Конституция УР

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:48, реферат

Краткое описание

В жизни современного общества особое место занимают конституции. Ее сущность определяется, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.

Оглавление

Введение
Историческая справка ……………………………………………………..4
Содержание и структура Конституции УР…..…………………………...8
Анализ Конституции УР как НПА……………………………………….11
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по праву.docx

— 39.20 Кб (Скачать)

тем самым обоснование  ограничения суверенитета Российской Федерации, её конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик. Указанные положения не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции Российской Федерации.

В целях реализации ст. 2 Конституции  РФ, ст. 2 Конституции УР, в которых  закрепляется человек, его права  и свободы как высшая ценность, признание, соблюдение защиты прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства, Государственный совет УР в феврале 2004 г. Принял Закон «Об уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике». Впервые в Удмуртии появился институт уполномоченного по правам человека, в который может обратиться любой гражданин Удмуртской Республики в целях защиты своих прав и свобод. Особенно это необходимо в условиях констатации, зафиксированной в гл. 2 Конституции УР «Защита прав и свобод человека и гражданина». Если правам и свободам в ней было посвящено (первоначальный вариант. – В.В.) 46 статей (39,3%), в том числе конституционных норм – 111 (48,26%), то с учётом редакции последующих законов УР – 4 статьи (5,6%), в том числе конституционных норм – 6 (2,5%). В сравнении с Конституцией РФ соответственно: 48 (35,0%); 4 (5,6%), в том числе конституционных норм 114 (33,6%); 6 (2,5%) (прил. 1, 2).

Необходимо также отметить, что в гл. 5 «Государственный совет  Удмуртской Республики» в редакции Закона Удмуртской Республики от 29 декабря 2005 г. имеются определённые неточности, которые необходимо устранить. Так, в п. 1 ст. 33 указано, что «депутатом Государственного совета Удмуртской Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий пассивным избирательным правом». Таким образом, усматривается несогласованность с п. 2 ст. 3 Конституции РФ. Кроме того, нарушена гарантированная государством возможность граждан участвовать в выборах в органы государственной власти, закреплённая в п. 2 ст. 32 («право избирать и быть избранным в органы государственной власти…»), в которой предусматривается активное и пассивное избирательное право. Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, то есть носит властеобразующий характер. «Право избирать и быть избранным, – отмечает М.В. Баглай, – в наибольшей степени даёт ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства» [4. С. 211]. Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности.

Правильно подметил английский теоретик политического либерализма  Дж. С. Миль (1806–1873), идеи которого и  поныне определяют развитие конституционного права (их брал на вооружение основатель социалистического государства В. И. Ленин. – В.В.), способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор [4. С. 212]. Этим следует объяснять и то обстоятельство, что для политически активных граждан выборы в органы власти – это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.

Таким образом, закрепление  в Конституции Удмуртской Республики указанного полномочия противоречит Конституции Российской Федерации. Далее, в п. 2 ст. 39 Конституции Удмуртской Республики предусмотрено, что законы, принятые Государственным советом, направляются Президенту

Удмуртской Республики, который  обязан подписать и обнародовать закон либо отклонить его в  десятидневный срок с момента  поступления. Следует отметить, что  в п. 1 ст. 107 Конституции РФ констатируется: «Принятый федеральный закон  в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования», а п. 3 указанной статьи гласит: «Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы (то есть квалифицированный большинством. – В.В.), он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации … и обнародованию». Законодатель предусмотрел обязанность Президента РФ подписать федеральный закон после преодоления Парламентом России его вето. В то же время в п. 3 ст. 39 Конституции Удмуртской Республики отмечается, что, если закон (повторно) одобряется квалифицированным большинством от установленного числа депутатов Государственного совета, он не может быть повторно отклонён Президентом УР и подлежит обнародованию в семидневный срок. Такое положение также противоречит федеральной Конституции, в частности п. 3 ст. 107.

Одним из основополагающих принципов построения взаимоотношений  Федерации с субъектами является принцип верховенства федеральной  Конституции и федерального законодательства, что

зафиксировано в п. 4 ст. 7 Конституции УР. В случае расхождения  и противоречия законов Федерации  и нормативных актов субъекта Федерации должен действовать нормативно-правовой акт Федерации (п. 6 ст. 76 Конституции  РФ).

Субъект Федерации вправе обратиться с ходатайством (запросом) в Конституционный суд РФ о проверке конституционности нормативного акта Российской Федерации (п. «а» ст. 125 КонституцииРФ). Таким образом, могут и должны быть разрешены разногласия между федерацией и её субъектами относительно содержания законов и иных нормативно-правовых актов.

Исключительное значение имеет расширение профессиональной деятельности депутатов, сохранение преемственности  в их деятельности, что будет являться существенным укреплением основ парламентаризма. Считаем, что дальнейшее укрепление законодательного органа в республике приведёт, во-первых, к увеличению числа законопроектов, представляемых главой исполнительной власти и правительством; во-вторых, к упорядочению контрольных функций парламента; в-третьих, к совершенствованию избирательной системы и закона о статусе депутата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, источниками  конституционного права являются нормативные  правовые акты, посредством которых  устанавливаются и получают юридическую  силу конституционно - правовые нормы.

Система конституционного права  объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы  по институтам, но не устанавливает  непроницаемые перегородки между  институтами - напротив, создаёт принципы их взаимодействия между собой, чем  обеспечивается единство конституционно - правового регулирования.

Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в  многоэтажном и многоквартирном  здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И  сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание всё же стоит  на одном фундаменте, каковым выступают  единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. izhchat.narod.ru›historyudm/historyudm.htm
  2. ru.wikipedia.org›wiki/Конституция_Удмуртской…
  3. BestReferat.ru›referat-64207.html
  4. vestnik.udsu.ru›2010/2010-021/vuu_10_021_14.pdf
  5. Конституция УР.

 

 


Информация о работе Конституция УР