Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:33, контрольная работа
СНГ образовано 8 декабря 1991 года, подписан первый из 4х учредительных документов – «Соглашение об образовании СНГ». 21 декабря 1991 года были подписаны – Протокол к Соглашению и Алма-атинская Декларация. 22 января 1993 года подписан четвертый и главный документ – «Устав СНГ». Изначальной целью создания СНГ было правовое обеспечение правопреемства. Правопреемство в СНГ касалось 4х объектов – государственной собственности; государственных долгов и активов; обязательств по международным договорам; государственных архивов.
1. СНГ как межгосударственное объединение 3
2. Межгосударственные союзы, образованные на основе СНГ 8
3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ 12
Список использованных источников 16
Транспортный Союз. Договор заключен 22 января 1998 года. Части: формирование единых транспортных тарифов; формирование единых транспортных систем; формирование единых органов управления транспортной системы.
Интеграционный Союз. Договор подписан 29 марта 1996 года. Составляющие: формирование и внедрение единых стандартов жизненного уровня на территории стран СНГ (минимальная зарплата, минимальный отпуск и т.д.); совместная борьба с терроризмом и организованной преступностью; обеспечение равных условий граждан стран СНГ в области пользования достижениями науки у культуры, а также в области образования, здравоохранения и социального обеспечения (взаимное признание документа об образовании, медицинском страховании).
На основе всех вышеперечисленных отраслевых союзов 10 октября 2000 года была создана одна из самых перспективных структур в СНГ - ЕврАзЭС (евразийское экономическое сообщество). В содержание договора о ЕврАзЭС вошли все наиболее значимые положения предыдущих договоров. В рамках ЕврАзЭС были созданы органы, наделенные властными полномочиями, появился общий бюджет.
Высший
орган ЕврАзЭС –
Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС. По порядку формирования и по функциям похожа на межпарламентскую Ассамблею СНГ. Одно принципиальное отличие – модельные законы и рекомендательные акты межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС являются обязательными для рассмотрения парламентами государств-участников.
Интеграционный Комитет ЕврАзЭС. По порядку формирования и по функциям аналогичен Экономическому Совету СНГ. Отличие – Интеграционный Комитет разрабатывает и исполняет бюджет ЕврАзЭС, чего в СНГ нет и быть не может в принципе.
Суд ЕврАзЭС. По функциям и порядку формирования аналогичен Экономическому Суду СНГ. Отличие – Суд ЕврАзЭС еще не создан и его функции временно выполняет Экономический Суд СНГ.
Бюджет ЕврАзЭС. Бюджет ЕврАзЭС формируется на основе долевого участия государств-участников. Российская Федерация – 40% бюджета, Беларусь, Узбекистан и Казахстан – по 15%, Киргизия и Таджикистан – по 7,5%. Бюджет формирует Интеграционный Комитет на основании принципа минимальной бюджетной обеспеченности (объем финансирования не может быть меньше, чем в прошлом финансовом году). Бюджет утверждает межгосударственный Совет и выносит для голосования в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС. Доли государств в бюджете ЕврАзЭС соответствуют количеству голосов, принадлежащих каждому из государств в Интеграционном Комитете при решении вопросов, предусматривающих финансирование из бюджета ЕврАзЭС. Решение по таким вопросам принимаются большинством в 2/3 голосов.
Интеграционный комитет ЕврАзЭС контролирует исполнение декретов и выступает с предложением о применении санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение. В ЕврАзЭС не предусмотрено ассоциированное членство, а государственными наблюдателями являются Украина, Молдоваи Армения.
Союз четырех. Договор о ЕП (едином экономическом пространстве) 20 января 2004 года. Участники: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. Он развивает положения предыдущих союзов по зоне свободной торговли, таможенных пошлин и др.
Союзное государство Белоруссии и России. Устав Союзного Государства от 10 мая 1997 года и Договор о союзном государстве от 8 декабря 1999 года. Появляются некоторые признаки государственности: общие органы (в т.ч. выборные), наделенные властными полномочиями; предусмотрена единая конституция; единые законы прямого действия; единое гражданство; единая валюта; единые вооруженные силы.
В
рамках СНГ существуют союзы и
без участия РФ. Самый известный
из них – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан,
Молдова). Его называют альтернативой
ЕврАзЭС. Создан в 1997 года. В мае 2005 года
приобрел нынешний статус, как организация
за демократию и экономическое развитие.
3. КОНСТИТУЦИИ
И КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ В СТРАНАХ СНГ
Этапы конституционного развития стран СНГ.
1 этап (90-92гг.). Принятие документа о независимости (суверенитете) страны.
2 этап (91-92гг.) Реформирование старых советских конституций 1978 года. Узбекистан первый из стран СНГ принял новую конституцию, которая вступила в силу 1 января 1992 года. Грузия признала действие конституции 1921 года. В Грузии, а так же в Казахстане в этот период были приняты некоторые конституционные законы, дополнявшие старую конституцию. В своих декларациях по независимости (суверенитете) провозглашалась необходимость конституционных реформ, кроме Туркменистана.
3 этап (вторая половина 92 года-96гг.). Принятие новой конституции стран СНГ.
4 этап (97-2007гг.). Внесение поправок и принятие новых редакций конституции.
Беларусь. Поправки: «О государственном статусе русского языка», «Об изменении порядка формирования верхней палаты парламента (совета республики)».
Украина.
1 ноября 2006 года – перераспределение
полномочий между президентом и
верховной рады Украины, по формированию
правительства и порядка
Молдова. 2001г. Стала парламентской республикой и президент теперь избирается не народом, а парламентом.
Грузия. 2004г. О статусе Аджарии.
Армения. 2004г. Порядок формирования правительства (фактически стала парламентской республикой).
Азербайджан. 2003г. Об изменении порядка выбора президента.
Казахстан.
1998г. – придание официального статуса
языку и изменение
Киргизия. 2006г. Об упразднении верхней палаты парламента. 2001г. О государственном статусе русского языка.
Таджикистан. Срок полномочий президента уменьшен с 7 до 5 лет, уменьшены полномочия президента по формированию правительства и по руководству совместной деятельностью, об изменении порядка избрания президента и о порядке исполнения обязанностей президента.
Общие черты конституционных реформ.
-
отказ от социалистической и
принятие либеральной (
- обретение международной правосубъектности;
-
изменение идеологии
-
введение политического и
- признание принципа разделения властей;
-
во всех странах СНГ появились
новые конституционно-правовые
- признание многообразия форм собственности;
- признание верховенства права и закона;
-
признание естественного
-
в большинстве стран СНГ
Основы конституционного строя стран СНГ.
-
государственный суверенитет:
-
во всех странах СНГ
Во
всех странах СНГ существует децентрализованная
модель судебной системы, по типу относящаяся
к романо-германской. В большинстве
стран СНГ суды общей юрисдикции
построены по принципу наличия трех
инстанций. 4х звенная система, с наличием
аппеляционного суда, юрисдикция которого
распространяется на все государства,
в Молдове, Азербайджане и т.д. Всего 2х
звенная система существует в Туркменистане.
Среди специальных судов отдельную ветвь
составляют арбитражные/хозяйственные/
Остальные виды специальных судов создаются при судах общей юрисдикции первой и второй инстанции. Жалобы на их решения рассматривают соответствующие коллегии/палаты высших судебных органов.
Конституционное правосудие. ВО всех странах СНГ, кроме Казахстана (Конституционный Совет республики) и Туркменистана (Парламент и Президент), существуют конституционные суды. В нескольких странах СНГ существуют относительно самостоятельные системы автономий. В некоторых предусмотрено обязательное представительство судей высших судов автономий в общегосударственных судебных органах. В большинстве стран СНГ существуют органы судейского самоуправления (исключение – Туркменистан). Назначение судей во всех странах СНГ производится либо самостоятельно президентом, либо президентом с согласия Парламента.
В
большинстве стран СНГ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституции государств-участников СНГ. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М., 1999.
2. Коровин В.В. Конституционное право стран СНГ. – Учебное пособие/Курск. гос. техн. ун-т. Курск,2006, с. 132
3. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 1999. - 352 с.