Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 06:34, контрольная работа

Краткое описание

Мораль - это общепризнанное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мораль формируются в конкретных исторических условиях.
Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Оглавление

1. Происхождение морали и нравственности …………………………….3
2. Нравственные убеждения………………………………………………..7
3. Юридическая этика……………………………………………………….9
4. Ценностные ориентации…………………………………………………11
5. Совесть и ее значение в деятельности юриста………………………….14
Список литературы………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

юр. психология.docx

— 39.99 Кб (Скачать)

     Задачи  юридической этики заключаются, прежде всего, в научном обосновании нравственных принципов следственной, судебной и адвокатской деятельности, раскрытии нравственного содержания правовых норм, определяющих порядок уголовного и гражданского судопроизводства, в создании учения о ценностях правосудия, о нравственном долге его участников.

     Проблемы  этики юридической деятельности послужили поводом принятия различными профессиональными организациями  и сообществами юристов кодексов профессиональной этики.

     «Кодекс судейской этики» был утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года. Он сменил «Кодекс чести судьи Российской Федерации», утверждённый постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 года.

     «Кодекс этики прокурорского работника  Российской Федерации» утверждён Приказом Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 года.

     «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» был принят Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 года. Он сменил «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», действовавший с 19 ноября 1993 года.

     «Кодекс профессиональной этики адвоката»  был принят Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года, изменён и дополнен II Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 года и III Всероссийским съездом адвокатов 5 апреля 2007 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Ценностные ориентации и их оценка. 
     

     Ценностные  ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в  качестве стратегических жизненных  целей и общих мировоззренческих  ориентиров. Основные стороны жизни человека труд, общественная работа, семья, сфера досуга и увлечений — выступают объектами ценностных ориентации и представлений.

     Система ценностных ориентации выражает внутреннюю основу отношений личности к действительности и образует содержательную сторону ее направленности, выявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности и формируются, структурируются при усвоении человеком социального опыта.

     Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации.

     Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития.

     Создание  собственной ценностной системы  сопровождается обращением к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте. Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Система ценностных ориентации личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст.

     На  разных возрастных стадиях те или  иные аспекты развития системы ценностных ориентации личности с определенной периодичностью выходят на первый план. Очевидно в то же время, что различные условия или механизмы, определяющие сущность данной стадии ценностного развития, могут проявляться и на других этапах.

     Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

     Ценностные  ориентации относятся к важнейшим  компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно  судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие  качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и  идеалам, способность к волевым  усилиям во имя этих идеалов и  ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическое  задание

Что такое  совесть и ее значение в деятельности юриста?

Имеет ли место упоминание в законе о совести  применительно к деятельности юриста.

     Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т. н. «угрызений совести».

     Совесть юриста не только осознание и исполнение им профессионального долга, но и  прочувствование его именно как  личного долга, личной ответственности. Она как бы перевоплощает веление  долга — «ты должен» в личный мотив поведения человека — «я должен».

     Совесть в определенной степени предопределяет профессиональную ответственность юриста как меру осознания и следования своим служебным обязанностям, степени вины за невыполнение или ненадлежащее их выполнение.

     Следует исходить из того, что у каждого юриста есть совесть, но не каждый готов прислушаться к ее зову.

     К примеру адвокат вызвался защищать в суде одного человека, который  на самом деле совершил преступление, ответственность за него предусмотрена  Уголовным кодексом РФ. Защитник, ознакомившись  с материалами этого дела, пришёл к выводу, что его клиент может  избежать наказания при выборе правильной тактики защиты, отсутствии свидетелей преступления, построении иной версии произошедшего, используя реальные юридические факты, которые имели  место. В итоге адвокат выигрывает данное дело, виновный человек избегает наказания.

     Адвокатов, работающих в настоящее время, можно разделить на 2 группы:

     Адвокаты-идеалисты. Такие юристы стремятся внести свой вклад в развитие правосудия и института адвокатуры своей страны. Для них важное значение имеет вопрос о том, кто их подзащитный. Они берутся защищать невиновных и отказывают в предоставлении своих услуг виновным (срабатывает совесть – мораль и воспитание не позволят сделать так, а не иначе). Репутация для них – это благодарность оправданных, а не число и процент выигранных дел в суде. Удовлетворение от своей работы они получают только в том случае, если невиновного удалось защитить способами и методами, предусмотренными в законе, без использования хитростей и фальсификаций.

     Адвокаты-карьеристы. Для данной категории важное значение имеют: материальная выгода, своя деловая репутация (большой процент выигранных дел). Такие юристы приходят на помощь как виновным, так и невиновным. Основная задача – выиграть дело, получить ещё одну «галочку». Совесть для таких лиц – категория второстепенная, на которую иногда можно просто не обращать внимания.

     Адвокат-идеалист ознакомился бы с материалами  дела, поговорил бы с клиентом, но за такую работу не взялся бы. Адвокат-карьерист  сказал бы: «Я тот, кого Вы искали, можно  в два счёта развалить дело, но за это мне необходим гонорар  в размере…».

     На  консультацию к дежурному адвокату пришел слепой инвалид, по существу его  вопроса особо сказать было «нечего», но за консультацию на тот момент по установленным тарифам с него взяли 300 руб.  Да, есть порядок оказания юридической помощи, которым все  регламентировано. Но ведь – это  формальность. Совесть она либо есть либо ее нет, кто со слепого берет  за консультацию, у того совести  нет, от 300 рублей он богаче не станет.

     В законодательстве упоминание о совести  в комплексе с религией. Так  ст. 28 Конституции РФ гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания.

     Уголовным кодексом предусмотрено наказание  за воспрепятствование осуществлению  права на свободу совести и  вероисповедания.

     Что же касается совести, применительно  к деятельности юриста, УПК РФ содержит нормы, в которых упоминается  совесть. В ст. 17 сказано, что участники  процесса оценивают доказательства, руководствуясь законом и совестью. Так же в клятве, которую дают присяжные заседатели, указывается  что уголовные дела разрешаются  по совести и внутреннему убеждению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием): Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Российская газета. – 2009. – 21 января.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -  1996. – 17 июня. (в ред. от 21.07.2011 N 253-ФЗ)

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ //Российская газета. -  2001. – 22 декабря. (в ред. от 21.07.2011 N 253-ФЗ)

4. Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности: Цели, средства, результат. - Томск 1977. -148 с.

5. Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. — К-55 М., Издательская группа НОРМА — ИНФРАМ, 1999. — 168 с.

6. Руденский, Е.В. Социальная психология. - М., 2007.

7. «Кодекс судейской этики» утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года.

8. «Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации» утверждён Приказом Генпрокуратуры РФ от 17 марта 2010 года.

9. «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» принят Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 года.

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"