Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью работы является изучение договора розничной купли-продажи.
Для реализации этой цели ставлю следующие задачи:
- рассмотреть нормативное регулирование договора розничной купли-продажи;
- определить понятие, дать характеристику договору розничной купли-продажи;
- раскрыть содержание и рассмотреть элементы договора розничной купли-продажи;
- проанализировать основные виды договора розничной купли-продажи;
- рассмотреть ответственность за нарушение договора купли-продажи.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Нормативно-правовое регулирование договора розничной купли-продажи……………………………………………………………………….
5
Глава II. Понятие и элементы договора розничной купли-продажи………. 5
2.1. Понятие договора розничной купли-продажи…………………………. 7
2.2. Элементы договора розничной купли-продажи………………………… 9
Глава III. Содержание договора розничной купли-продажи……………….. 11
3.1. Права и обязанности продавца…………………………………………... 11
3.2. Права и обязанности покупателя………………………………………… 13
3.3. Последствия продажи товара покупателю ненадлежащего качества..... 16
Глава IV. Виды договора розничной купли-продажи……………………….. 25
Заключение ………………………………………………...…………...…….. 28
Список использованных источников ………………..………………………. 29
Следовательно, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. В то же время, если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями, т.е должен руководствоваться специальными требованиями к качеству товара, несмотря на отсутствие указаний об этом в договоре.
Согласно ст. 19 Закона о
защите прав потребителей потребитель
вправе предъявить установленные ст.
18 данного Закона требования продавцу
(изготовителю, уполномоченной организации,
уполномоченному
Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, изготовитель вправе принять дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока. Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.
Продавец может установить
на товар гарантийный срок, если
он не установлен изготовителем, а также
принять на себя дополнительное обязательство
в отношении недостатков
Таким образом, в рассмотренном
случае речь идет о договорной гарантии,
предоставляемой потребителю
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то возможность предъявления требований, связанных с недостатками товара, устанавливаются законом (законная гарантия). Согласно п. 2 ст. 477 ГК и абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей в таком случае указанные требования могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.
3.2. Права и обязанности покупателя
Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (ст. 495 ГК РФ).
Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (ст. 502 ГК РФ).
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать12:
а) замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
г) возмещения расходов на устранение недостатков товара;
д) отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (ст. 503 ГК).
Покупатель
обязан оплатить товар по цене, объявленной
продавцом в момент заключения договора
розничной купли-продажи, если иное
не предусмотрено законом, иными
правовыми актами или не вытекает
из существа обязательства. В случае,
когда договором розничной
Основными обязанностями
покупателя по договору розничной купли-продажи
являются принятие товара и уплата
покупной цены. Обязанность покупателя
принять товар (ст. 484 ГК) предполагает,
как и в договоре купли-продажи
в целом, совершение им действий, которые
в соответствии с обычно предъявляемыми
требованиями необходимы с его стороны
для обеспечения передачи и получения
соответствующего товара. Если же покупатель
в нарушение закона, иных правовых
актов или договора купли-продажи
не принимает товар или
Общие нормы ГК действуют
и в отношении порядка
3.3. Последствия продажи товара
покупателю ненадлежащего
В случае продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей, установленных ст. 503 ГК. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- либо замены
- либо соразмерного уменьшения покупной цены;
- либо незамедлительного
безвозмездного устранения
- либо возмещения расходов
на устранение недостатков
В ст. 18 Закона о защите прав потребителей в дополнение к возможностям, указанным ст. 503 ГК, потребителям предоставляется также возможность требовать замены недоброкачественного товара на товар надлежащего качества другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Все указанные требования
покупателя подлежат удовлетворению лишь
в том случае, если продавец при
заключении договора не оговорил, что
реализует товар с
Покупатель может свободно выбирать из указанных требований, но вправе предъявить лишь одно из них. По общему правилу предъявление этих требований ничем не обусловлено, однако в законе установлены отдельные исключения из этого правила. Так, право на замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества в отношении технически сложного или дорогостоящего товара13 может быть реализовано лишь в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 1 ст. 503 ГК, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). В отношении граждан-потребителей перечень таких товаров утверждается Правительством РФ14.
Согласно п. 3 ст. 503 ГК и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей вместо предъявления требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерном уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара либо возмещении расходов на их устранение покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не имеет права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Анализ ст. 503 ГК и п. 1 ст.
18 Закона о защите прав потребителей
показывает, что последствия продажи
товара ненадлежащего качества по договору
розничной купли-продажи любому
покупателю и аналогичные последствия
в отношениях с участием граждан-потребителей
неодинаковы. Поскольку согласно п.
3 ст. 492 ГК РФ к отношениям по договору
розничной купли-продажи с
урегулированным ГК, применяются
нормы Закона о защите прав потребителей
и иные правовые акты, принятые в
соответствии с ним, следует прийти
к выводу о том, что последствия
продажи товара ненадлежащего качества,
установленные ст. 503 ГК, применяются
к любым лицам, вступившим в отношения
по договору розничной купли-продажи,
за исключением граждан-
В отличие от общих положений ГК потребитель согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей вправе при расторжении договора требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В данном случае имеется в виду ситуация, когда применение потребителем одного из последствий продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему убытков. В этом случае он вправе требовать возмещения убытков в полном объеме (ст. 15 ГК), однако обязан доказать их наличие и размер.
Пункт 3 ст. 18 Закона о защите
прав потребителей содержит весьма важное
правило, предоставляющее потребителю,
которому продан товар ненадлежащего
качества, право предъявить ряд требований,
указанных в этом пункте, непосредственно
к изготовителю, уполномоченной организации
или уполномоченному
Этой же обязанностью определяется объем требований потребителя в тех случаях, когда он приобрел импортный товар. В п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей лицом, ответственным за недостатки импортного товара, является импортер. Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей импортером признается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории РФ. Импортерами являются российские и иностранные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, поскольку импорт представляет собой неотъемлемую составную часть внешней торговли и определяется как ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе15.
В тех случаях, когда возникают
разногласия с потребителем о
причинах возникновения недостатков
товара, продавец (изготовитель), уполномоченная
организация, уполномоченный индивидуальный
предприниматель и импортер обязаны
провести экспертизу товара за свой счет.
При этом потребитель вправе оспорить
заключение такой экспертизы в судебном
порядке. Однако если в результате экспертизы
товара было установлено, что недостатки
в товаре возникли вследствие обстоятельств,
за которые продавец (изготовитель)
не отвечает, потребитель обязан возместить
продавцу (изготовителю), уполномоченной
организации, уполномоченному