А.А. Кондрашев применительно
к конституционно-правовой ответственности
субъектов Российской Федерации проводит
классификацию санкций по многим основаниям:
1) в зависимости от применяющих их органов
- санкции органов исполнительной власти
федерации и санкции, налагаемые совместно
несколькими федеральными органами; 2)
по правовому результату - меры, по которым
акты органов власти утрачивают юридическую
силу; меры, лишающие должностное лицо
или орган властных полномочий; меры, преобразующие
правовой статус субъектов права; меры
по использованию прямого принуждения;
3) в зависимости от длительности воздействия
- окончательные и временные; 4) по степени
использования государственного принуждения
- меры, основанные на средствах косвенного,
опосредованного правовой процедурой
принуждения; меры фактического, прямого
принуждения; 5) по функциональному критерию
- карательные, восстановительные и меры
пресечения [6, с. 29-30].
Из всего многообразия
имеющихся в научной литературе
классификаций санкций конституционно-правовой
ответственности наиболее обоснованной
представляется классификация, предложенная
Н.М. Колосовой, согласно которой главным
основанием называются неблагоприятные
последствия или способ законодательного
принуждения нарушителей к исполнению
конституционного законодательства. Иными
словами, цели и последствия санкций -
это основные критерии их классификации.
Они подразделяются на четыре вида:
- правовосстановительные санкции - имеют цель воссоздать нарушенные права, последствием применения которых является восстановление понесенного урона, как правового, так и материального;
- предупредительные санкции - меры, которые имеют цель предостеречь субъекта конституционного права от отклонения его поведения от правовых норм, сигнализировать о наступлении в будущем более неблагоприятных для него последствий, если субъект ответственности не прекратит своего противоправного поведения;
- карательные санкции - меры взыскания, имеющие цель наказать правонарушителя; они направлены на наступление правовых лишений для тех, кто не выполняет своих конституционных обязанностей, или для тех, кто злоупотребляет своими конституционными полномочиями;
- санкции пресечения - применяются с целью предотвратить тс негативные последствия, которые могут наступить при бездействии органов, правомочных решать вопрос о введении конкретных конституционных санкций [5, с. 113-115].
Как отмечает В.И. Лучин, такое
понимание санкции дает верное объяснение
тому, что правило может быть выражено
в одном акте, а средство его принудительного
обеспечения в другом, даже относящемся
к иной отрасли права [8, с. 84]. Однако эти
средства нельзя включать в структуру
охраняемой ими нормы, они вытекают из
общего полномочия государства издавать
правовые нормы и обеспечивать их реализацию.
Важно также учитывать, что охрана конституционных
норм осуществляется при помощи всей системы
действующего права. Речь идет о том, что
нормы Конституции и других источников
конституционного права обеспечены санкциями
не только "своей", но и других отраслей
права (уголовного, административного,
трудового и др.). В противном случае незащищенность
конституционно- правовых норм, безусловно,
создала бы широкий простор для произвола.
Таким образом, по форме реализации конституционно-правовая
ответственность подразделяется на: прямую
(непосредственную), то есть предусмотренную
непосредственно нормами конституционного
права, и непрямую (опосредованную), то
есть предусмотренную нормами других
отраслей права.
Конституция, ее предписания,
закрепляющие высшие социальные ценности,
нуждаются в эффективной системе
защиты. Любое нарушение конституционных
правоотношений должно влечь применение
соответствующих мер конституционно-правовой
ответственности. Иными словами, выполнение
конституционных обязанностей и
соблюдение конституционных прав должны
быть защищены специфическими санкциями.
Конституционные санкции являются
необходимым атрибутом конституционно-правовой
ответственности.
Итак, понимание конституционно-правовой
ответственности как отрицательной
оценки деятельности субъекта, в результате
чего он испытывает неблагоприятные
последствия (ограничение либо лишение
политических, юридических, материальных
интересов), важно для разграничения
мер ответственности, мер чисто
организационных и организационно-правовых.
Однако проблема осложняется тем, что
одна и та же по наименованию мера может
означать как санкцию, так и организационную
акцию. Отличие в данном случае состоит
в основаниях применения меры. Если, например,
отставку правительства, связанную с выражением
ему вотума недоверия парламентом за неспособность
или за неправильную политику, вполне
можно считать санкцией конституционно-
правовой ответственности, то отставка
правительства по собственной инициативе
таковой не является. В первом случае отставка
влечет за собой потерю авторитета правительством,
она связана с отрицательной оценкой его
деятельности, во втором случае этого
не происходит. Роспуск парламента в одних
случаях является мерой конституционно-правовой
ответственности, в других-лишь способом
разрешения политических кризисов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Братусь, С.Н. Юридическая ответственность и законность: (Очерк теории) / С.Н. Братусь. - М.: Юрия, лит., 1976. -215 с.
- Василевич, Г.А. Конституционно-правовая ответственность - особый вид юридической ответственности / Г.А. Василевич - Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 2001. № 1. С. 104-111.
- Дмитриев, Ю.А. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти / Ю.А. Дмитриев, Ф.Ш. Измайлова. - Государство и право. 1996. № 4. С. 88-96.
- Колосова, Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности / Н.М. Колосова - Государство и право. 1997. № 2. С. 86-91.
- Колосова, Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации / Н.М. Колосова. - М.: Городец, 2000. - 192 с.
- Кондрашев, А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации / А.А. Кондрашев - Рос. юстиция. - 2000. - № 2. - С. 25-34.
- Лейст, О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву: (Теоретические проблемы) / О.Э. Лейст. - М.: Изд-во МГУ. 1981. - 239 с.
- Лучин, В.О. Конституционные нормы и правоотношения / В.О. Лучин. - М.: Закон и право. ЮНИТИ. 1997. - 159 с.
- Савин, В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом / В.Н. Савин - Государство и право. - 2000. - № 12. - С. 64-72.
- Шон, Д. Т. Конституционная ответственность / Государство и право. 1995. № 7. С. 35-43.