Конституционное право стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

СНГ образовано 8 декабря 1991 года, подписан первый из 4х учредительных документов – «Соглашение об образовании СНГ». 21 декабря 1991 года были подписаны – Протокол к Соглашению и Алма-атинская Декларация. 22 января 1993 года подписан четвертый и главный документ – «Устав СНГ». Изначальной целью создания СНГ было правовое обеспечение правопреемства. Правопреемство в СНГ касалось 4х объектов – государственной собственности; государственных долгов и активов; обязательств по международным договорам; государственных архивов.

Оглавление

1. СНГ как межгосударственное объединение 3
2. Межгосударственные союзы, образованные на основе СНГ 8
3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ 12
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

готовая к.р.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

     Транспортный  Союз. Договор заключен 22 января 1998 года. Части: формирование единых транспортных тарифов; формирование единых транспортных систем; формирование единых органов управления транспортной системы.

     Интеграционный  Союз. Договор подписан 29 марта 1996 года. Составляющие: формирование и внедрение  единых стандартов жизненного уровня на территории стран СНГ (минимальная  зарплата, минимальный отпуск и т.д.); совместная борьба с терроризмом и организованной преступностью; обеспечение равных условий граждан стран СНГ в области пользования достижениями науки у культуры, а также в области образования, здравоохранения и социального обеспечения (взаимное признание документа об образовании, медицинском страховании).

     На  основе всех вышеперечисленных отраслевых союзов 10 октября 2000 года была создана  одна из самых перспективных структур в СНГ - ЕврАзЭС (евразийское экономическое сообщество). В содержание договора о ЕврАзЭС вошли все наиболее значимые положения предыдущих договоров. В рамках ЕврАзЭС были созданы органы, наделенные властными полномочиями, появился общий бюджет.

     Высший  орган ЕврАзЭС – межгосударственный совет. Входят главы государств и  главы правительств. По функциям и по организации деятельности он похож на Совет Глав Государств СНГ.

     Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС. По порядку формирования и по функциям похожа на межпарламентскую Ассамблею СНГ. Одно принципиальное отличие – модельные законы и рекомендательные акты межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС являются обязательными для рассмотрения парламентами государств-участников.

     Интеграционный  Комитет ЕврАзЭС. По порядку формирования и по функциям аналогичен Экономическому Совету СНГ. Отличие – Интеграционный Комитет разрабатывает и исполняет бюджет ЕврАзЭС, чего в СНГ нет и быть не может в принципе.

     Суд ЕврАзЭС. По функциям и порядку формирования аналогичен Экономическому Суду СНГ. Отличие  – Суд ЕврАзЭС еще не создан и его функции временно выполняет  Экономический Суд СНГ.

     Бюджет ЕврАзЭС. Бюджет ЕврАзЭС формируется на основе долевого участия государств-участников. Российская Федерация – 40% бюджета, Беларусь, Узбекистан и Казахстан – по 15%, Киргизия и Таджикистан – по 7,5%. Бюджет формирует Интеграционный Комитет на основании принципа минимальной бюджетной обеспеченности (объем финансирования не может быть меньше, чем в прошлом финансовом году). Бюджет утверждает межгосударственный Совет и выносит для голосования в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС. Доли государств в бюджете ЕврАзЭС соответствуют количеству голосов, принадлежащих каждому из государств в Интеграционном Комитете при решении вопросов, предусматривающих финансирование из бюджета ЕврАзЭС. Решение по таким вопросам принимаются большинством в 2/3 голосов.

     Интеграционный  комитет ЕврАзЭС контролирует исполнение декретов и выступает с предложением о применении санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение. В ЕврАзЭС не предусмотрено ассоциированное членство, а государственными наблюдателями являются Украина, Молдоваи Армения.

     Союз  четырех. Договор о ЕП (едином экономическом  пространстве) 20 января 2004 года. Участники: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. Он развивает положения предыдущих союзов по зоне свободной торговли, таможенных пошлин и др.

     Союзное государство Белоруссии и России. Устав Союзного Государства от 10 мая 1997 года и Договор о союзном государстве от 8 декабря 1999 года. Появляются некоторые признаки государственности: общие органы (в т.ч. выборные), наделенные властными полномочиями; предусмотрена единая конституция; единые законы прямого действия; единое гражданство; единая валюта; единые вооруженные силы.

     В рамках СНГ существуют союзы и  без участия РФ. Самый известный из них – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Его называют альтернативой ЕврАзЭС. Создан в 1997 года. В мае 2005 года приобрел нынешний статус, как организация за демократию и экономическое развитие. 
 

3. КОНСТИТУЦИИ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ В СТРАНАХ СНГ  

     Этапы конституционного развития стран СНГ.

     1 этап (90-92гг.). Принятие документа о независимости (суверенитете) страны.

     2 этап (91-92гг.) Реформирование старых советских конституций 1978 года. Узбекистан первый из стран СНГ принял новую конституцию, которая вступила в силу 1 января 1992 года. Грузия признала действие конституции 1921 года. В Грузии, а так же в Казахстане в этот период были приняты некоторые конституционные законы, дополнявшие старую конституцию. В своих декларациях по независимости (суверенитете) провозглашалась необходимость конституционных реформ, кроме Туркменистана.

     3 этап (вторая половина 92 года-96гг.). Принятие  новой конституции стран СНГ.

     4 этап (97-2007гг.). Внесение поправок  и принятие новых редакций  конституции.

     Беларусь. Поправки: «О государственном статусе  русского языка», «Об изменении порядка формирования верхней палаты парламента (совета республики)».

     Украина. 1 ноября 2006 года – перераспределение  полномочий между президентом и  верховной рады Украины,  по формированию правительства и порядка организации  его деятельности

     Молдова. 2001г. Стала парламентской республикой и президент теперь избирается не народом, а парламентом.

     Грузия. 2004г. О статусе Аджарии.

     Армения. 2004г. Порядок формирования правительства (фактически стала парламентской  республикой).

     Азербайджан. 2003г. Об изменении порядка выбора президента.

     Казахстан. 1998г. – придание официального статуса  языку и изменение административно-территориального деления. 1997г. – сокращение сроков президентских полномочий, президентом можно быть не более одного раза. 2006г. – ввели верхнюю палату парламента

     Киргизия. 2006г. Об упразднении верхней палаты парламента. 2001г. О государственном  статусе русского языка.

     Таджикистан. Срок полномочий президента уменьшен с 7 до 5 лет, уменьшены полномочия президента по формированию правительства и по руководству совместной деятельностью, об изменении порядка избрания президента и о порядке исполнения обязанностей президента.

     Общие черты конституционных реформ.

     - отказ от социалистической и  принятие либеральной (рыночной) модели экономики;

     - обретение международной правосубъектности;

     - изменение идеологии государственных  символов;

     - введение политического и идеологического  плюрализма (исключение – Туркменистан, в котором закреплена государственная  идеология – Рух Нама);

     - признание принципа разделения властей;

     - во всех странах СНГ появились  новые конституционно-правовые институты  – должность президента, конституционный  суд (исключение – Туркменистан, Казахстан), должность уполномоченного  по правам человека, пропорциональная  избирательная система;

     - признание многообразия форм собственности;

     - признание верховенства права  и закона;

     - признание естественного характера  прав и свобод и их правовые  гарантии;

     - в большинстве стран СНГ конституция  расширила права местного самоуправления  по сравнению с советским периодом (исключения – Туркменистан и Беларусь). Украина в большей степени в нынешнем виде решила права местного самоуправления. Румыния и Италия. Грузия взяла понемногу из Германии и США. Армения в большинстве взяла от России. Азербайджан. Казахстан – Россия и Франция. Туркменистан – Франция, США. Киргизия – Россия. Таджикистан – Россия.

     Основы  конституционного строя стран СНГ.

     - государственный суверенитет: во  всех странах СНГ государственный  суверенитет признается единым  и не делимым и положения  о его характере в большинстве стран СНГ являются закрепленными конституцией. Туркменистан конституцией предусмотрел право сецессии. Некоторые страны СНГ объявили о своем нейтралитете в международных отношениях, либо о возможности его установления (Туркменистан официально объявил себя нейтральным государством, а Беларусь и Молдовазакрепили возможность нейтралитета)

     - во всех странах СНГ закреплено  равенство конфессий (вероисповедания). Исключения: Грузия и Казахстане (президент имеет право участвовать  в назначении руководителей представительств зарубежных религиозных организаций).

     Во  всех странах СНГ существует децентрализованная модель судебной системы, по типу относящаяся  к романо-германской. В большинстве  стран СНГ суды общей юрисдикции построены по принципу наличия трех инстанций. 4х звенная система, с наличием аппеляционного суда, юрисдикция которого распространяется на все государства, в Молдове, Азербайджане и т.д. Всего 2х звенная система существует в Туркменистане. Среди специальных судов отдельную ветвь составляют арбитражные/хозяйственные/экономические. В Азербайджане 2 высших экономических суда – Высший Экономический Суд, рассматривающий дела по национальному хозяйственному законодательству, и Высший Экономический Суд, рассматривающий дела, вытекающие из международных экономических обязательств. В Казахстане отсутствуют низшие инстанции хозяйственных судов, а хозяйственные дела по первой инстанции рассматривают по первой инстанции суды общей юрисдикции области, а в качестве высшей инстанции – Высший суд Казахстана. В нескольких странах СНГ создана система административных судов (Украина, Молдова, Грузия, Армения, Казахстан). Также в нескольких странах СНГ существует подветвь военных судов во главе с высшим военным судом (Беларусь, Армения, Киргизия, Казахстан) – военные суды округов/гарнизонов и высший суд.

     Остальные виды специальных судов создаются  при судах общей юрисдикции первой и второй инстанции. Жалобы на их решения  рассматривают соответствующие  коллегии/палаты высших судебных органов.

     Конституционное правосудие. ВО всех странах СНГ, кроме Казахстана (Конституционный Совет республики) и Туркменистана (Парламент и Президент), существуют конституционные суды. В нескольких странах СНГ существуют относительно самостоятельные системы автономий. В некоторых предусмотрено обязательное представительство судей высших судов автономий в общегосударственных судебных органах. В большинстве стран СНГ существуют органы судейского самоуправления (исключение – Туркменистан). Назначение судей во всех странах СНГ производится либо самостоятельно президентом, либо президентом с согласия Парламента.

     В большинстве стран СНГ существуют понятия и вторичного значения судей (исключение – Туркменистан) 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Конституции государств-участников СНГ. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М., 1999.

2. Коровин В.В. Конституционное право стран СНГ. – Учебное пособие/Курск. гос. техн. ун-т. Курск,2006, с. 132

3. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 1999. - 352 с.

Информация о работе Конституционное право стран СНГ