Конституционно-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями работы являются: изучение юридической природы конституционной ответственности, ее характерных черт и механизма реализации данного института в Российской Федерации.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Теоретические подходы к конституционно – правовой ответственности…..4-6
3. Конституционно – правовая ответственность – вид юридической ответствен-ности………………………………………………………………………………7-10
4. Основания конституционно – правовой ответственности………………11-13
5. Проблемы развития института конституционно – правовой ответственности …………………………………………………………………………………14-16
6. Политический аспект в конституционно – правовой ответственности…17-19
7. Заключение …………………………………………………………………20-21
8. Список используемой литературы………………………………………...

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 53.43 Кб (Скачать)

В связи с этим свойством конституционно-правовой ответственности некоторые исследователи полагают, что она находится между уголовной и политической. По их мнению, с уголовной ответственностью ее роднит то, что "она возникает вследствие нарушения закона. Другой признак определяет ее сходство с политической ответственностью: она касается не только Уголовного кодекса, но и Конституции".14 Однако наличие совпадающих признаков не означает, что конституционно-правовая ответственность приобретает "уголовно-политическое" содержание. Она сохраняет свое политическое содержание в силу специфики своей юридической природы и осуществляемых функций. И никакое "сходство" не в состоянии навязать ей уголовный характер. Конституционно-правовая ответственность не есть нечто "промежуточное", "синтезированное", лишенное своего, особого места среди видов юридической ответственности.

Представляется обоснованным подход, согласно которому конституционно-правовая ответственность "есть политическая ответственность, но не любая, а та, которая приобретает конституционные формы".15  Действительно, конституционно-правовая ответственность имеет довольно четко выраженное политическое содержание и по основаниям, и по кругу субъектов, и по мерам воздействия на них. Вместе с тем, необходимо избегать превращения конституционно-правовой ответственности из правового института в инструмент политической борьбы. Осуществление мер конституционно-правовой ответственности должно ограничиваться конституционно-правовыми целями и, прежде всего, защитой Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституционно-правовая ответственность является институтом отрасли конституционного права, выполняющим охранительную функцию, направленную на обеспечение соблюдения конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность впервые появилась не в правовых актах, а в научных исследованиях, причем по сравнению с другими видами юридической ответственности относительно недавно.

Конституционно-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, т.е. способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.

Таким образом, конституционно-правовая ответственность – это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или приравненного к нему общественного воздействия.

Поскольку в России нет прямого конституционного и законодательного указания на конституционно-правовую ответственность, исключительную важность в ее развитии приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ, который в отличие от законодателя использует термин «конституционно-правовая ответственность» и признает наличие ее мер в федеральных законах

Отрицать то, что конституционное право редко закрепляет санкции в качестве структурного элемента своих норм, невозможно. Однако это следует считать скорее несовершенством законодательной политики и техники, чем непреодолимой закономерностью и уникальностью метода конституционно-правового регулирования.

В отечественной юридической литературе поднят вопрос о необходимости специального закона о конституционно-правовой ответственности. Предлагается принять либо единый «своеобразный конституционный кодекс», либо специальные федеральные законы, посвященные конституционно-правовой ответственности в отдельных сферах. Предполагаемая цель всех этих актов – конкретизировать конституционные нормы по аналогии с тем, как это делается по отношению к другим видам юридической ответственности.

В России осознание проблем конституционно-правовой ответственности и необходимости их решения должно привести к дальнейшему развитию институтов, способствующих реализации Конституции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской  Федерации // Российская газета. 25.12.1993. № 237.

2. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. – М., 2000. – С. 14 – 20.

3. Лучин, В. О. Конституция Российской. Федерации. Проблемы реализации. - М.: Юнити – Дана, 2002. – 687 с.

4. Колюшин, Е.И. Право и финансирование выборов. - М.: Юрид. лит., 1998.-192 с.

5. Кондрашов, А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. – Красноярск, 1999. –  С. 41.

6. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – 2001. – С. 14 - 16.

7. Барциц И.Н. Федеративная ответственность: понятие и виды // Журнал российского права. – 1999. – N 12. – С. 39.

8. Белкин А.А., Бурмистров А.С. Конституционная ответственность: доктринальные проблемы // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – 2001. – С. 99.

9. Виатр Е.Д. Конституционная ответственность в Польше после 1989 года // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1996. – N 2. – С. 12.

10. Виноградов  В. А. Актуальные проблемы конституционно – правовой ответственности // Законодательство. – 2002. - №10. – С. 25.

11. Виноградов В.А. Основания конституционно-правовой ответственности // Законодательство. – 2003. – N 2. –  С. 12.

12. Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции // Законодательство. – 2001. – N 12. – С. 54 – 62.

13. Гаджиев Г.А. К вопросу о разграничении конституционно-правовой и гражданско-правовой ответственности // Издательство МГУ. – 2001. – С. 21.

14. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. – 2000. – N 1. – С. 96

15. Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. – 1992. – №2. – С. 34.

16. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. – 1995. – N7. – С. 41.

17. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон  Рос. Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ // Рос. газ. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/05/24/vybory-doc.html

 

 

 

 

 

 

 

 

1 О подходах к названию см.: Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001. – С. 14 - 16. О различных мнениях по поводу конституционно-правовой ответственности см.: Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000. – С. 14 - 20.

2 Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000.

3 Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. –  1995. – N7. – С. 41.

4 Белкин А.А., Бурмистров А.С. Конституционная ответственность: доктринальные проблемы // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – 2001. – С. 99.; Барциц И.Н. Федеративная ответственность: понятие и виды // Журнал российского права. – 1999. – N 12. – С. 39

5 Виноградов  В. А. Актуальные проблемы конституционно – правовой ответственности // Законодательство. – 2002. - №10. – С. 25.

6 Гаджиев Г.А. К вопросу о разграничении конституционно-правовой и гражданско-правовой ответственности // Издательство МГУ. – 2001. – С. 21.

 

7 Подробнее о конституционно-правовых санкциях и их отличии от мер других видов юридической ответственности см.: Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции // Законодательство. – 2001. –  N 12. – С. 54 – 62.

8 Лучин, В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М., 2002. – С. 382-383.

9 Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство. – 2002. – N 10. – С. 25.

10 Виноградов В.А. Основания конституционно-правовой ответственности // Законодательство. – 2003. – N2. –  С. 12.

11 Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. – 2000. – N 1. – С. 38.

12 Колюшин Е. И. Право и финансирование выборов. – М.: Юристъ, 1998. – С. 26

13 Кондрашов, А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. –  Красноярск, 1999. –  С. 41.

14 Виатр Е.Д. Конституционная ответственность в Польше после 1989 года // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение.  – 1996. –  N 2. –  С. 12.

 

15 Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. – 1992. –  №2. – С. 34.

 

 


Информация о работе Конституционно-правовая ответственность