Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:12, контрольная работа
1. Каковы особенности предмета и метода конституционного права России? Каковы особенности конституционных отношений?
2. Дайте юридический анализ следующей ситуации: «Государственная Дума РФ приняла решение об отстранении Президента РФ от должности за резкое ухудшение во время его правления экономической ситуации в стране. В ответ Президент РФ распускает Государственную Думу и назначает выборы новой Государственной Думы РФ».
Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.
2. Дайте юридический анализ следующей ситуации: «Государственная Дума РФ приняла решение об отстранении Президента РФ от должности за резкое ухудшение во время его правления экономической ситуации в стране. В ответ Президент РФ распускает Государственную Думу и назначает выборы новой Государственной Думы РФ».
Согласно ст. 93 Конституции РФ:
1. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Таким образом в статье предусмотрено одно из оснований прекращения исполнения полномочий Президента РФ, перечисленных в ч. 2 ст. 92 Конституции, а именно отрешение Президента от должности до истечения срока его полномочий. Отрешение от должности предусматривает особый порядок и связанные с этим процедуры, в которых участвуют Государственная Дума, Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, а также Совет Федерации.
Отрешение Президента от должности может произойти только на основании обвинения его в совершении указанного в ч. 1 ст. 93 преступления, а именно государственной измены или иного тяжкого преступления. Определение государственной измены дано в ст. 275 УК, а понятие тяжкого и особо тяжкого преступлений - в ч. 4 и 5 ст. 15.
Процесс выдвижения обвинения и отрешения от должности Президента состоит из нескольких этапов. Согласно п. "е" ст. 102 Конституции отрешение Президента от должности возложено на Совет Федерации Федерального Собрания. Порядок отрешения определен в Регламенте Совета Федерации.
Выдвижение обвинения против Президента РФ, как следует из ч. 1 ст. 93, а также п. "ж" ст. 103 Конституции, - прерогатива Государственной Думы. Из содержания ч. 1 ст. 93 Конституции следует, что Государственная Дума образует специальную комиссию, которая в соответствии Регламентом Государственной Думы оценивает соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента. Обвинение выдвигается по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы.
Предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения 2/3 голосов от общего числа депутатов.
Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента направляется в Верховный Суд РФ, который дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, послуживших основанием для обвинения.
Соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно подтверждаться заключением Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд дает его по запросу Совета Федерации (п. 7 ст. 125 Конституции).
Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа состава палаты и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Установлено, что если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным. Отрешение Президента от должности на основании предъявленного обвинения не означает привлечения его к уголовной ответственности, а также его осуждения.
Из вышеизложенного следует, что Государственная Дума РФ не имеет права принимать решение об отстранении Президента РФ от должности.
Рассмотрим следующую ситуацию. Из двух палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы - Конституция предусматривает возможность роспуска Президентом Российской Федерации только Государственной Думы.
Согласно п. «б» ст. 84 Конституции РФ, Президент Р Ф: распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В ст. 111 и 117 Конституция устанавливает основания роспуска Государственной Думы: она может быть распущена после трехкратного отклонения ею кандидатур Председателя Правительства РФ, представленных Президентом РФ (ч. 4 ст. 111), в случае выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117) либо в результате рассмотрения Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ, поставленного по инициативе Председателя Правительства (ч. 4 ст. 117).
Перечень оснований для роспуска Государственной Думы носит исчерпывающий характер.
Конституцией устанавливаются также случаи, когда Государственная Дума не может быть распущена - ст. 109 Конституции, в которой указано о недопустимости роспуска Государственной Думы в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента, а также в период выдвижения ее обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации и во время действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.
3. Укажите правильный ответ (ответы). Каковы основания приобретения гражданства РФ:
а) в результате приема в гражданство РФ;
б) в порядке регистрации;
в) по рождению;
г) в порядке переезда на постоянное место жительства в РФ;
д) оптация?
Федеральный закон "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"