Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 00:14, курсовая работа
Основными целями работы являются: изучение юридической природы конституционной ответственности, ее характерных черт и механизма реализации данного института в Российской Федерации.
1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Теоретические подходы к конституционно – правовой ответственности…..4-6
3. Конституционно – правовая ответственность – вид юридической ответствен-ности………………………………………………………………………………7-10
4. Основания конституционно – правовой ответственности………………11-13
5. Проблемы развития института конституционно – правовой ответственности …………………………………………………………………………………14-16
6. Политический аспект в конституционно – правовой ответственности…17-19
7. Заключение …………………………………………………………………20-21
8. Список используемой литературы………………………………………...
В связи с этим свойством конституционно-правовой ответственности некоторые исследователи полагают, что она находится между уголовной и политической. По их мнению, с уголовной ответственностью ее роднит то, что "она возникает вследствие нарушения закона. Другой признак определяет ее сходство с политической ответственностью: она касается не только Уголовного кодекса, но и Конституции".14 Однако наличие совпадающих признаков не означает, что конституционно-правовая ответственность приобретает "уголовно-политическое" содержание. Она сохраняет свое политическое содержание в силу специфики своей юридической природы и осуществляемых функций. И никакое "сходство" не в состоянии навязать ей уголовный характер. Конституционно-правовая ответственность не есть нечто "промежуточное", "синтезированное", лишенное своего, особого места среди видов юридической ответственности.
Представляется обоснованным подход, согласно которому конституционно-правовая ответственность "есть политическая ответственность, но не любая, а та, которая приобретает конституционные формы".15 Действительно, конституционно-правовая ответственность имеет довольно четко выраженное политическое содержание и по основаниям, и по кругу субъектов, и по мерам воздействия на них. Вместе с тем, необходимо избегать превращения конституционно-правовой ответственности из правового института в инструмент политической борьбы. Осуществление мер конституционно-правовой ответственности должно ограничиваться конституционно-правовыми целями и, прежде всего, защитой Конституции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционно-правовая ответственность является институтом отрасли конституционного права, выполняющим охранительную функцию, направленную на обеспечение соблюдения конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность впервые появилась не в правовых актах, а в научных исследованиях, причем по сравнению с другими видами юридической ответственности относительно недавно.
Конституционно-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, т.е. способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.
Таким образом, конституционно-правовая ответственность – это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или приравненного к нему общественного воздействия.
Поскольку в России нет прямого конституционного и законодательного указания на конституционно-правовую ответственность, исключительную важность в ее развитии приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ, который в отличие от законодателя использует термин «конституционно-правовая ответственность» и признает наличие ее мер в федеральных законах
Отрицать то, что конституционное право редко закрепляет санкции в качестве структурного элемента своих норм, невозможно. Однако это следует считать скорее несовершенством законодательной политики и техники, чем непреодолимой закономерностью и уникальностью метода конституционно-правового регулирования.
В отечественной юридической литературе поднят вопрос о необходимости специального закона о конституционно-правовой ответственности. Предлагается принять либо единый «своеобразный конституционный кодекс», либо специальные федеральные законы, посвященные конституционно-правовой ответственности в отдельных сферах. Предполагаемая цель всех этих актов – конкретизировать конституционные нормы по аналогии с тем, как это делается по отношению к другим видам юридической ответственности.
В России осознание проблем конституционно-правовой ответственности и необходимости их решения должно привести к дальнейшему развитию институтов, способствующих реализации Конституции Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
2. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. – М., 2000. – С. 14 – 20.
3. Лучин, В. О. Конституция Российской. Федерации. Проблемы реализации. - М.: Юнити – Дана, 2002. – 687 с.
4. Колюшин, Е.И. Право и финансирование выборов. - М.: Юрид. лит., 1998.-192 с.
5. Кондрашов, А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. – Красноярск, 1999. – С. 41.
6. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – 2001. – С. 14 - 16.
7. Барциц И.Н. Федеративная ответственность: понятие и виды // Журнал российского права. – 1999. – N 12. – С. 39.
8. Белкин А.А., Бурмистров А.С. Конституционная ответственность: доктринальные проблемы // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – 2001. – С. 99.
9. Виатр Е.Д. Конституционная ответственность в Польше после 1989 года // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1996. – N 2. – С. 12.
10. Виноградов В. А. Актуальные проблемы конституционно – правовой ответственности // Законодательство. – 2002. - №10. – С. 25.
11. Виноградов В.А. Основания конституционно-правовой ответственности // Законодательство. – 2003. – N 2. – С. 12.
12. Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции // Законодательство. – 2001. – N 12. – С. 54 – 62.
13. Гаджиев Г.А. К вопросу о разграничении конституционно-правовой и гражданско-правовой ответственности // Издательство МГУ. – 2001. – С. 21.
14. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. – 2000. – N 1. – С. 96
15. Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. – 1992. – №2. – С. 34.
16. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. – 1995. – N7. – С. 41.
17. О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации: Федер. закон Рос. Федерации
от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ // Рос. газ. – Режим
доступа: http://www.rg.ru/2005/05/24/
1 О подходах к названию см.: Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001. – С. 14 - 16. О различных мнениях по поводу конституционно-правовой ответственности см.: Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000. – С. 14 - 20.
2 Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000.
3 Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. – 1995. – N7. – С. 41.
4 Белкин А.А., Бурмистров А.С. Конституционная ответственность: доктринальные проблемы // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – 2001. – С. 99.; Барциц И.Н. Федеративная ответственность: понятие и виды // Журнал российского права. – 1999. – N 12. – С. 39
5 Виноградов В. А. Актуальные проблемы конституционно – правовой ответственности // Законодательство. – 2002. - №10. – С. 25.
6 Гаджиев Г.А. К вопросу о разграничении конституционно-правовой и гражданско-правовой ответственности // Издательство МГУ. – 2001. – С. 21.
7 Подробнее о конституционно-правовых санкциях и их отличии от мер других видов юридической ответственности см.: Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции // Законодательство. – 2001. – N 12. – С. 54 – 62.
8 Лучин, В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М., 2002. – С. 382-383.
9 Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство. – 2002. – N 10. – С. 25.
10 Виноградов В.А. Основания конституционно-правовой ответственности // Законодательство. – 2003. – N2. – С. 12.
11 Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. – 2000. – N 1. – С. 38.
12 Колюшин Е. И. Право и финансирование выборов. – М.: Юристъ, 1998. – С. 26
13 Кондрашов, А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. – Красноярск, 1999. – С. 41.
14 Виатр Е.Д. Конституционная ответственность в Польше после 1989 года // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1996. – N 2. – С. 12.
15 Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. – 1992. – №2. – С. 34.