Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение Конституции Российской Федерации, ее понятия, сущности и структуры.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации;
2) рассмотреть структуру и основное содержание Конституции Российской.
Введение………………………………………….……………………………………….3
Основная часть…………………………….……………………………………………...5
Глава 1. Понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации………………………………..………………………………………………..5
Глава 2. Структура и основное содержание Конституции Российской Федерации….…………………………………………….………………………………..9
Заключение……………………………….……………………………………………...20
Глоссарий………………………………………..……………………………………….22
Список использованных источников………………..……………………………...….24
Приложения…………………………………………………..………………………….25
В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы[5]. В месячный срок после вступления в силу закона о поправках Президент РФ должен официально опубликовать новый (измененный) текст Конституции РФ. В случае, если закон о поправке (поправках) к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представительных) органов государственной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке (данных поправках) допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения закона региональными парламентами. Результаты рассмотрения устанавливает и объявляет Совет Федерации, при этом постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения в течение семи дней со дня его принятия может быть обжаловано в Верховном Суде РФ Президентом РФ или законодательным органом любого субъекта РФ.
Указанный жесткий порядок изменения Конституции РФ не касается порядка изменения лишь одной конституционной нормы - ч. 1 ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конституционного закона об изменении состава Российской Федерации, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.
Рассмотренный сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного Закона государства вообще и базовых принципов (основ конституционного строя, составляющих правового статуса личности) в особенности. В то же время следует иметь в виду, что сами по себе юридические нормы еще не гарантируют стабильности Конституции. Огромную роль здесь играют факторы политического и исторического характера. Стабильность Конституции не следует рассматривать как ее неизменность: кардинальные изменения политической и социальной действительности в обязательном порядке должны влечь за собой изменения и Основного Закона государства, в противном случае возможна социальная нестабильность в обществе. Кроме того, Конституция РФ - конституция "живая": при неизменности до сих пор ее текста (отдельные изменения в ч. 1 ст. 65 не являются принципиальными, сущностными) конституционные положения постоянно и весьма активно развиваются через принимаемые федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты Конституционного Суда РФ, складывающиеся конституционные обычаи и т. п.
Конституция РФ не предусматривает возможности и процедуры изменения преамбулы и норм разд. 2. Объясняется это следующим. Преамбула - та часть Конституции РФ, которая носит, с одной стороны, декларативный (в значительной степени моральный, нравственный), а с другой - основополагающий, незыблемый характер, и при действующей Конституции она должна оставаться неизменной. Раздел 2 Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения, цель которых, соответственно, обеспечить стабильность правовой системы государства в переходный период, а изменения таких положений могут нарушить эту стабильность. Кроме того, многие нормы разд. 2 фактически перестали быть действующими в связи с окончанием установленного для них переходного периода и принятием соответствующих законов на основе действующей Конституции РФ.
Конституция РФ - конституция кодифицированная (консолидированная), т. е. представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.[6] Этим она отличается от некодифицированных конституций некоторых государств, например, Великобритании, Израиля, состоящих из большого набора различных источников, в том числе и неписаных.
Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов. Раздел 1 в содержательном плане является основным и включает девять глав. В гл. 1 "Основы конституционного строя" изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" содержит характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В гл. 3 "Федеративное устройство" закреплены основные принципы российского федерализма. Три следующие главы (гл. 4 "Президент РФ", гл. 5 "Федеральное Собрание", гл. 6 "Правительство РФ") закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В гл. 7 "Судебная власть" изложены конституционные основы судебной системы и судебной власти Российской Федерации, а в гл. 8 "Местное самоуправление" - конституционные основы осуществления местного самоуправления в России. Глава 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения Основного Закона.
Раздел 2 "Заключительные и переходные положения" - небольшой по объему, значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих общественных отношений только на основании положений Конституции РФ 1993 г. В то же время отдельные положения данного раздела, в частности о верховенстве Конституции РФ по отношению к Федеративному договору 1992 гик другим внутрифедеративным договорам, а также к прежнему российскому законодательству, продолжают оставаться важными и принципиальными.
Знание структуры Конституции РФ не только помогает ориентироваться в тексте Основного Закона России. К структуре Конституции, как правило, "привязаны" система отрасли конституционного права России, а также структура одноименного учебного курса. Однако отождествлять структуру Конституции и систему конституционного права ни в коем случае нельзя. Аналогия между этими понятиями возможна лишь по названию и последовательности составных частей, но не по объему и содержанию. Конституционное право представляет собой огромную совокупность правовых норм, а не только норм непосредственно Конституции РФ, его невозможно представить без положений таких актов, как: федеральные конституционные законы о референдуме, о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ, о судебной системе, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др., федеральные законы о гражданстве, о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы, о порядке формирования Совета Федерации, об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и др., регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, многие указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты Конституционного Суда РФ, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и др. Соответственно и учебную дисциплину "Конституционное право России" невозможно хорошо освоить, ориентируясь на изучение только собственно конституционных норм.
Итак, рассмотренные сущность и юридические свойства Конституции РФ полностью применимы к характеристике конституции (устава) каждого субъекта РФ, который, являясь основным законом соответствующего субъекта, занимает особое (центральное) место в его правовой системе.
"Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения данных глав могут быть изменены только путем принятия новой Конституции страны, т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена. Остальные главы Конституции (гл. 3-8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи с изложенным следует различать понятия "пересмотр Конституции" (если речь идет о внесении изменений в "защищенные" главы) и "внесение поправок к Конституции" (если имеются в виду изменения гл. 3-8).
Второй, процедурный (процессуальный) аспект "жесткости" Конституции РФ заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения Основного Закона (схема 4). Правила здесь следующие. Во-первых, круг субъектов права законодательной инициативы сужен. Если по общему правилу таким правом обладают Президент РФ, Совет Федерации и каждый из его членов, каждый депутат Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), то инициировать внесение изменений в Конституцию страны (выступать в качестве субъектов конституционной законодательной инициативы) могут только глава государства, Совет Федерации и Государственная Дума в целом или группы численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительство РФ и региональные парламенты (ст. 134 Конституции). При этом правом конституционной законодательной инициативы обладает всенародно избранный действующий Президент РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ исполняющий обязанности Президента РФ (Председатель Правительства РФ) не вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного Закона.
Структура и основное содержание Конституции РФ. На структуру и содержание Конституции России 1993 г. большое влияние оказали опыт разработки и принятия конституций зарубежных стран развитой демократии, особенно опыт послевоенных десятилетий, а также смена идеологических и политических ценностей и ориентиров в современном российском обществе. Не мог серьезно не повлиять на них и тот факт, что теперь РФ уже не являлась субъектом союзной федерации, в связи, с чем ее конституция уже не представляла собой, как в прошлом, простой слепок с союзной конституции. Все это породило немало изменений как в структуре, так и в содержании данной конституции.
Структура Конституции РФ включает: преамбулу; 9 глав, содержащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второй раздел «Заключительные и переходные положения». В наличии таких общих компонентов нет ничего необычного. Как показано выше, большинство зарубежных конституций также включают в себя преамбулу, основную часть с большим или меньшим числом статей и завершающую сравнительно небольшую по объему часть, содержащую указанные положения. В принципе так же строились и большинство советских конституций. Существенные структурные новации связаны с новым расположением соответствующих глав и статей, с тем местом, которое им отведено в структуре новой конституции России.
Основная часть Конституции РФ открывается главой об основах конституционного строя. Как уже отмечалось, структура конституции, при которой она начинается с самых общих положений, основ общественного и государственного устройства, характерна для большинства конституций стран мира, хотя конкретное наименование соответствующей главы (раздела) может быть самое разное. Для этого есть весомые основания. Именно в этой главе обычно закрепляются самые общие и важные принципы и положения конституции, являющиеся исходными, первичными, учредительными для других ее статей, иных законов и всей нормативно-правовой системы страны. Так, в Конституции РФ в данной главе закрепляется демократическая сущность, правовой, социальный и светский характер российского государства, его республиканская форма правления, а в последующих главах все это конкретизируется и развивается. В этой же главе четко определяется первостепенные место и роль соблюдения и защиты прав и свобод человека в жизни и деятельности общества и государства, а в специальной, второй главе это основополагающее положение очень широко и подробно расшифровывается и воплощается в конкретные права и свободы человека и гражданина и их гарантии. Точно так же, в первой главе зафиксированы самые общие основы федеративного устройства страны, а в отдельной, третьей главе раскрываются конкретный состав РФ, статус ее субъектов, конкретные принципы и механизмы организации, функционирования и деятельности Федерации и ее субъектов. То же можно сказать относительно вопросов местного самоуправления: сам принцип его отражен в гл. 1 (ст. 12), а более подробно об этом речь в главе 8. Если сама Конституция РФ представляет собой основу всего законодательства страны, как и каждой его отрасли, то ее первая глава, можно сказать, служит своеобразной «основой основ».[7]
Принципиально по-новому решен в Конституции России вопрос о месте главы о правах и свободах личности. Раньше в советских конституциях такая глава либо вообще отсутствовала, либо была отодвинута в конец текста (например, в Конституции РСФСР 1938 г.), что, несомненно, отражало действительное отношение к личности, ее правам и свободам в тоталитарном обществе и государстве. Теперь же, когда уже в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства яв¬ляется признание, соблюдение и защита этих прав и свобод, вполне логично и обоснованно выдвижение этой главы вперед. Может, однако, возникнуть вопрос: разве проблема прав и свобод личности не входит в основы конституционного строя; и если входит, то почему она освещается отдельно, в особой главе? Конечно, входит. И отражением этого является присутствие в главе об основах конституционного строя указанной ст. 2. Но столь же очевидно и то, что далеко не все в этой (как впрочем и в других) области может быть включено в такие основы. В связи с этим сравнительно более частные характеристики конкретных прав, свобод и обязанностей личности составляют вторую (но среди специальных глав первую) главу Конституции РФ.
Третье место по праву отведено главе «Федеративное устройство». «Без предварительного решения этой группы проблем в конституции федеративного государства невозможно закрепить систему органов государственной власти, принципы и механизм их деятельности, чему посвящены последующие четыре главы Конституции РФ (гл. 4—7)».[8] В отличие от унитарного государства, в федеративном государстве принцип разделения властей, их предметов ведения и полномочий осуществляется не только в «горизонтальном», но и в «вертикальном», политико-территориальном аспекте, т.е. как распределение предметов ведения и полномочий между федерацией в целом и ее субъектами. Естественно поэтому, что глава 4 «Президент Российской Федерации», глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации» и глава 7 «Судебная власть» должны исходить из содержания не только первых двух, но и третьей главы Конституции РФ.[9]
Говоря о расположении указанных глав в Конституции РФ, необходимо иметь в виду следующее обстоятельство. Казалось бы, по логике теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную сперва речь должна идти о парламенте, а затем уже о президенте и правительстве, а также о судах. Так обычно и делается в конституциях стран с парламентской формой правления. Но Российская Федерация - это не парламентская, а президентская республика, в которой именно президент обладает особенно широкими полномочиями и является главой государства.[10] Место и роль такого главы государства не может быть сведена лишь к месту и роли одного из органов исполнительной власти. Поэтому в Конституции России глава о Президенте РФ стоит впереди главы о парламенте.
Особо следует выделить вопрос о главе 8 «Местное самоуправление». В советских конституциях, в том числе и в Конституции РСФСР 1978 г., такой главы не было. Это определялось тем, что господствовавшая тогда этатистская политико-правовая доктрина исходила из признания необходимости сохранения и укрепления государственных органов на всех, в том числе и местном, уровнях (от Верховного Совета до сельских и поселковых Советов). Переход от политической системы тоталитаризма к демократической политической системе требует признания того, что в вопросах местных следует вести речь не о государственных органах управления, а о негосударственных органах самоуправления. При этом Конституция РФ определяет лишь самые общие основы местного самоуправления и сознательно, опираясь на принцип действительного федерализма, оставляет все остальное на решение субъектов Федерации и самодеятельность местного населения.
Завершается основная часть Конституции РФ главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции и в каком порядке эти предложения рассматриваются и принимаются, о чем подробнее - несколько ниже.[11]
Информация о работе Конституция: понятие, сущность и структура