Конституционные основы деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении конституционных основ организации и деятельности Прокуратуры в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть прокуратуру в российской конституционной системе власти;
рассмотреть основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ;
рассмотреть систему и организацию деятельности прокуратуры.

Оглавление

Введение________________________________________________________ 3
Основная часть:___________________________________________________4
Прокуратура в российской конституционной системе власти;
Конституционные основы деятельности прокуратуры, основные принципы ее организации;
Система и организация деятельности прокуратуры.
Заключение______________________________________________________22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая конституционные особенности деятельности прокуратуры.docx

— 52.18 Кб (Скачать)

     Запрет  вхождения прокурорских работников в ряды общественных объединений, преследующих политические цели, учитывает опасность утери ими одного из главных профессиональных качеств, которые требует служба в органах прокуратуры, — способности служения только закону и никому более. Преступив данный запрет, прокурорские работники могут поставить себя в положение, несовместимое с их дальнейшей работой в органах прокуратуры. В данном случае вступают в действие правила, установленные ст. 4 (ч. 4) и 43 (ч. 1, п. "г") Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которым несоблюдение ограничений, связанных со службой, влечет прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры13.

     Принцип внепартийности деятельности органов  прокуратуры близок к принципу независимости прокуроров от внешних воздействий в том отношении, в каком невхождение прокурорских работников в общественные объединения, преследующие политические цели, служит серьезной гарантией, ограждающей прокуроров от влияния идей и решений политических структур. И это обстоятельство нужно учитывать при характеристике принципа независимости прокуроров. Вместе с тем следует иметь в виду несомненную самостоятельность принципа внепартийности.

     Данный  принцип исходит из недопустимости вторжения в отправление прокуратурой возложенных на нее законом функций со стороны именно политических сил, представленных в обществе. Эта цель присуща и другим принципам организации и деятельности прокуратуры, но применительно к рассматриваемому принципу она — доминирующая. 

     
  1. Система и организация  деятельности прокуратуры
 

     Система органов прокуратуры закреплена в Законе о прокуратуре14 и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Эта система строится в соответствии с государственно-федеративным и административно-территориальным устройством России. Кроме того, при организации военных и иных специализированных прокуратур учитываются приоритетные направления надзора или особенности организации объекта надзора.

     Система органов прокуратуры, которую возглавляет  Генеральный прокурор РФ, состоит  из трех звеньев (уровней):

     1) высшее звено - Генеральная прокуратура  РФ во главе с Генеральным  прокурором РФ;

     2) второе звено - прокуратуры субъектов  Федерации и приравненные к  ним военные и другие специализированные  прокуратуры: Волжская межрегиональная природоохранная; ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур"; военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Пограничной службы ФСБ России; Московская городская военная;

     3) третье (низовое) звено - прокуратуры  районов, городов (в городах  без районного деления) и приравненные  к ним военные и специализированные  прокуратуры.

     Система территориальных органов прокуратуры  состоит из трех звеньев (уровней): 1) Генеральная прокуратура РФ; 2) прокуратуры  субъектов Федерации; 3) районные (городские) прокуратуры. В городах, где районное деление отсутствует, образованы прокуратуры  административных округов с приданием  им статуса прокуратур районов в  городах.

     В ряде субъектов Федерации органы прокуратуры созданы в соответствии с особенностями их административно-территориального деления. Так, прокуратуры районного (городского) уровня в Якутии называются прокуратурами улусов, в Тыве - коожунов. В основной части субъектов Федерации на низовом уровне созданы и действуют только прокуратуры городов и районов15. В некоторых субъектах Федерации действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории нескольких районов. В Москве исходя из ее особого положения в соответствии с окружным административным делением действуют прокуратуры административных округов и муниципальных районов, имеющие статус прокуратуры города с районным делением.

     Специализированные  органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, создаваемым  в тех случаях, когда существует объективная необходимость обеспечить законность в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и  государства. Объясняется это тем, что административно-территориальный принцип построения органов прокуратуры недостаточно оптимален в тех случаях, когда работа прокуратуры касается ряда специфических сфер деятельности государства16.

     Специализированные  прокуратуры можно разделить  на два типа:

     1) военные прокуратуры и прокуратуры  на особо режимных объектах  и в ЗАТО (до 2001 года назывались  прокуратурами войсковых частей) - осуществляют возложенные на  прокуратуру функции в полном  объеме в соответствующих сферах  правовых отношений;

     2) транспортные, природоохранные прокуратуры  и прокуратуры по надзору за  исполнением законов в исправительных  учреждениях - выполняют задачи  и функции прокурорского надзора  наряду с территориальными.

     Структура органов прокуратуры характеризует  ее внутреннюю организацию и обусловлена  возложенными на нее задачами и характером функций. Она отражает зонально-предметный принцип организации деятельности прокуратуры. Структура в отличие  от системы образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчиненных  органов, подразделений и должностных  лиц с использованием линейного  и функционального принципов  управления.

     Системой  органов прокуратуры руководит  Генеральный прокурор РФ. Он назначается  на должность и освобождается  от нее Советом Федерации по представлению  Президента РФ (п. "з" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и 5 заместителей (кроме заместителей Генерального прокурора РФ в федеральных округах), назначаемых на должность и освобождаемых от нее Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

     В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его  первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Коллегия является совещательным органом, необходимым для выработки решений по наиболее актуальным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры. Заседания коллегии проводятся в плановом порядке или по указанию Генерального прокурора РФ, но не реже 1 раза в 2 месяца.

     Структура Генеральной прокуратуры РФ так  же, как и иных прокуратур, постоянно  модифицируется в соответствии с  изменениями задач, стоящих перед  ней, функций и приоритетов в  ее деятельности. Так, в 2000 году в составе  Генеральной прокуратуры РФ были образованы управления в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах. Функции управления в Южном федеральном округе были возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов  о федеральной безопасности и  межнациональным отношениям на Северном Кавказе. В 2002 году управления были преобразованы  в отделы. Они являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной  прокуратуры РФ и не заменяют других ее подразделений17.

     Отделы  Генеральной прокуратуры РФ осуществляют руководство и контроль за деятельностью  находящихся в федеральных округах  прокуратур субъектов Федерации в рамках предоставленных им полномочий и предметов ведения. Отделы проводят комплексные, а также целевые проверки, если они предусмотрены планом Генеральной прокуратуры РФ либо по поручению Генерального прокурора РФ. При выполнении возложенных на них функций отделы поддерживают деловые связи с научными и образовательными учреждениями, а также взаимодействуют с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах.

     Отделы  регулярно обмениваются информацией  и материалами о состоянии  законности, результатах надзора  в сфере государственного строительства  и федерализма, а также о соблюдении законов федеральными органами исполнительной власти в федеральном округе с  управлениями Генеральной прокуратуры  РФ по надзору за исполнением законов  и законностью правовых актов, за исполнением налогового и таможенного  законодательства, за предварительным  следствием, дознанием и оперативно-розыскной  деятельностью в органах внутренних дел. Возглавляют отделы старшие помощники Генерального прокурора РФ.

     Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и  отделы (на правах управлений, в составе  управлений). Их возглавляют старшие  помощники Генерального прокурора  РФ.

     Руководит прокурорской системой аппарат Генеральной  прокуратуры РФ, подразделения которого в пределах своей компетенции  осуществляют оперативное руководство  и контроль за деятельностью прокуратур субъектов Федерации, а также иных нижестоящих органов прокуратуры. Управления возглавляют начальники, являющиеся одновременно старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и их помощники.

 

       Заключение 

     Итак, мы рассмотрели прокуратуру в российской конституционной системе власти, основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ, а также систему и организацию деятельности прокуратуры.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

     Прокуратура представляет собой самостоятельную  структуру в государственном  механизме, и нет необходимости  относить ее к той или иной ветви  власти. Это следует из ее правовой природы. Прокуратура - единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.

     Прокуратура России составляет единую централизованную систему с жесткой соподчиненностью всех ее звеньев. Вместе с тем прокуратура  не относится к числу государственных  органов, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть

     Многообразие  мнений в юридической литературе по поводу места прокуратуры в  государственном механизме свидетельствует  о необходимости разрешить возникшую  ситуацию законодательным путем.

     Сейчас  прокуратура Российской Федерации  играет активную роль в охране и  защите прав и свобод граждан, интересов  общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя  становлению и развитию правового  государства. 

 

      Список использованной литературы: 

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
 

Литература:

  1. Анциферов О.В. Обеспечение единства законодательной системы Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
  2. Белый И.Ю., Загорский Г.И., Качалов В.И. и др. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М., 2005. С. 436.
  3. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М., 2007. С. 464.
  4. Богданова Н.А. Истоки и становление государственного права как науки и учебной дисциплины: вклад ученых и профессоров Московского университета // Конституционное (государственное) право в Московском университете. М.,  2005. С. 16.
  5. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы. М., 2006. С. 160.
  6. Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право, 2006, № 10.
  7. Гасанов Р. М. Организация работы районной прокуратуры в современных условиях. М., 2006. С. 178.
  8. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. – М., 2007. С. 440.
  9. Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М., 2005. С. 352.
  10. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление, 2007, № 5.
  11. Коряковцев В. В. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 256.
  12. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура // Российская юстиция, 2001, № 9.
  13. Панаитов Д.П. Правовые основы организации системы органов прокуратуры // Современное право. 2006. № 7.
  14. Правоохранительные органы / Под редакцией В. П. Божьева. М.. 2008. С. 352.
  15. Смоленский М. Б., Карапетян A. M. Правоохранительные органы. М., 2007. С. 256.
  16. Соловьева Н.А., Меденцов А.А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе. Волгоград, 2005. С. 72.
  17. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность, 2003, № 2.
  18. Чуглазов Г., Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти // Законность, 2001, № 1.

Информация о работе Конституционные основы деятельности прокуратуры