного органа или органа местного самоуправления, имеющего право на его предъявление по закону. Суд, принявший решение о ликвидации юридического лица, возлагает обязанность по осуществлению всех необходимых действий на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, который должен осуществить следующие действия:
о своем решении ликвидировать юридическое лицо незамедлительно сообщить органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации, с целью защиты интересов кредиторов, которые должны осознавать, что любые отношения с таким юридическим лицом чреваты повышенной степенью риска;
2) назначить ликвидационную комиссию либо ликвидатора, предварительно согласовав состав комиссии либо кандидатуру ликвидатора с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.
Порядок ликвидации юридического лица ликвидационной комиссией на первом этапе включает в себя следующие мероприятия:
помещаются в печати объявление о ликвидации юридического лица, в котором указывается порядок и срок предъявления кредиторами своих требований к данному лицу (срок не может быть менее двух месяцев);
проводится работа по выявлению всех кредиторов ликвидируемого юридического лица и уведомляют их о предстоящей ликвидации;
расшифровывается дебиторская задолженность ликвидируемого юридического лица, чтобы определить всех его должников и принять необходимые меры на взыскание с них сумм задолженности (необходимых случаях путем предъявления искового заявления).
Второй этап ликвидации юридического лица включает следующее. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс представляется ликвидационной комиссией на согласование органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, а затем на утверждение учредителям (участникам) юридического лица либо органу, принявшему решение о ликвидации. Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс служит основанием для фактической выплаты денежных сумм кредиторам по признанным ликвидационной комиссией требованиям.
На третьем этапе ликвидации юридического лица, ликвидационная комиссия, исходя из сведений, содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе, и при недостаточности у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения всех признанных требований кредиторов, должна осуществить продажу с публичных торгов его имущества в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований. При ликвидации юридического лица - учреждения, которое отвечает перед кредиторами по обязательствам не всем своим имуществом, а лишь имеющимися денежными средствами, при недостатке средств у ликвидируемого учреждения кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения (ст. 63 ГК РФ). Аналогичное право предоставлено и кредиторам казенного предприятия, которое, как и учреждение, владеет имуществом на праве оперативного управления, но оно может быть реализовано кредиторами лишь при недостаточности имущества (а не только денежных средств) ликвидируемого казенного предприятия для удовлетворения их требований.
На четвертом этапе ликвидации юридического лица на основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия производит выплату кредиторам денежных сумм по признанным требованиям в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, что исключает возможность произвольных выплат отдельным кредиторам по усмотрению ликвидационной комиссии.[9]
Законом установлена следующая очередность:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в четвертую очередь погашаются задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются лишь после полного удовлетворения предыдущей. Надо отметить, что кредиторы первых четырех очередей имеют определенное преимущество, поскольку основную часть задолженности ликвидируемое юридическое лицо имеет перед кредиторами пятой очереди, к числу которых относятся практически все контрагенты по гражданско-правовым договорам, за исключением тех, чьи обязанности обеспечены залогом имущества должника (третья очередь).
Особое положение кредиторов пятой очереди заключается также в том, что денежные суммы выплачиваются им ликвидационной комиссией не со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, как это имеет место в отношении иных кредиторов, а через месяц после этой даты. Данное положение связано с тем, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор имеет право обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, который может удовлетворить его требования. Месячный срок со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса до выплат кредиторам пятой очереди связан с тем, чтобы не допустить к моменту принятия судом соответствующего решения удовлетворения требований отдельных кредиторов за счет продажи имущества ликвидируемого юридического лица.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, и требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества должника после выплат сумм кредиторам, предъявившим свои требования своевременно.
Пятый этап ликвидации юридического лица наступает после завершения расчетов с кредиторами. В этот период ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с соответствующим государственным органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.[10]
Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности.
§2. Виды ликвидаций юридических лиц.
1.1 Прекращение юридического лица путём реорганизации
Деятельность юридического лица так же прекращается посредством реорганизации. Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:
1. слияние нескольких юридических лиц в одно;
2. присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
3. разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
4. выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
5. преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).
Во всех этих остальных случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.
Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект — юридическое лицо, подлежат прекращению.
Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.
В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в, случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.