Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение Конституции Российской Федерации, ее понятия, сущности и структуры.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации;
2) рассмотреть структуру и основное содержание Конституции Российской.
Введение………………………………………….……………………………………….3
Основная часть…………………………….……………………………………………...5
Глава 1. Понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации………………………………..………………………………………………..5
Глава 2. Структура и основное содержание Конституции Российской Федерации….…………………………………………….………………………………..9
Заключение……………………………….……………………………………………...20
Глоссарий………………………………………..……………………………………….22
Список использованных источников………………..……………………………...….24
Приложения…………………………………………………..………………………….25
Второй раздел Конституции РФ составляют «Заключительные и переходные положения». В отличие от основной части Конституции, т.е. ее первого раздела, эта часть изложена не в форме статей, а в форме ряда последовательных пунктов, закрепляющих: день ее принятия; день ее вступления в силу и одновременное прекращение действия предшествующей конституции; приоритет положений новой Конституции перед положениями Федеративного договора, других договоров, прежнего законодательства и других правовых актов; отдельные сравнительно частные положения о деятельности существующих и вновь учрежденных государственных органов (Президента, Правительства, судов, палат Федерального Собрания и его депутатов).[12]
Сказанное выше о структуре Конституции РФ позволяет сделать общий вывод, что она в целом вполне отвечает общим требованиям, предъявляемым конституционной теорией к современным конституциям. Она, несомненно, учла как накопленный мировой конституционный опыт, так и своеобразие нашей страны, исторических и существующих на сегодня условий ее развития. Эта структура достаточно логична, стройна и последовательна, что имеет принципиальное значение и для построения учебного курса конституционного права, особенно конституционного права РФ.
В ходе изложения проблемы структуры Конституции России пришлось неоднократно вторгаться и в вопрос о ее содержании. Поэтому, а также в связи с тем, что все дальнейшее изложение будет посвящено этому, остановимся только на ряде обобщающих характеристик основного содержания Конституции РФ как целого. Особое значение для этого имеет преамбула Конституции РФ, а также ее глава 9, говорящая о порядке изменения Конституции, которые в связи с этим рассматриваются в данной главе сравнительно подробно.
Преамбула Конституции РФ достаточно лаконична, но емка по содержанию. Как известно, преамбула Конституции РСФСР 1978 г. была намного обширнее, включала краткий экскурс в историю страны, характеристику ее достижений в результате построения «развитого социалистического общества» и содержала много классовых идеологем, включая прямое указание на то, что при создании и принятии этой конституции руководствовались идеями «научного коммунизма». Преамбула Конституции РФ 1993 г. уходит от всего этого и с позиций современных реалий ведет речь только о том, чем руководствовался многонациональный народ РФ при принятии новой конституции. Эти мотивы: соединенность общей судьбой на своей земле; утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства; соблюдение общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; стремление обеспечить благополучие и процветание Родины; ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества.[13] Как видим, здесь нет ни традиционного в прошлом восхваления достигнутого, ни насилия про¬летарской идеологии, хотя идеология гуманизма и демократизма, патриотизма и интернационализма представлена весомо и зримо. Хотелось бы также еще раз напомнить в этой связи, что несмотря на то, что положения преамбулы по традиции не имеют непосредственно нормативно-правового характера, они тем не менее имеют очень важное общеполитическое и идеологическое значение. Нельзя их недооценивать и в юридическом плане, поскольку они играют исключительно важную роль в понимании смысла всей Конституции и ее отдельных глав и статей, в правильном толковании и применении ее норм.
Глава 1 «Основы конституционного строя» закрепляет такие важнейшие, основополагающие принципы и черты этого строя, как народовластие (народный суверенитет), демократизм, федерализм, правовой, республиканский, социальный и светский характер государства, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, политический плюрализм, идеологическое многообразие, свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» определяет основы политико-правового статуса личности. Это - свобода личности; естественная, от рождения принадлежность человеку основных прав и свобод, их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в РФ стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание личных, индивидуальных интересов с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; принцип равноправия граждан, т.е. их юридического равенства (равенства в правах и обязанностях), в том числе и равенство всех перед законом и судом, равноправия мужчины и женщины; принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, соответствия конституционным основам статуса личности его закрепления в текущем законодательстве и практической реализации; гарантированность прав и свобод личности и др. Эта глава наиболее обширна по объему и подробно разработана. Ей принадлежат 48 из 137 статей Конституции России, т.е. более трети всех ее статей.
Глава 3 «Федеративное устройство» не только поименно перечисляет все 89 субъектов РФ, но и подробно конкретизирует и развивает общие принципы и устои российского федерализма, закрепленные в ст. 5 Конституции РФ (равноправие субъектов Федерации, государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, равноправие и самоопределение народов). В ней определяется статус каждого из видов субъектов РФ (совместно с их конституциями или уставами), а также пути его изменения. В этой также обширной главе большое и важное место занимают вопросы предметов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов. В отличие от советских конституций с их сверхцентрализацией, Конституция РФ не закрепляет даже основы системы органов государственной власти субъектов РФ. Она исходит из того, что эта система устанавливается субъектами РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.[14]
Главы 4, 5, 6 и 7 конкретизируют республиканскую форму правления РФ и закрепляют систему ее органов государственной власти, а также основы механизма их взаимоотношений и деятельности. В главе 4 «Президент Российской Федерации» определяется его статус и полномочия, из которых совершенно очевидно следует, что РФ - президентская республика с очень сильной президентской властью. Это вытекает из того, что Президент РФ - глава государства, избираемый народом путем прямых выборов, стоящий над другими государственными органами и определяющий основные направления внутренней и внешней политики страны. Он назначает (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства и практически самостоятельно других членов Правительства. Даже среди других президентских республик мира, в том числе США и Франции, Президент РФ наделяется значительно большими прерогативами, что иногда приводит к наименованию РФ в печати как «сверхпрезидентской республики».
В этих условиях вполне понятно, что глава 5 «Федеральное Собрание» как глава о парламенте страны, состоящем из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, наделяет его весьма ограниченными функциями и правами: в основном функциями и правами представительного и законодательного органа. Его права по отношению к правительству крайне незначительны. Государственная Дума, например, дает лишь согласие на назначение только Председателя Правительства. В главе 6 «Правительство Российской Федерации» оно рассматривается как орган, осуществляющий исполнительную власть. По указанным выше причинам оно также ограничено в своих полномочиях, особенно в связи с чрезвычайно широкими полномочиями Президента РФ.
Глава 7 «Судебная власть» устанавливает, что правосудие в РФ осуществляется только судом, а судебная власть - посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Она закрепляет независимость, несменяемость и неприкосновенность судей.[15] Здесь же речь идет о прокуратуре как единой централизованной системе во главе с Генеральным прокурором РФ.
Глава 8 определяет основы местного самоуправления, устанавливает, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, структура которых определяется населением самостоятельно. В этой главе формулируются основные принципы местного самоуправления и его гарантии.
Итак, подведем итог вышеизложенному, Конституция это основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Рассмотренные сущность и юридические свойства Конституции РФ полностью применимы к характеристике конституции (устава) каждого субъекта РФ, который, являясь основным законом соответствующего субъекта, занимает особое (центральное) место в его правовой системе.
Каждая конституция имеет свою структуру. В расположении ее статей и частей, делении на главы, разделы и главы и т.п. проявляется своеобразие подхода различных государств к созданию своих основных законов. Эта структура, за редким исключением, имеет стандартизированный вид: она включает преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.
Российская Конституция - это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода.
Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.
Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются "белые пятна" и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, а поставленные задачи решены, а именно:
1) изучено понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации;
2) рассмотрена структура и основное содержание Конституции Российской.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Договор между РФ и субъектами РФ - | двустороннее либо многостороннее внутригосударственное нормативное соглашение между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих субъектов РФ, регулирующее федеративные отношения в пределах, установленных Конституцией РФ. |
2 | Декларация о государственном суверенитете РСФСР | принятый Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990г. политико-правовой акт, в котором: |
3 | Конституционная жалоба в РФ | жалоба на нарушение конституционных прав и свобод, нарушаемых законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Конституционная жалоба подается в Конституционный Суд РФ. |
4 | Конституционная комиссия | в 1990-1993 гг. - постоянно действующий орган Съезда народных депутатов РФ по подготовке проекта новой Конституции РФ. |
5 | Конституционное собрание | согласно Конституции РФ - представительный орган, обладающий полномочиями учредительной власти. К ведению Конституционного собрания относятся: |
6 | Конституционное совещание | конференция 1993г. представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, созванная Президентом РФ для завершения подготовки проекта новой Конституции РФ. |
7 | Конституция РФ
| основной закон Российского государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. |
8 | Конституция | писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые: Конституция является главным источником национальной системы права. Конституции различают: |
9 | Стороны в конституционном судопроизводстве - в РФ | органы или лица, направившие обращение в Конституционный суд РФ (заявители); |
10 | Федеральные конституционные законы РФ - | основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы. |
1. | Васильева, С. В. Конституционное право России [Текст] : учебник / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2011. - 359 с. |
2. | Кембаев, Ж. М. Теоретико-правовой анализ структуры Конституции Европейского Союза [Текст] / Ж. М. Кембаев // Известия вузов. Правоведение. - 2006. - N 4. - С. 160-175. |
3. | Козлова, Е. И. Конституционное право России[Текст] : / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 603 с. |
4. | Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации [Текст] : учебник / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Кулушева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 369 с. |
5. | Невинский, В. В. Конституция Российской Федерации: испытание мировым опытом [Текст] / В. В. Невинский // Журнал российского права. - 2003. - N 11. - С. 65-79. |
6. | Сергеев, С. Г. Конституционное право России [Текст]: учебник / С. Г. Сергеев. - М. : Дашков и К, 2009. - 574 с. |
7. | Смоленский, М. Б. Конституционное право России [Текст] : учебник / М. Б. Смоленский, Л. Ю. Колюшкина. - М. : КноРус, 2010. - 216 с. |
8. | Тимофеев, Д. В. Понятие "конституция" в России первой четверти XIX века [Текст] / Д. В. Тимофеев // Общественные науки и современность. - 2007. - N 1. - С. 120-131. |
9. | Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник / В. Е. Чиркин. - М. : Юристъ, 2006. - 669 с. |
10. | Шмид, У. Конституция как прием (риторические и жанровые особенности основных законов СССР и России) [Текст] / Ульрих Шмид // Новое литературное обозрение. - 2009. - N 6. - С. 100-113. |
Информация о работе Конституция: понятие, сущность и структура