Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:10, контрольная работа
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РБ
ВАРИАНТ 3
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Любые общественные издержки,
будь то бедность или преступность,
есть издержки организации общественных
институтов, каковыми являются
государство и его органы. Если
имеется доступ к социальным благам,
всегда возникает соблазн использовать
их в личных интересах. Мир тесен,
и сегодня от качества работы
государственного аппарата, компетентности,
добросовестности, честности его
должностных лиц зависят судьбы
миллионов людей, а значит, особенно
опасна безответственность высших органов
государственной власти, их должностных
лиц за нарушение норм Конституции
Республики Беларусь. Поэтому
преодолеть противоречие между личными
интересами должностных лиц и
требованиями должности, предъявляемыми
государством и гражданским обществом,
способен институт конституционной
ответственности, который сравнительно
недавно стал выделяться в российской
и отечественной литературе как
особый вид юридической
В последнее время с
момента выделения конституционной
ответственности, некоторые ученые
считают ее разновидностью более
широкого явления - политической ответственности.
Конституционная
Важно иметь в виду, что несмотря на существенные различия видов ответственности, конституционная ответственность имеет черты, общие для юридической ответственности всех видов. Это отрицательная оценка государством деятельности гражданина, государственного органа, должностного лица и т.д., а также мера принуждения, реализация санкции правовой нормы. [10; c. 37] Итак, речь идет об ответственности за неэффективные, нерациональные, неразумные решения, принимаемые государственными служащими в процессе своей деятельности, которые нарушили закон и повлекли или могли повлечь ущерб для прав, свобод и законных интересов общества и государства в целом. [3; с. 90] В этом и состоит принципиальное отличие конституционной ответственности от иных видов правовой ответственности - т.е. в ее содержании. Конституционная ответственность - это ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти. А отсюда вытекает специфический набор оснований для установления конкретной ответственности органа или должностного лица и перечень санкций, которые по своему характеру существенно отличаются от санкций, используемых в иных видах юридической ответственности. При этом конституционная ответственность теряет практический смысл, если в стране отсутствует система контроля за деятельностью государственных органов, которая также включает свой круг средств, приемов и методов.
Конечно, термин «конституционная ответственность», как и всякий другой, имеет в какой-то мере условное значение и может создать иллюзию, будто речь идет о всякой ответственности за нарушение Конституции или вообще любых норм конституционного права, либо о всякой ответственности, упомянутой в Конституции, а это не так. Источником конституционной ответственности является не только Конституция, но и целая серия законов, составляющих массив конституционного законодательства. Или же, что более правильно, к источникам конституционной ответственности следует относить, помимо самой Конституции, все нормативно-правовые акты, примыкающие к ней, - конституционные законы, международные договоры, законы, регламенты палат Парламента, Правительства, акты Президента и другие. [2; c. 106]
Специфической чертой конституционной ответственности является и то, что она наступает как за правонарушения, так и при их отсутствии.
Субъекты конституционной ответственности - это органы и лица, полномочные принимать важные решения, которые затрагивают интересы всего государства или отдельного региона. Задержка, несвоевременное принятие решений или принятие не противоречащего закону, но неэффективного решения способны причинить огромный ущерб государству и его населению. И если бы ответственность применялась только за неправильные и противозаконные решения, то эти органы и их должностные лица стремились бы вообще уклоняться от принятия каких либо решений. Это очень важно для понимания конституционной ответственности, назначение которой не сводиться к наказанию. Главное - стимулировать позитивную деятельность ее потенциального субъекта, а если деятельность на практике такой не является, то сменить персональный состав органа, заменить одно руководящее лицо другим.
Однако основания
Анализ Конституции Республики Беларусь позволяет назвать следующие субъекты конституционной ответственности: государство; органы государственной власти; органы местного самоуправления; общественные объединения; должностные лица (в том числе и депутаты); физические лица.
Конституционные санкции заключаются главным образом в отрицательной государственно-правовой оценке отклоняющегося поведения и наступлении неблагоприятных последствий для соответствующих субъектов. Это, например, отрешение от должности Президента; при наличии определенных условий и признаков - роспуск палат Национального собрания; отставка Правительства в случаях выражения ему недоверия либо отказа в доверии Палатой представителей; освобождение от занимаемой должности (оно может быть и не санкцией); роспуск местного представительного органа за систематическое или грубое нарушение требований законодательства; лишение депутатского мандата; запрет партии, общественного объединения; лишение гражданства; лишение ордеров, медалей и почетных званий за «недостойное поведение»; отзыв должностных лиц из дипломатических представительств, работающих в международных организациях и зарубежных странах, за действия, «несовместимые с их статусом» и др.
Конституционные санкции могут состоять в устранении конституционных нарушений: отмена актов, приостановление действия актов, запрещение применения актов при определенных условиях, лишение силы актов или их отдельных положений, признанных неконституционными, а также недопустимость введения в действие и применение международных договоров, признанных несоответствующими Конституции Республики Беларусь и т.д.
Важнейшим элементом конституционной ответственности является срок, в течение которого должностные лица и государственные органы - субъекты конституционной ответственности - несут этот вид юридической ответственности. В нашем законодательстве не решена проблема продолжительности такого срока (за исключением лишь срока реализации процедуры импичмента Президента Республики Беларусь), в отличие от Республики Польша. Польская концепция конституционной ответственности применима не только к лицам, пребывающим в должности, но и к тем, кто ее уже не занимает. Так, продолжительность срока, в течение которого эти лица несут конституционную ответственность, достигает 10 лет после предполагаемого факта нарушения закона, а Президент может быть привлечен к ней в течение 10 лет после завершения его президентства. Таким образом, цели конституционной ответственности в Польше весьма обширна, поскольку она используется не только для отстранения от должности лиц, нарушивших Конституцию, но и требует отчета за их действия даже тогда, когда они уже оставили государственные посты.
Специфика также состоит в вопросе об органах и структурах, которые правомочны решать вопросы привлечения субъектов к конституционной ответственности. И круг таких органов зависит от конкретного субъекта, совершившего конституционное правонарушение. Например, в одних случаях Президент может «привлечь» Парламент к конституционной ответственности, распустив его, в других - Парламент может применить санкции к Президенту, сместив его с должности.
Следует отметить, что основным назначением конституционной ответственности остается защита Конституции, а сам институт конституционной ответственности является одним из главных элементов всей системы сдержек и противовесов. Поскольку важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны любой ветви власти остается механизм ответственного осуществления своей деятельности.
2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
Для того чтобы быть обеспеченной принудительной силой государства, конституционная норма не обязательно должна иметь в качестве своего структурного элемента санкцию. В связи с этим представляется справедливым утверждение Ю.А. Тихомирова: "Значительно чаще конституционная норма является "неполной" по своей структуре". Отсутствие санкции во многих конституционных нормах не означает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае их нарушения. Это свидетельствует лишь о специфике методов, форм использования государственного принуждения в случае их нарушения посредством иных правовых норм, норм других отраслей права. Однако не должно складываться впечатление, что для эффективной защиты норм конституционного права достаточно обеспечения их отраслевыми санкциями. В связи с тем, что конституционное право охраняет наивысшие социальные ценности, оно само нуждается в адекватной системе средств защиты его предписаний, причем не только санкций, предусмотренных законодательством других отраслей права, но и своих "собственных" санкций. В противном случае незащищенность конституционно-правовых норм, безусловно, создала бы широкий простор для произвола со стороны государственных органов и их должностных лиц. Известно, что "норма без санкции перестает быть мерой, масштабом поведения, поскольку нарушение этой меры, выход за указанные рамки не повлечет за собой надлежащую реакцию, государственное осуждение и государственное принуждение, обеспечивающие в порядке "обратной связи" регулирование нарушенных общественных отношений" [1, с. 68, 130]. Опыт показывает, что отсутствие собственных санкций иногда не может быть компенсировано санкциями уголовной, административной, трудовой и иных отраслей права без опасения, что соответствующие нормы конституционного права останутся без действенной защиты.
Вопрос ставится о собственных,
конституционных санкциях, о том,
что любое нарушение
Конституционная санкция - это
возможность наступления
Конституционные санкции
связаны с ретроспективной
Конституционные санкции могут состоять в устранении конституционных нарушений: отмена актов, приостановление действия актов, запрещение применения актов при определенных условиях, лишение силы актов или их отдельных положений, признанных неконституционными, а также недопустимость введения в действие и применения международных договоров Республики Беларусь, признанных несоответствующими Конституции Республики Беларусь, и т.п.
В юридической литературе
предлагаются различные классификации
санкций конституционно-
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"