Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:49, диссертация
В международной торговле в соответствии с условиями контрактов применяются самые разнообразные формы расчетов - в виде авансовых платежей, в порядке инкассо или акцепта векселя, чеками, с аккредитивами и т.д. Как видим расчеты могут осуществляться как посредством денежных средств, так и ценных бумаг (векселей и чеков). На практике сложились типовые формы и условия отдельных видов расчетов, учитывающих разнообразные варианты отношений и взаимные интересы участников международных торговых контрактов, которые нашли свое отражение в унифицированных международных актах различной правовой природы.
Введение........................................................................................стр.4
Глава 1. Источники правового регулирования расчетных правоотношений.........................................................................стр.15
1.1.Источники международно-правового регулирования расчетных правоотношений.........................................................................стр.15
1.2 Источники национально-правового регулирования расчетных правоотношений.........................................................................стр.29
1.3. Соотношение источников ..................................................стр.43
Глава 2. “ Формы международных расчетов “........................стр.51
2.1. Аккредетивная форма расчетов..........................................стр.51
2.2. Инкассо..................................................................................стр.73
2.3. Банковский перевод, чек, вексель.......................................стр.80
2.4. Расчеты по открытому счету...............................................стр.93
Глава 3. “Особенности и коллизии применения в международ-
ной практике форм расчетов в договоре купли-продажи”...стр.102
3.1. Значение языка договоров и планирование пересмотра соглашения....................................................................................стр.102
3.2. Регулирование документированного аккредитива и международные документированные сделки
купли-продажи. .................................................... .......................стр.104
3.3. Проблемы регулирования компенсационного, револьверного
и резервного аккредитивов в международной практике...........стр.112
3.4. Унификация форм расчетов в международном торговом
праве................................................................................................стр.115
3.5. Гражданско-правовая ответственность в расчетных
отношениях....................................................................................стр.120
Глава 4. “ Совершенствование форм расчетов международного договора купли-продажи “.......................................................стр.152
4.1. Особенности безналичных расчетов в электронной
форме.............................................................................................стр.152
4.2. Виды нарушений договорных обязательств при расчетах
в электронной форме...................................................................стр.161
4.3. Обман, ошибки, неправильная обработка инструкций по переводу средств и связанная с этим ответственность............стр.170
4.4. Возможные меры по предотвращению ошибок................стр.179
4.5. Особые случаи коллизий в отношении приоритета..........стр.190
5. Заключение...............................................................................стр.202
Библиография...............................................................................стр.205
Рассмотрим, какие отношения возникают при расчетах аккредитивами. База этих отношений - договорные отношения по сделке, по которой производится платеж: договор купли-продажи, договор поставки и т.д. В этом договоре есть кредитор и есть должник. Кредитор является аккредитиводателем, то есть тем лицом, которое будет давать аккредитивное поручение. А получателем средств с аккредитива является то лицо, которое должно получить оплату.
Но такие отношения по основному договору не влияют на права и обязанности сторон по аккредитивной сделке. Когда открывается аккредитив на основании заявления клиента, то сделка не связана с основным договором. Это самостоятельное обязательство, которое возникает на основании договора банковского счета, в силу которого банк должен открыть аккредитив.
1.3. Соотношение источников.
Общеизвестно, что в настоящее время происходит процесс интеграции мировой экономики, углубления экономической взаимозависимости стран. Этот процесс должен привести к конечному результату — полной свободе перемещения товаров, услуг, объектов интеллектуальной деятельности, капиталов и рабочей силы между разными странами. Вместе с тем, в условиях рыночной экономики с ее конкуренцией и неодинаковым уровнем социально-экономического развития в различных странах вся история международной торговли в этом столетии представляет собой борьбу двух противоположных курсов внешнеторговой политики государств — курса на либерализацию внешнеторгового режима, устранение всевозможных торговых барьеров и ограничений и курса на протекционизм, а также защиту отечественных предпринимателей с помощью таких барьеров, ограничений и их финансовой поддержки.
В этом кроется основная причина того, что после Второй мировой войны страны мирового сообщества пришли к выводу о необходимости установления цивилизованных «правил игры» в основных сферах международного экономического сотрудничества — в валютно-финансовых отношениях и международной торговле. Первая задача была решена путем подписания так называемых Бреттонвудских соглашений — о создании Международного валютного фонда и Мирового банка (Международного банка реконструкции и развития). Сложнее оказалось с международной торговлей. На Конференции ООН 1947—48 гг. был подготовлен проект Устава Всемирной торговой организации («Гаванской хартии»), однако по ряду причин (главным образом из-за тогдашней позиции США и СССР) он не был принят. Тем не менее, 23 заинтересованных государства в 1947 г. провели переговоры и на основе части положений Гаванской хартии о поэтапном снижении таможенных пошлин подписали многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) с оговоркой, что оно открыто для подписания другими государствами.
Процесс постепенного присоединения
к ГАТТ оказался успешным. К настоящему
времени подавляющее число
Характерно, во-первых, что Заключительный Акт Уругвайского раунда многосторонних переговоров в правовом плане представляет собой консолидированный документ, т.к. достигнутые договоренности и соглашения рассматриваются как его неотъемлемая часть. Это означает, что вступление в ВТО является не только присоединением к ГАТТ, но и к упомянутым договоренностям и соглашениям, а во-вторых, что ГАТТ—1994 уже не ограничивается только вопросами международной товарной торговли, но и регулирует международную торговлю услугами (банковскими, страховыми, транспортными, строительно-монтажными и т.д.), а также внешнеторговые аспекты инвестиций и объектов интеллектуальной собственности.
Российская Федерация как продолжатель СССР в отношении международных обязательств имеет статус государства-наблюдателя в ВТО, а в 1993 г. подала официальное заявление о намерении присоединиться к ней на условиях полноправного членства. В соответствии с процедурой рассмотрения заявлений о присоединении была создана международная рабочая группа для проведения переговоров с Россией. Необходимо отметить, что процедура присоединения к этой организации — это нечто вроде «экзаменов» для присоединяющихся стран на предмет соответствия их внешнеторгового режима принципам и нормам ГАТТ, причем в последнее время характерно стремление не ограничиваться только вопросами государственного регулирования внешней торговли, но и рассматривать практически в целом государственное регулирование национальной экономики (выделяя такие вопросы, как приватизация, ценообразование, налогообложение, валютное регулирование, банковское дело и т.д.). Согласно упомянутой процедуре в феврале 1994 г. Россия представила меморандум о ее внешнеторговом режиме, на который последовали около 400 письменных вопросов. Следует заметить, что в ГАТТ принято, чтобы ответы были точными, квалифицированными, исчерпывающими и не носили декларативного, неконкретного, общего характера. Ответы были представлены, и в июле 1995 г. состоялось первое заседание международной рабочей группы, которое в общем носило благожелательный в отношении России характер, но был высказан ряд пожеланий, которые затрагивают и федеральное законодательство. В начале следующего года переговоры в рамках этой группы будут продолжены.
Часто можно услышать вопрос: «А что дает России присоединение к ГАТТ, тем более, что оно обременено необходимостью соблюдения целого ряда условий?» Дает целый ряд преимуществ.
Во-первых, государство и российские участники внешнеторговой деятельности, должны будут следовать общепризнанным цивилизованным «правилам игры» (т.е. принципам и правилам ГАТТ).
Во-вторых, нет необходимости
в десятках двусторонних международных
договоров о торгово-
В-третьих, преимущественно
двусторонняя внешнеторговая политика
становится преимущественно
В-четвертых, вступление
в ВТО сопровождается определенными
уступками торгово-
ГАТТ ошибочно представлять как инструмент полной либерализации внешней торговли. Да, краеугольными принципами ГАТТ являются принципы недискриминации и режима наибольшего благоприятствования, замены количественных ограничений таможенно-тарифным регулированием внешней торговли с постепенным доведением ставок таможенных пошлин до нулевой отметки. Но вместе с тем, ГАТТ является результатом торгово-политического компромисса между странами-участницами. Допускается (правда, на временной и согласованной основе) и применение нетарифных регуляторов внешней торговли, количественных ее ограничений, в частности, в связи с неблагоприятным состоянием платежного баланса, для поддержки экономического развития и новых отраслей экономики, для защиты отечественных товаропроизводителей.
В этой связи прямо возникает вопрос о восполнении пробелов в федеральном законодательстве, регулирующем внешнеторговую и иные виды внешнеэкономической деятельности, т.к. никто не требует от России безоговорочной полной либерализации внешней торговли при вступлении в ВТО.
13 октября с.г. Президент подписал Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», отвечающий принципам и нормам ГАТТ. Его концепция сводится к следующему. Закон носит кодификационный характер: он в ясной (а принцип «транспарентности» является одним из принципов ГАТТ), систематизированной форме обобщает положения, регулирующие внешнюю торговлю, но «разбросанные» в принятых в разное время (после 1991 года) и по разным аспектам внешнеэкономической деятельности правовых нормативных актах разного уровня, в частности: принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и внешнеторговой политики; нормы о российских и иностранных участниках внешнеторговой деяяельности, о методах регулирования внешнеторговой деятельности; положения об экспортном контроле в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения; о технических, фармакологических, санитарных, фитосанитарных и экологических стандартах и требованиях к ввозимым товарам; о контроле за качеством ввозимых товаров; о содействии развитию внешней торговли; о внешнеторговой статистике; о страховании во внешней торговле; о торговых представительствах как органах российского государства за рубежом; о контроле за осуществлением внешнеторговой деятельности и ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности. Вместе с тем, в этом законе есть и правовые новеллы: не впадая в несоответствие Конституции Российской Федерации, но основываясь на ней, включены нормы о разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешних экономических связей, с одной стороны, и «ветвей» государственной власти, с другой. Включены также нормы, основывающиеся на ГАТТ: о защитных мерах в отношении импорта; о запретах и ограничениях экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов; о приграничной торговле.
Казалось бы, концепция ясная и простая. Тем не менее, при разработке законопроекта возникла дискуссия по ряду вопросов.
Взять, например, вопрос
о разграничении компетенции
Российской Федерации и ее субъектов. Если проанализировать
посвященные этому статьи 71, 72 и 73 Конституции
Российской Федерации, то увидим, что к
компетенции первой относятся «внешние
экономические отношения Российской Федерации»,
а к компетенции вторых — «внешние экономические
отношения субъектов Российской Федерации».
Однако Конституция Российской Федерации
не уточняет, что относится к ним. Законодатель
в данном федеральном законе, основываясь
на пункте 1 статьи 8 Конституции Российской
Федерации, гарантирующем единство экономического
пространства Российской Федерации, относит
сферу государственного регулирования
внешнеторговой деятельности, порядок
ее осуществления к ведению Российской
Федерации. Должен быть в этом отношении
единообразный порядок. Не должно быть,
очевидно, «Воронежского», «Татарского»,
«Уральского» и т.д. порядков регулирования
экспорта и импорта, ибо согласиться с
этим, значит согласиться с разрушением
единой таможенной территории Российской
Федерации. Под единой таможенной территорией
и по ГАТТ и по Таможенному кодексу Российской
Федерации (который не содержит понятия
этой территории, но фактически исходит
из положений ГАТТ) понимается территория,
в пределах которой при осуществлении
товарооборота не применяются таможенные
пошлины и другие регуляторы (ограничители)
торговли. Согласиться с наличием собственных
таких регуляторов и ограничителей у субъектов
Российской Федерации — значит согласиться
с неприменением пункта 1 статьи 74, которая
не допускает установление на территории
Российской Федерации пошлин, сборов и
иных препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых средств. Другое
дело — свобода предпринимательства,
заключение внешнеторговых и иных внешнеэкономических
сделок («иных», — например, по реализации
региональных инвестиционных проектов),
носящих гражданско-правовой характер.
Они, несомненно, входят в понятие «внешние
экономические отношения субъектов Российской
Федерации». Более того, законодатель
идет еще дальше: субъекты Российской
Федерации могут заключать соглашения
по торгово-экономическим вопросам с субъектами
иностранных федеративных государств
и административно-
Другой немаловажный вопрос, вызвавший разногласия, касается выдачи лицензий (разрешений) на экспорт и импорт товаров: должен выдавать их один федеральный орган исполнительной власти (сегодня — это МВЭС России) или также и другие (например, Госкомитет по военно-технической политике России — в отношении вооружения, военной техники и товаров двойного назначения)? В нашей стране в период первого этапа либерализации внешней торговли в 80-х годах уже имела место передача функции выдачи лицензий на экспорт и импорт более чем 20 министерствам и ведомствам. В результате возникла громоздкая бюрократическая система, отнюдь не способствующая развитию внешней торговли. Поэтому вернулись к принципу, зафиксированному в ГАТТ, которому следует мировое сообщество: обращаться за лицензией нужно (как правило) в один госорган, и выдавать такие лицензии должен (как правило) один госорган. Это способствует простоте, ясности административных процедур во внешней торговле, ее ускорению.
Третья немаловажная проблема, которая вызвала возражения сторонников полной либерализации внешней торговли: положение о возможности введения государственной монополии на экспорт и импорт отдельных товаров. Необходимо отметить, что введение ее сформулировано как положение чрезвычайного характера, т.е. когда это диктуют экономические интересы России. Необходимо также подчеркнуть, что исключительное право совершения внешнеторговых сделок специализированными государственными коммерческими организациями не является нарушением ГАТТ, когда они совершаются без дискриминации каких-либо стран и на чисто коммерческой основе. Нарушением ГАТТ будет совершение их с предпочтением, отдаваемым по политическим мотивам, и с использованием ограничительной деловой практики и недобросовестной конкуренции.
Подготовлен и следующий федеральный закон, который необходимо принять, основываясь на принципах и нормах ГАТТ, это закон о мерах по защите отечественных товаропроизводителей при импорте. В вышеупомянутом федеральном законе содержится статья о таких защитных мерах, но она является основополагающей и требует развития с созданием механизма, обеспечивающего их применение. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 28 апреля 1995 г. № 437 утвердило Положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле. Готовится также правительственное постановление, в котором речь как раз и идет о создании подобного механизма. Представляется, однако, что, поскольку затрагиваемый круг правоотношений тесно связан с федеральным бюджетом, таможенным и финансовым регулированием, то лучше их урегулировать федеральным законом о защитных мерах, а не правительственным постановлением.