Контрольная работа по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 06:34, контрольная работа

Краткое описание

Мораль - это общепризнанное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мораль формируются в конкретных исторических условиях.
Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Оглавление

1. Происхождение морали и нравственности …………………………….3
2. Нравственные убеждения………………………………………………..7
3. Юридическая этика……………………………………………………….9
4. Ценностные ориентации…………………………………………………11
5. Совесть и ее значение в деятельности юриста………………………….14
Список литературы………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

юр. психология.docx

— 39.99 Кб (Скачать)
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 СИБИРСКИЙ  ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ  И ПСИХОЛОГИИ
 

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
 
 
 

        ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 

          КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

ВАРИАНТ №3 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    Студент группы 218-У

                    Рождественский  С.Л. 

                    Проверил:

                    К ю.н., доцент

                    Е. М. Головащук 
                     
                     

Красноярск  2011

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Происхождение  морали и нравственности …………………………….3

    2. Нравственные  убеждения………………………………………………..7

    3. Юридическая  этика……………………………………………………….9

    4. Ценностные  ориентации…………………………………………………11

    5. Совесть и ее значение в деятельности юриста………………………….14

    Список  литературы………………………………………………………….17

    1. Происхождение морали и нравственности

     Мораль - это общепризнанное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мораль формируются в конкретных исторических условиях.

     Нравственность - это понятие, которое является синонимом  морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как  форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

     Мораль  возникла раньше других форм общественного  сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения  людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, из которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

     Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны  для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

     В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к  человеку и требования общества к  человеку. В ней представлены правила  поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и  к обществу.

     Нравственное  сознание пронизывает все сферы  деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные  требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать  соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь  имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.

     Нравственные  представления вырабатываются обществом  и могут изменяться по мере его  развития и изменения. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. Выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.

     В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила  поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось.

     В первобытном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела  жесткий характер. 
С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами. 
Нравственные нормы, отраженные в категориях добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества.

     Понятие нравственности является диалектически  изменчивым, и рассматривать его  необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые  определяют моральные принципы человечества и в то же время сами определяются социальной деятельностью.

     Содержание  морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время  следует отметить, что в моральных  нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как  гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл.

     Современный мир становится исключительно взаимосвязанным  и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего, следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простыми и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

     В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное  и интеллектуальное. Эмоциональное  начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные  чувства, представляющие личное отношение  к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания  моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий  добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь  и соотношение этих начал в  нравственном сознании может быть различным  в разные исторические эпохи и  в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени. 
В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.

     Нравственный  идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей  связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания - это формирование единства нравственного сознания и  нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества.

     Специфика нравственного сознания заключается  в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано  с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам  может оценить свои поступки и  происходящие события, опираясь на моральные  нормы, поэтому выступает как  субъект с достаточно развитым уровнем  нравственного сознания. Следует  отметить то, что нравственные нормы  не должны быть догматичными в том  отношении, что мораль смогла бы оценить  должным образом и нестандартные  поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное сознание человека может  опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного  мира очень часто подталкивали людей  не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и  усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Нравственные убеждения. 

      Нравственные  убеждения - это система жизненных ценностных ориентиров, которые формируются у человека в процессе переживания им различных жизненных ситуаций как собственные выводы о правильности или неправильности поведения и отношения к другим людям и к себе.

      Нравственные  убеждения выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения юристов. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения были подлинно нравственными, эти лица должны обладать определенными моральными качествами, быть нравственно воспитанными.

      Юристов должны отличать  глубокое уважение к закону, верность его букве и духу, стойкость, и  неподверженность постороннему влиянию, самостоятельность в суждениях и бдительность. Они обязаны быть требовательными к себе и к людям, честны и неподкупны, скромны и вежливы, решительны, трудолюбивы.

      Трудно  найти другую профессию, обладая  которой ежедневно приходилось  бы сталкиваться с таким обилием самых разнообразных жизненных ситуаций, поступков, мотивов, людских характеров, И во всем этом многообразии необходимо разобраться оперативно, всесторонне, полно и глубоко. Следователь, прокурор, адвокат, судья должны быть максимально выдержанными, тактичными, корректными, собранными, хладнокровными и спокойными в отношении каждого человека—преступника-рецидивиста и бытового склочника, матерого убийцы и обычного скандалиста, потерпевшего и свидетеля, женщины и мужчины, старика и подростка, попавших в сферу правосудия.

      В нравственном сознании личности можно  вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувственный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиции добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций.

      Нравственные  убеждения, являясь результатом деятельности ума и сердца, становятся важной целью передаточного механизма от нравственного сознания к нравственному поведению. Культура нравственных убеждений - это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника правоохранительных органов сознательно и бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования общественной морали и воинской этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности. Чем более возвышенный характер носят нравственные убеждения, тем выше уровень нравственных качеств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Юридическая этика. Этапы ее развития

     Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями  его нравственного и социального  положения.

     Особенностью  профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления  или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими  справедливости, нравственности или  безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства.

     Деятельность  юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии.

     Профессиональная  этика юриста требует верности не только духу и букве закона, но и справедливости, ответственности, стойкости при выполнении служебных задач, т.е. соблюдения нравственных норм.

     Юридическую этику можно определить как науку  о нравственных основах правоприменительной деятельности, включающую учение о специфике действия этический норм в этой сфере трудовых отношений, и особенно нравственных нормах, возникающих как результат своеобразия отношений при реализации обязанностей судьи, прокурора, следователя, адвоката.

Информация о работе Контрольная работа по "Юридической психологии"