Купля -продажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение договора розничной купли-продажи.
Для реализации этой цели ставлю следующие задачи:
- рассмотреть нормативное регулирование договора розничной купли-продажи;
- определить понятие, дать характеристику договору розничной купли-продажи;
- раскрыть содержание и рассмотреть элементы договора розничной купли-продажи;
- проанализировать основные виды договора розничной купли-продажи;
- рассмотреть ответственность за нарушение договора купли-продажи.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава I. Нормативно-правовое регулирование договора розничной купли-продажи……………………………………………………………………….
5
Глава II. Понятие и элементы договора розничной купли-продажи………. 5
2.1. Понятие договора розничной купли-продажи…………………………. 7
2.2. Элементы договора розничной купли-продажи………………………… 9
Глава III. Содержание договора розничной купли-продажи……………….. 11
3.1. Права и обязанности продавца…………………………………………... 11
3.2. Права и обязанности покупателя………………………………………… 13
3.3. Последствия продажи товара покупателю ненадлежащего качества..... 16
Глава IV. Виды договора розничной купли-продажи……………………….. 25

Заключение ………………………………………………...…………...…….. 28

Список использованных источников ………………..………………………. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая купля-продажа.docx

— 57.87 Кб (Скачать)

Следовательно, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный  для целей, для которых товар  такого рода обычно используется. В  то же время, если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями, т.е должен руководствоваться специальными требованиями к качеству товара, несмотря на отсутствие указаний об этом в договоре.

Согласно ст. 19 Закона о  защите прав потребителей потребитель  вправе предъявить установленные ст. 18 данного Закона требования продавцу (изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Правила, касающиеся установления гарантийных сроков и сроков годности, определены ст. 5 Закона о защите прав потребителей. На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы, под которым понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки в соответствии с п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей.

Изготовитель вправе устанавливать  на товар гарантийный срок, в течение  которого в случае обнаружения в  товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или  уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить  требования потребителя, установленные  ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, изготовитель вправе принять  дополнительное обязательство в  отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока. Содержание дополнительного  обязательства изготовителя, срок его  действия и порядок осуществления  потребителем прав по такому обязательству  определяются изготовителем.

Продавец может установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем, а также  принять на себя дополнительное обязательство  в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем. Содержание дополнительного обязательства  продавца, срок действия такого обязательства  и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и  продавцом.

Таким образом, в рассмотренном  случае речь идет о договорной гарантии, предоставляемой потребителю изготовителем  или продавцом товара. Изготовитель (продавец) несет ответственность  за недостатки товара, обнаруженные в  течение срока действия дополнительного  обязательства, в соответствии с  абз. 2 п. 6 ст. 18, а после окончания  срока действия дополнительного  обязательства - в соответствии с  п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то возможность предъявления требований, связанных с недостатками товара, устанавливаются законом (законная гарантия). Согласно п. 2 ст. 477 ГК и абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей в таком случае указанные требования могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.

 

3.2. Права и обязанности покупателя

 

Покупатель  вправе до заключения договора розничной  купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (ст. 495 ГК РФ).

Покупатель  вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный  товар в месте покупки и  иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки  или комплектации, произведя в  случае разницы в цене необходимый  перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у  продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и  получить уплаченную за него денежную сумму. Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские  свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (ст. 502 ГК РФ).

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего  качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать12:

а) замены недоброкачественного товара товаром  надлежащего качества;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) незамедлительного  безвозмездного устранения недостатков  товара;

г) возмещения расходов на устранение недостатков  товара;

д) отказаться от исполнения договора и потребовать  возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Покупатель  вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (ст. 503 ГК).

Покупатель  обязан оплатить товар по цене, объявленной  продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными  правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В случае, когда договором розничной купли-продажи  предусмотрена предварительная  оплата товара, неоплата покупателем  товара в установленный договором  срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено  соглашением сторон (ст. 500 ГК РФ).

Основными обязанностями  покупателя по договору розничной купли-продажи  являются принятие товара и уплата покупной цены. Обязанность покупателя принять товар (ст. 484 ГК) предполагает, как и в договоре купли-продажи  в целом, совершение им действий, которые  в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны  для обеспечения передачи и получения  соответствующего товара. Если же покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи  не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать  от покупателя принять товар или  отказаться от исполнения договора.

Общие нормы ГК действуют  и в отношении порядка исполнения обязанности покупателя в договоре розничной купли-продажи по уплате покупной цены (ст. ст. 486 - 489 ГК). Вместе с тем согласно ст. 500 ГК в случае, когда договором розничной купли-продажи  предусмотрена предварительная  оплата товара, неоплата покупателем  товара в установленный договором  срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено  соглашением сторон.

 

 

 

3.3. Последствия продажи товара  покупателю ненадлежащего качества

 

В случае продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей, установленных  ст. 503 ГК. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- либо замены недоброкачественного  товара товаром надлежащего качества;

- либо соразмерного уменьшения  покупной цены;

- либо незамедлительного  безвозмездного устранения недостатков  товара;

- либо возмещения расходов  на устранение недостатков товара.

В ст. 18 Закона о защите прав потребителей в дополнение к возможностям, указанным ст. 503 ГК, потребителям предоставляется  также возможность требовать  замены недоброкачественного товара на товар надлежащего качества другой марки (модели, артикула) с соответствующим  перерасчетом покупной цены.

Все указанные требования покупателя подлежат удовлетворению лишь в том случае, если продавец при  заключении договора не оговорил, что  реализует товар с недостатками. В противном случае покупатель знает  о приобретении товара с недостатками, и у него нет оснований выдвигать в связи с этим, какие бы то ни было требования. В некоторых случаях такая оговорка может явствовать из самого характера продажи (продажа в специальных магазинах или отделах уцененных товаров, товаров, бывших в употреблении).

Покупатель может свободно выбирать из указанных требований, но вправе предъявить лишь одно из них. По общему правилу предъявление этих требований ничем не обусловлено, однако в законе установлены отдельные  исключения из этого правила. Так, право  на замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества в отношении технически сложного или дорогостоящего товара13 может быть реализовано лишь в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 1 ст. 503 ГК, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). В отношении граждан-потребителей перечень таких товаров утверждается Правительством РФ14.

Согласно п. 3 ст. 503 ГК и  п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей вместо предъявления требований о замене недоброкачественного товара товаром  надлежащего качества, соразмерном  уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков  товара либо возмещении расходов на их устранение покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи  и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и  за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При  возврате покупателю уплаченной за товар  денежной суммы продавец не имеет  права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования  товара, потери им товарного вида или  других подобных обстоятельств.

Анализ ст. 503 ГК и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей показывает, что последствия продажи  товара ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи любому покупателю и аналогичные последствия  в отношениях с участием граждан-потребителей неодинаковы. Поскольку согласно п. 3 ст. 492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не

урегулированным ГК, применяются  нормы Закона о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в  соответствии с ним, следует прийти к выводу о том, что последствия  продажи товара ненадлежащего качества, установленные ст. 503 ГК, применяются  к любым лицам, вступившим в отношения  по договору розничной купли-продажи, за исключением граждан-потребителей. В связи с этим, если в договоре розничной купли-продажи одной  из сторон является гражданин-потребитель, должны применяться последствия  продажи товара ненадлежащего качества, определенные п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а не ст. 503 ГК РФ.

В отличие от общих положений  ГК потребитель согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей вправе при расторжении договора требовать  полного возмещения убытков, причиненных  ему вследствие продажи товара ненадлежащего  качества. В данном случае имеется  в виду ситуация, когда применение потребителем одного из последствий  продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему  убытков. В этом случае он вправе требовать  возмещения убытков в полном объеме (ст. 15 ГК), однако обязан доказать их наличие  и размер.

Пункт 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей содержит весьма важное правило, предоставляющее потребителю, которому продан товар ненадлежащего  качества, право предъявить ряд требований, указанных в этом пункте, непосредственно  к изготовителю, уполномоченной организации  или уполномоченному индивидуальному  предпринимателю либо импортеру. Ранее  действовавшее законодательство не допускало предъявления, каких бы то ни было требований по поводу качества проданного товара к изготовителю, поскольку между ним и потребителем отсутствовали правовые отношения.

Этой же обязанностью определяется объем требований потребителя в  тех случаях, когда он приобрел импортный  товар. В п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей лицом, ответственным  за недостатки импортного товара, является импортер. Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей импортером признается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории РФ. Импортерами являются российские и иностранные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, поскольку импорт представляет собой неотъемлемую составную часть внешней торговли и определяется как ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе15.

В тех случаях, когда возникают  разногласия с потребителем о  причинах возникновения недостатков  товара, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер обязаны  провести экспертизу товара за свой счет. При этом потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Однако если в результате экспертизы товара было установлено, что недостатки в товаре возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному  предпринимателю, либо импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Информация о работе Купля -продажа