Конституция УР

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:48, реферат

Краткое описание

В жизни современного общества особое место занимают конституции. Ее сущность определяется, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.

Оглавление

Введение
Историческая справка ……………………………………………………..4
Содержание и структура Конституции УР…..…………………………...8
Анализ Конституции УР как НПА……………………………………….11
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по праву.docx

— 39.20 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОУ ВПО  «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и  управления

Кафедра международных экономических  отношений и права

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Правоведение»

 

на тему «Конституция УР»

 

 

 

Выполнил

Студент гр. 080210- 11                                                                Ю.М. Сомова

Руководитель                                                                                                                                     доцент кафедры МЭОиП                                                            М.С. Мельникова

 

 

Ижевск 2012

Содержание

Введение

Историческая справка  ……………………………………………………..4

Содержание и структура Конституции УР…..…………………………...8

Анализ Конституции УР как НПА……………………………………….11

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В жизни современного общества особое место занимают конституции. Ее сущность определяется, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие  общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором  держится правовая и политическая система. 
 
    Именно  в  конституции  устанавливаются  конституционно-правовые  нормы общего характера, являющиеся основополагающими для правового регулирования. 
 
В самом общем виде конституцию можно определить как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны» 
 
Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

 

 

 

Историческая справка 

В соответствии с принятой Верховным Советом Удмуртии 7 декабря 1994 года новой Конституцией Удмуртской Республики, высшим представительным законодательным и контрольным органом стал Государственный Совет Удмуртской Республики, избираемый на 4 года (ст. 76 Конституции). В его компетенцию входило: принятие Конституции Республики и внесение в нее изменений; утверждение государственной символики, учреждение государственных наград и установление почетных званий Удмуртской Республики; определение внутренней и внешней политики; законодательное регулирование отношений собственности; установление порядка решения вопросов административно-территориального устройства; утверждение республиканских программ экономического и социального развития; утверждение республиканского бюджета; избрание и освобождение от должности Председателя Государственного Совета и его заместителей; принятие решения о проведении республиканского референдума; назначение по представлению Председателя Государственного Совета Председателя Правительства Удмуртской Республики, а по представлению Председателя Правительства — его заместителей, министра финансов и министра внутренних дел, а так же иные полномочия (ст. 81). 

Высшим должностным лицом  Удмуртской Республики являлся Председатель ее Государственного Совета. Однако конституционные нормы существенно ограничивали его деятельность, которая подлежала контролю Госсовета и его Президиума. 

Принятый 6 октября 1999 года Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации», в частности, установил, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается всенародно и возглавляет высший орган исполнительной власти данного субъекта (п. 1 ст. 18). Наименование его должности устанавливается конституцией субъекта Российской Федерации с учетом его исторических, национальных и иных традиций (п. 6 ст. 18).  

16 ноября 1999 года постановлением  Государственного Совета Удмуртской Республики была сформирована Конституционная комиссия в составе 36 человек - депутатов Государственного Совета во главе с его Председателем, ведущих юристов, членов Правительства, представителей органов местного самоуправления, политических партий и общественных организаций. Комиссия проанализировала имеющиеся противоречия между Конституциями Удмуртии и Российской Федерации, а также федеральными законами и подготовила проект закона Удмуртской Республики «О внесении поправок в Конституцию Удмуртской Республики», который затем прошел юридическую экспертизу в Главном государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России. В полученных заключениях отмечалось соответствие законопроекта Конституции России и федеральному законодательству.  

4 апреля 2000 года законопроект  «О внесении поправок в Конституцию  Удмуртской Республики» был официально  опубликован. 

18 апреля 2000 года Государственный Совет Удмуртии принял два закона о внесении около ста поправок в Конституцию Республики. Одним из самых существенных изменений стало удаление положений о суверенитете Удмуртской Республики. 

В новой редакции Основного  Закона впервые был закреплен  статус Президента Удмуртской Республики (глава 6). Он является высшим должностным лицом Удмуртской Республики, возглавляет ее высший исполнительный орган - Правительство, выступает гарантом Конституции Удмуртии, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает законность и правопорядок. 

Президент Удмуртской Республики избирается гражданами России, проживающими на территории Удмуртии и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Удмуртской Республики может быть гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с федеральным законом и законом Удмуртской Республики пассивным и активным избирательным правом. Президент не может быть одновременно депутатом Государственного Совета Удмуртии и представительного органа местного самоуправления и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научно-преподавательской или другой творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Президент избирается на 4 года и не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Порядок проведения выборов Президента Удмуртской Республики регулируется федеральными законами, конституцией и законами Удмуртии. 

Учреждение президентуры в Удмуртской Республике отразило потребность в сильной государственной власти и способствовало эффективному согласованию деятельности государственных органов. Важно отметить, что данное решение было принято депутатами Государственного Совета Удмуртии по итогам опроса населения и референдума.

Опрос населения о наименовании высшего должностного лица в Республике был проведен 19 декабря 1999 года одновременно с выборами депутатов Государственной Думы России. Из двух предложенных вариантов — Глава или Президент Республики — большинство участников опроса (51,7 процента) высказались за то, чтобы высшее должностное лицо именовалось «Президент Удмуртской Республики». Данное положение было юридически закреплено принятием постановления Государственного Совета УР от 23 декабря 1999 года «Об итогах проведения опроса населения Удмуртской Республики о наименовании высшего должностного лица Удмуртской Республики». 

24 января 2000 года на VIII (внеочередной) сессии Государственного Совета Удмуртской Республики было принято постановление о назначении референдума по поправке в п. 1 ст. 10 Конституции Удмуртской Республики , которую предлагалось изложить в следующей редакции: «Государственную власть в Удмуртской Республике осуществляют Государственный Совет Удмуртской Республики, Президент Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Конституционный Суд Удмуртской Республики, мировые судьи Удмуртской Республики. В Удмуртской Республике могут образовываться иные органы государственной власти. Порядок их формирования и компетенция определяются законами Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законодательством».  

В поддержку института  президентства выступили многие общественные организации в Удмуртии: Общество русской культуры, общество удмуртской культуры «Дэмен», Татарский общественный центр, союз марийцев Удмуртии «Одо Мари Ушем», республиканский центр российских немцев «Видерге-бурт», республиканский Совет ветеранов войны и труда, Союз женщин, Совет федерации профсоюзов, общественное движение «Удмуртия», избирательное объединение «Молодежь Удмуртии», удмуртская молодежная организация «Шунды» («Солнце»), Комитет ветеранов локальных войн, а также депутатские фракции Госсовета «Промышленники и предприниматели», «Единство» и др. 

Референдум состоялся 26 марта 2000 года одновременно с выборами Президента России. В нем приняли участие 838 668 граждан (70,19 процента от общего списка избирателей). Из них за новую редакцию п. 1 ст. 10 Конституции Удмуртской Республики проголосовали 68,8 процента. 

Таким образом, результаты референдума  показали, что граждане Удмуртии осознают: республике на данном этапе политико-правового развития необходима сильная государственная власть в лице Президента Удмуртской Республики, наделенного широким кругом полномочий.  

15 октября 2000 года состоялись  выборы первого в истории Удмуртии  Президента. Им стал Александр  Александрович Волков, избранный  вторично на эту должность  на выборах 2004 года.

31 октября 2002 года был  утвержден русский текст гимна  Удмуртской Республики. Автор текста  – А.А.Шепталин. Т.Г.Владыкина написала текст гимна на удмуртском языке. 

В 2003 году Государственный  Совет Удмуртской Республики принял поправки к выше перечисленным законам, в соответствии с которыми срок пребывания президента у власти был увеличен до пяти лет, аналогично был увеличен до пяти лет срок работы Государственного Совета. 

Таким образом, за 85-летний период развитие Удмуртской автономии в  составе России прошло сложный путь от первых начал демократических  преобразований, поселивших надежду  на развитие национальной государственности, через период тоталитарного режима к формированию действительно демократических взаимоотношений с Российской Федерацией.

Содержание и структура конституции УР

Структура конституции - это ее организационное строение, внутренняя последовательность, расположения ее составных частей. По своей структуре конституции различны, что объясняется формой правления государства, политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституции, ее формой и т.д.

Состоит из:

  • преамбулы «Верховный Совет Удмуртской Республики, выражая волю народа Удмуртской Республики к сохранению исторически сложившейся государственности, исходя из ответственности за обеспечение благополучия ее граждан, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, веру в добро и справедливость, признавая, что народ Удмуртской Республики является частью многонационального народа Российской Федерации, подтверждая

стремление к сохранению целостности Российского государства, принимает Конституцию Удмуртской Республики.»

  • 2 разделов
  • 10 глав
  • и 71 статьи

Содержание:

Преамбула

Раздел I

Гл. 1. Основы конституционного строя.

Гл. 2. Защита прав и свобод человека.

Гл. 3. Удмуртская республика – государство в составе Российской Федерации.

Гл. 4. Административно –  территориальное устройство.

Гл. 5. Государственный совет  Удмуртской Республики

Гл. 6. Глава Удмуртской республики.

Гл. 7. Правительство Удмуртской Республики.

Гл. 8. Судебная власть. Прокуратура. Адвокатура и Нотариат.

Гл. 9. Местное самоуправление.

Гл. 10. Конституционные поправки.

Раздел 2. Заключительные и  переходные положения.

 

Анализ Конституции УР как НПА

 

Рассматривая российскую государственность в современных  условиях, необходимо подчеркнуть, что  Россия, согласно п. 1 ст. 1 Конституции  РФ, является демократическим, федеративным, правовым государством. Эти признаки в полной мере определяют конституционно-правовую природу субъектов Российской Федерации, в том числе Удмуртской Республики. В Конституции УР, зафиксировавшей Удмуртскую Республику как социальное и правовое государство (п. 1 ст. 6, п. 1 ст.7), не узаконена республика как демократическое государство, что в первую очередь определяется

народовластием; как организацию  всего народа, проживающего на данной территории, с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни в УР и его политический режим; идеологическое многообразие и политический плюрализм.

Исходя из п. 1 ст. 3 Конституции  РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в субъектах Российской Федерации является их многонациональный  народ. Однако, анализируя Конституцию УР (с учётом последних изменений), необходимо отметить нарушения, противоречащие основам конституционного строя Российской Федерации. Так, в п. 1 ст. 3 Конституции УР закреплено положение о том, что носителем государственности и источником власти в Удмуртской Республике является народ (в редакции Закона УР от 26 февраля 2002 г. № 14-РЗ). По теории немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900), народ – бесформенный материал, из которого «герои» творят свою историю. В Удмуртии в настоящее время проживает свыше 70 разных народностей, с которыми необходимо считаться, уважать их права.

Конституции страны и федеральных  законов распространяется на всю  её территорию исходя из волеизъявления и суверенности многонационального народа, обеспечивает тем самым целостность и неприкосновенность своей территории. Поэтому субъект Российской Федерации находится в едином

правовом пространстве России, едином и неделимом. Каждая попытка субъекта конституционно определить себя государством (в Конституции УР это отображено в 5 статьях: п. 1 ст. 1; п. 2 ст. 2; п. 1ст. 4; п. 1 ст. 6; п. 1 ст. 7; в гл. 3 Удмуртская Республика определена как государство в составе РФ)

так или иначе подрывает федеративные основы, что не должно иметь места. До настоящего времени в Конституции УР не закреплено положение о том, что суверенитет Российской Федерации распространяется на территорию Удмуртской Республики. Это подтверждено и определением Конституционного суда РФ от 6 декабря 2001 г. № 249 «О положениях Федеративного договора», предусматривавшим суверенитет республик (понятие «государство» это подразумевает. – В.В.) и позволявшим

Информация о работе Конституция УР