Экологические права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 10:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретическое обобщение основных положений в области регулирования экологических прав граждан.
Данная цель достигается решением следующих задач:
систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав человека по видам;
раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;
анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;
оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и виды экологических прав человека ……………….. 5
2. Правовое регулирование экологических прав человека
по российскому законодательству ………………………………. 8
3. Защита экологических прав граждан в судебном и
административном порядке ………………………………………. 13
3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности
органов исполнительной власти ………………………………… 14
3.2. Защита экологических прав граждан в
Конституционном Суде РФ ……………………………………… 16
3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по
правам человека в Российской Федерации …………………....... 17
Заключение ……………………………………………………………….. 23
Список использованных источников ……………………………….. 24

Файлы: 1 файл

Экологические права граждан.docx

— 29.82 Кб (Скачать)

В системе экологических  прав граждан можно выделить права  на природопользование, т.е. на использование  природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека – экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природоресурсными актами законодательства – Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.

 

 

 

3. Защита экологических  прав граждан в судебном и административном порядке

В соответствии со ст. 80 Конституции  РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой государства  его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и  гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как  совещательный и консультативный  орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже самостоятельной  структурой в системе органов  Президента РФ, а включена в структуру  Управления по работе с обращениями  граждан.

Таким образом, в действующем  государственно-правовом механизме  пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.

В Конституции РФ предусмотрена  система юридических гарантий экологических  прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

Судебная защита прав и  свобод:

-право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

-право на получение квалифицированной юридической помощи;

-право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

-право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты1.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что  каждый вправе защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).

 

 

 

 

 

3.1. Защита экологических  прав в сфере деятельности органов исполнительной власти

Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах  защиты прав и законных интересов  граждан государственными органами исполнительной власти приобретает  особую значимость и остроту в  условиях, когда реализация гражданином  экологических прав зачастую зависит  от усмотрения администрации, а от­дельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защиты относятся:

а) судебный контроль за деятельностью  администрации (имеются в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация  административной юстиции);

б) административный (внутриведомственный  и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и  президентский контроль за деятельностью  подчиненной ему системы государственных  органов;

в) организация приема и  рассмотрения обращений (заявлений  и жалоб) в органы исполнительной власти;

г) прокурорский надзор (общий  надзор прокуратуры) за законностью  деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуправления;

д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и  с учетом принципа разделения властей.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права  граждан, регулируется Законом РФ «Об  обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.).

Закон предоставляет истцу  возможность выбора органа, в который  он может обратиться для обеспечения  защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно  в суд, либо к вышестоящему в порядке  подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности  орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом  рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в  суд.

Закон определяет также сроки  обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражданина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд  – один месяц со дня получения  письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или  должностного лица в удовлетворении жалобы; если же гражданином не был  получен письменный ответ на жалобу, то срок обращения в суд наступает  по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Ува­жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Рассмотрев жалобу, суд  выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или  решение, приведшее к нарушению  прав гражданина, незаконным, обязывает  удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем  восстанавливает его нарушенные права и свободы.

 

3.2. Защита экологических  прав граждан в Конституционном Суде РФ

Важная роль в механизме  защиты экологических прав граждан  принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность  которых проверяет Конституционный  Суд РФ. Это – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные  акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных  актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение  в Конституционный Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая  членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы, Правительство  РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной  и исполнительной власти субъектов  Федерации.

Наряду с проверкой  конституционности законов и  других актов, защита экологических  прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права  граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном  Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный  Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных  прав и свобод обладают граждане, чьи  права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения  граждан. Таким правом обладают также  иные лица и органы, указанные в  Федеральном законе (ст. 96).

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных  экологических прав принимается  одно из двух решений: о признании  закона либо отдельных его положений  соответствующими Конституции РФ; о  признании закона либо отдельных  его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность  не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом.

3.3. Защита экологических  прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

Нарушенные экологические  права человека и гражданина могут  быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в  соответствии со ст. 103 Конституции  РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Институт Уполномоченного  по правам человека, существующий в  более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных  органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается  на должность и освобождается  от должности Государственной Думой  в порядке, предусмотренном Федеральным  конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Учреждение должности Уполномоченного  по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию  законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его  в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому  просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Российская Федерация  – одно из самых больших по площади  государств мира. Естественно, что природные  условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.

Глубокое преобразующее  воздействие на природу сказывается  на российском обществе в целом и  на каждом человеке конкретно. И порой  – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты  считают кризисной. В настоящее  время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая  ситуация считается очень острой.

ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается  как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые»  поколения будут отличаться физиологической  и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти поколения не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет  способностей к самостоятельному мышлению.

Защита нации от экологической  катастрофы задача многогранная. Но с  какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия  перехода России к «устойчивому развитию»  требует внедрения эффективной  правовой базы защиты экологических  интересов всех и каждого.

Сделанные государством законодательные  шаги в этом направлении дают надежду  на выход из кризисной экологической  ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.
  2. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская газета. – 1997, 30 июля.
  3. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. – М.: ЦЭП, 1996.
  4. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. – М., 1996.
  5. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.
  6. Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.2.
  7. Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 227.
  8. Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». Ст.11.
  9. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.

Информация о работе Экологические права человека