Юридическое лицо, как субъект гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Проблема правоотношения продолжает оставаться в юридической науке одной из центральных. Как основополагающее понятие юридической науки. В свою очередь, вопросы правоспособности участников сделок, правовой статус организаций, предприятий, учреждений позволяют составить представление о правовом режиме государства, степени развитости прав и свобод его граждан, оценить экономическое развитие общества. В самом деле, развитие товарно-денежных отношений, имущественного оборота предполагает участие в нём не только отдельных людей - физических лиц, но и образованных ими организаций для осуществления какой-либо цели, в том числе, коммерческой деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 4
1.1. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 8
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. 11
3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ПОВОДУ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. 18
3.1. ОБРАЗОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 18
3.2. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 19
3.3. ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Файлы: 1 файл

Юр лицо как субьект гр пр. нархозовская.rtf

— 190.33 Кб (Скачать)

При регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины11.

    1. Реорганизация юридического лица

 

В случаях, установленных законом, проводится реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (ст. 57). При реорганизации (слияние, присоединение, разделение, преобразование) имеет место правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемым субъектам12.

    1. Ликвидация юридического лица

 

Ликвидацией юридического лица называется процесс, в конечном результате которого юридическое лицо перестает существовать как участник гражданских правоотношений. Ликвидация юридического лица возможна по двум основаниям - либо по решению его учредителей, либо по решению суда в случае нарушения законодательства РФ. В обоих случаях ликвидацию проводит назначенная ликвидационная комиссия или же единственный ликвидатор, к которым переходят функции исполнительного органа юридического лица13. Сокращенный перечень действий ликвидационной комиссии выглядит следующим образом. В процессе ликвидации юридическое лицо должно произвести расчеты со своими кредиторами, пройти ликвидационные проверки в налоговом органе и внебюджетных фондах, закрыть счета в банках, уничтожить печати и штампы, сдать документацию, подлежащую обязательному хранению, в архивные органы, аннулировать коды Госкомстата и как завершение ликвидации получить свидетельство об исключении из реестра юридических лиц, выдаваемое в регистрирующем органе.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ для регистрации ликвидация юридического лица в регистрирующий орган представляются следующее документы:

  • заявление о государственной регистрации, составленное в соответствии с общими условиями. В нем подтверждаются следующее 1) соблюдение порядка, установленного федеральным законом, ликвидации юридического лица; 2) завершение расчетов с кредиторам; 3) согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в предусмотренных федеральным законом случаях;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об оплате государственной пошлины14.

На практике сроки ликвидации варьируются от 6 месяцев до 1,5 лет, а могут занимать и гораздо больший промежуток времени. Все зависит от конкретной ситуации, складывающейся в отношении конкретного юридического лица. Так, если компания имеет или же в прошлом имела большой штат наемных работников, вела хозяйственную деятельность с большими денежными оборотами, то срок ее ликвидации заметно больше, нежели срок ликвидации малого предприятия с двумя работниками. Дело в том, что большую часть времени, которую необходимо затратить на ликвидацию юридического лица, занимают ликвидационные проверки в налоговой инспекции и внебюджетных фондах, и чем крупнее ликвидируемое юридическое лицо, тем большее время требуется вышеперечисленным органам, чтобы провести проверки.

Ликвидационная комиссия должна снять ликвидируемое предприятие с учета в налоговой инспекции, пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования, фонде социального страхования. Данные органы, в свою очередь, перед тем как снять предприятие с учета, обязаны проверить правильность начисления и уплаты таким предприятием налогов и обязательных сборов. Поэтому ликвидационная комиссия по очереди проходит проверки в указанных государственных органах, куда предоставляется бухгалтерская отчетность за последние 3 календарных года. Выходом из сложившейся ситуации может служит процедура признания ликвидируемой организации несостоятельной. В этом случае требования кредиторов, которые невозможно будет удовлетворить в процессе конкурсного производства, считаются погашенными.  
Процедура признания несостоятельными (банкротом) еще более трудоемкая, чем ликвидация, но позволяет закрыть неликвидных бизнес без нарушения законодательства Российской Федерации.

При принятии решения о ликвидации юридического лица, необходимо уделять должно внимание на исследование признаков его фактической деятельности. Конкретным примером может служить решение, изложенное в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2002 № 6614/02. Межрайонная ИМНС РФ обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о ликвидации ОАО «Агроснабинформ». Истец мотивировал свои требования тем, что ответчик систематически не представляет в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», имеет задолженность по налогам. Решением от 05.11.2001г. иск удовлетворен. Постановлениями апелляционной и кассационной инстанций решение оставлено без изменения. В протесте заместителя Председателя ВАС РФ предлагалось указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Президиум признал, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судебные инстанции пришли к выводу, что общество не выполняет возложенные на него как на налогоплательщика обязанности: не ведет бухгалтерский учет, не составляет отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, не представляет в инспекцию документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Последний отчет представлен в налоговый орган по состоянию на 01.10.2000г.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Исходя из этого решение суда о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность нельзя признать правомерным. При указанных обстоятельствах состоявшихся по делу судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение15.

Также характерен пример, когда субъекты, не имеющие статуса юридического лица, ликвидируют в качестве последних: «ИМНС РФ по Таловскому району заявлено требование о ликвидации крестьянского фермерского хозяйства «Новинка» в связи с грубым нарушением налогового законодательства. В обоснование исковых требований истец сослался на ст. 61 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ликвидировано в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов, а также на ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете», обязывающую представлять бухгалтерскую отчетность. Исследовав имеющиеся в деле документы, суд не нашел требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства регламентируется Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Статья 32 указанного Закона определяет условия и дает исчерпывающий перечень случаев прекращения деятельности крестьянского хозяйства. Ликвидация КФХ по указанным истцом основаниям данной нормой не предусмотрена. Кроме того, ст. 23 ГК РФ предусматривает, что деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется без образования юридического лица, с определением статуса главы такого хозяйства как индивидуального предпринимателя. Решением от 12.08.2002 в иске отказано»16.

 

.

 

Заключение

 

Учитывая вышеизложенное, подведем итоги по курсовой работе.

Юридическое лицо - это субъект права, созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Действующее законодательство не дает определения юридического лица, но раскрывает его основные признаки. Юридическое лицо должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, оно отвечает по своим обязательствам этим имуществом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от их вида юридические лица создаются по воле либо собственников (например, учреждения и унитарные предприятия), либо их будущих членов (например, хозяйственные товарищества и общества), либо тех, кто вносит имущественные вклады, не становясь участниками юридического лица (например, фонды). Несмотря на существенное различие отдельных видов юридических лиц, при их создании государство всегда осуществляет контроль за этой процедурой. Указанная функция государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц.

Перечень документов, которые необходимо представлять для государственной регистрации составляют: устав, утвержденный учредителями, решение о создании или договор учредителей, подтверждение оплаты не менее 50 процентов уставного капитала предприятия, а также перечисляются требования, предъявляемые к каждому из таких документов.

Учредительными документами юридического лица являются учредительный договор и устав (либо только учредительный договор). При этом учредительный договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем устава. В виде исключения некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основе общего положения об организациях данного вида (например, средние специальные учебные заведения).

Что касается органов юридического лица, то им является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными правовыми актами и учредительными документами, а порядок назначения (избрания) - законом и учредительными документами.

По поводу юридических лиц в гражданском праве возникают отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, по поводу осуществления юридическими лица своих прав и обязанностей и др.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М:. Объединенная редакция МВД России, 2002. - 544 с
  2. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ// СЗ РФ. - 13.08.2001. - № 33 ч 1. - с.т. 3431.
  3. Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. - 2003. - № 10. - С. 12.
  4. Гражданское право. Учебник/ Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юрист, 1999. - С. 45-46.
  5. Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996. - С. 107.
  6. Обзор постановлений президиума ВАС// Экономика и жизнь (Сибирь). - № 148. - 07.08.2001. - С. 15.
  7. Орлов А. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по российскому законодательству// Право и экономика. - 2002. - № 4. - С. 27.
  8. Основы государства и права/ Под ред. О.Е. Кутафина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1994. - С. 190.
  9. Редакция Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ ФЗ от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ // Нормативные акты для бухгалтера. - 15.07.2003. - № 13. - С. 69.

1 Основы государства и права/ Под ред. О.Е. Кутафина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1994. - С. 190.

2 Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996. - С. 107.

3 Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996. - С. 107-108.

4 Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996. - С. 108.

5 Там же.- С. 109.

6 Там же. - С. 39.

7 Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996. - С. 109.

8 Гражданское право. Учебник/ Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юрист, 1999. - С. 45-46.

9 Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. - 2003. - № 10. - С. 12.

10 Орлов А. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по российскому законодательству// Право и экономика. - 2002. - № 4. - С. 27.

11 Ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, в ред. от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.) // Нормативные акты для бухгалтера. - 15.07.2003. - № 13. - С. 69.

12 Гражданское право. Учебник/ Под ред. С.П. Гришаева. - М.: Юрист, 1999. - С. 43.

13 Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. - 2003. - № 10. - С. 11-18.

14 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ// СЗ РФ. - 13.08.2001. - № 33 ч 1. - с.т. 3431.

15 Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. - 2003. - № 10. - С. 12-13.

16 Обзор постановлений президиума ВАС// Экономика и жизнь (Сибирь). - № 148. - 07.08.2001. - С. 15.


Информация о работе Юридическое лицо, как субъект гражданского права