Коммерческая и служебная тайны

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 05:34, курсовая работа

Краткое описание

Переход России к новым экономическим отношениям, развитие свободного предпринимательства и вызванное им появление конкуренции выдвинули необходимость законодательной защиты коммерчески значимой информации. Правовая защита коммерческой тайны предусмотрена ГК РФ (ст. 139), УК РФ (ст. 183) , Федеральными законами «Об информации» (ст. 2), «О конкуренции» (ст. 10-15), «О средствах массовой информации» (ст. 20, 41) и другими законами и подзаконными актами. Однако эти нормативные акты лишь декларируют право на коммерческую тайну, не раскрывая в должной мере ее понятие. Информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими липами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь прос

Оглавление

Содержание
Введение 3
1. Основная часть 5
Коммерческая и служебная тайны 5
1.1 Понятие служебной тайны 6
1.2 Понятие коммерческой тайны 13
1.3 Коммерческая и служебная тайны в гражданском праве 15
1.5 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны 24
Заключение 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

курсовая по ГП.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Правовая  охрана служебной и коммерческой тайны осуществляется в соответствии со следующими актами:

- Ст. 139 Гражданского Кодекса Российской Федерации;

- Ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

- Законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации".

     Данный  закон хотя и не содержит специальных  правил, посвященных охране служебной  и коммерческой тайны, но включает целый  ряд норм, раскрывающих понятие информационных ресурсов, конфиденциальной информации, защиты информации.

     Из числа подзаконных актов можно выделить постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

     Применительно к служебной и коммерческой тайне  устанавливается ряд критериев  охраноспособности, которым они должны соответствовать, чтобы пользоваться правовой охраной:

1) проверка  охраноспособности служебной и  коммерческой тайны осуществляется  не в порядке специальной предварительной  процедуры, а только тогда,  когда право на служебную или коммерческую тайну нарушается или оспаривается и требуется установить, существовало или оспаривается ли оно вообще;

2) к  информации, составляющей служебную  или коммерческую тайну, не  должно быть свободного доступа  на законном основании; 

3) чтобы  информация считалась служебной или коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Это могут быть меры технического, организационного и юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц.

     Служебной или коммерческой тайной могут быть самые разнообразные сведения, связанные  с предпринимательской деятельностью (производством, технологической информацией, управлением, финансами).

     Но  в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять: учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ; документы о платежеспособности и пр.

     Субъектами  права на служебную и коммерческую тайну могут быть юридические  лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

     Обладателю  служебной или коммерческой тайны  предоставляется право засекречивать  информацию от третьих лиц и требовать, чтобы эти лица воздерживались от использования незаконных методов  получения данной информации. В отношении  служебной или коммерческой тайны юридическое или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью обладает следующими правами:

1) в  любой момент может раскрывать  перед третьими лицами те сведения, которые составляли служебную  или коммерческую тайну, если  это не нарушает принятых им обязательств перед контрагентами. Однако существуют случаи, предусмотренные законом, когда на лицо возлагается обязанность раскрыть конфиденциальность информации по требованию компетентных государственных органов и должностных лиц (например: по требованию следственных органов в связи с расследованием находящихся в их производстве уголовных дел). При этом на указанных органах и конкретных должностных лицах лежит обязанность по неразглашению полученной информации перед третьими лицами;

2) может  продать или иным образом переуступить  эту информацию заинтересованному  лицу;

3) может  предоставлять другим лицам разрешение  на использование информации, содержащейся  в служебной или коммерческой  тайне, в собственной сфере,  т.е.выдавать третьим лицам лицензии, которые, в свою очередь, могут носить исключительный или неисключительный характер.

Право на служебную или коммерческую тайну  может быть прекращено в случае, когда сведения становятся доступными третьим лицам и, соответственно, утрачивают свою ценность, а также в случае отнесения соответствующих сведений в установленном законом порядке к числу сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

     Наряду  с термином "служебная и коммерческая тайна" в законодательстве и на практике используются следующие термины: "секрет производства", "ноу-хау", "торговые секреты" и пр. Все эти термины обозначают, в сущности, одно и то же понятие, которое в ГК РФ определяется как "служебная и коммерческая тайна".

     Режим коммерческой тайны, в соответствии со ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне», - это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране её конфиденциальности. Именно установление основ правового режима коммерческой тайны и составляет предмет регулирования ФЗ «О коммерческой тайне». Анализ его норм позволяет выделить следующие составляющие правового режима коммерческой тайны:

- виды информации, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне;

- перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну;

- порядок отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну;

- порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну;

меры  по охране коммерческой тайны.

     Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, перечисленных в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне». Правом относить ту или иную информацию (с учётом перечня сведений, не могущих составлять коммерческую тайну) к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять её перечень и состав, наделён обладатель информации. Для того чтобы режим коммерческой тайны мог считаться установленным, необходимо принятие мер по охране конфиденциальности информации, которые можно свести в три группы:

    1. меры, вводимые локальным актом юридического лица. К ним относится определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; установление порядка обращения с этой информацией, т.е. ограничение доступа к ней; учёт лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.
    2. меры договорно-правового характера, регулирующие отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и конрагентами на основании гражданско-правовых, в том числе предпринимательских, договоров.
    3. меры формально-информационного характера – вводятся путём нанесения на документы грифа «Коммерческая тайна» с указателем обладателя этой информацией (для юридических лиц – полное наименование и местонахождение; для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество и место жительство).

     Следует обратить внимание, что согласно ч.2.ст.10 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны считается установленным  только после принятия всех перечисленных  мер в совокупности: введение одной  или нескольких мер не влечёт признание данного режима установленным. Исключение сделано для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников.

     Говоря  о возникновении и пределах ответственности  за нарушение режима коммерческой тайны (нарушение может выражаться в  разглашении коммерческой тайны, передаче информации третьим лицам, а также в использовании информации в личных целях), следует различать 3 ситуации:

  1. лицо получило доступ к коммерческой тайне в результате своих противоправных действий;
  2. контрагент нарушил режим коммерческой тайны, к которой он имел доступ на основе договора о передаче коммерческой тайны;
  3. работник нарушил режим служебной коммерческой тайны, к которой он имел доступ.

     В первом случае, противоправный доступ к коммерческой тайне порождает  гражданско-правовое обязательство, возникающее вследствие причинения вреда. Ответственность нарушителя заключается в обязанности возместить обладателю коммерческой тайны причинённый ущерб в полном объёме (п.1 ст.1064 ГК). Существует два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре и возмещение убытков (ст.1082 ГК). Убытки включают реальный ущерб и упущенную стоимость. П.7 ч.2 ст.7 ФЗ «О коммерческой тайне» также устанавливает, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право требовать возмещение убытков от лица, которое разгласило, незаконно получило или незаконно использовало указанную информацию.

     Во  втором случае, нарушение режима коммерческой тайны договорным контрагентом влечёт ответственность в соответствии с законом ( глава 25 ГК «Ответственность за нарушение обязательств; ст.12 ФЗ «О коммерческой тайне»). Основания и размер этой ответственности могут быть изменены договором. В ст.393 ГК указывается, что должник обязан возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Таким образом, из ст.393 ГК автоматически вытекает право потерпевшей стороны требовать от нарушителя – договорного контрагента – полного возмещения ущерба. Основная сложность, связанная с судебным взысканием убытков, состоит в необходимости доказывания их размера. Обладатель коммерческой тайны должен с помощью документов доказать величину своих убытков. В последнем случае, ответственность работника за нарушение режима служебной коммерческой тайны регулируется в основном статьями 11 и 14 ФЗ «О коммерческой тайне». Рассматривая вопрос об ответственности работника за разглашение служебной коммерческой тайны, надо различать два случая:

- разглашение имело место в период трудового договора;

- разглашение имело место после прекращения (или расторжения) трудового договора.

     Если  работник разгласил служебную коммерческую тайну в период действия трудового  договора, то он обязан возместить работодателю причинённый ущерб (а не убытки!) – п.4 я.3. ст.11 ФЗ «О коммерческой тайне». Под ущербом здесь понимается «реальный ущерб», как он определяется в ст.15 ГК РФ – это расходы, которые обладатель коммерческой тайны произвёл или должен будет произвести для восстановления нарушенного права. Кроме взыскания ущерба с работника, к нему в соответствии с ч.2 ст.14 ФЗ «О коммерческой тайне» могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, т.е. замечание, выговор или увольнение.

Если  работник разгласил служебную коммерческую тайну в тот период, когда он уже не состоит в трудовых отношениях, но ещё обязан хранить тайну (3 года – по Закону или в течение иного срока – по соглашению), то он обязан возместить убытки работодателя (ч.4 ст.11 ФЗ «О коммерческой тайне»).

     Закон содержит критерии «разумной достаточности» мер (часть 5 статьи 10):

— должен исключаться доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

— должна обеспечиваться возможность использования  информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

     А в случае возникновения спора, вопрос о соответствии мер, принятых обладателем, законным критериям будет разрешаться  судом применительно к каждой отдельной ситуации.

Статья 10 содержит также положения, запрещающие  использование режима коммерческой тайны в целях, противных требованиям защиты конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

 

      Заключение

     Тема коммерческой и служебной тайны была вполне достаточно раскрыта для того, чтобы понять какие проблемы существуют в российском законодательстве на данный момент.

     Главная проблема – это недоработанные нормативно-правовые акты, будь то Федеральный Закон или какая-либо статья ГК РФ. Существуют явные противоречия и нестыковки в формулировках, также имеют место нечёткие, расплывчатые определения.

     Также проблемой является отсутствие федерального закона о служебной тайне. Принятие такого закона позволило решить проблему распространения информации, составляющей служебную тайну. Мы не имеем ни чёткого определения понятия «служебная тайна», ни федерального закона. Таким образом, происходит разглашение служебной тайны. А из-за отсутствия понятийного аппарата служащие могут и не догадываться, что информация, которую они распространяют, является служебной тайной.

Итак, среди  мер по охране конфиденциальности информации, отнесенной к коммерческой тайне, закон  называет правовые, организационные, технические  и иные меры. Часть 1 статьи 10 раскрывает этот перечень подробнее. К таким мерам относятся:

Информация о работе Коммерческая и служебная тайны