Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 10:55, контрольная работа
Целью работы является теоретическое обобщение основных положений в области регулирования экологических прав граждан.
Данная цель достигается решением следующих задач:
систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав человека по видам;
раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;
анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;
оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и виды экологических прав человека ……………….. 5
2. Правовое регулирование экологических прав человека
по российскому законодательству ………………………………. 8
3. Защита экологических прав граждан в судебном и
административном порядке ………………………………………. 13
3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности
органов исполнительной власти ………………………………… 14
3.2. Защита экологических прав граждан в
Конституционном Суде РФ ……………………………………… 16
3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по
правам человека в Российской Федерации …………………....... 17
Заключение ……………………………………………………………….. 23
Список использованных источников ……………………………….. 24
В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека – экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природоресурсными актами законодательства – Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др.
3. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке
В соответствии со ст. 80 Конституции
РФ Президент России является гарантом
прав и свобод человека и гражданина.
Содействовать реализации главой государства
его конституционных полномочий
гаранта прав и свобод человека и
гражданина призвана Комиссия по правам
человека при Президенте РФ. Как
совещательный и
Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже самостоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а включена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.
Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.
В Конституции РФ предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:
Судебная защита прав и свобод:
-право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
-право на получение квалифицированной юридической помощи;
-право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
-право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты1.
Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).
3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти
Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а отдельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защиты относятся:
а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация административной юстиции);
б) административный (внутриведомственный
и надведомственный) контроль и надзор,
осуществляемый в рамках самой исполнительной
власти. Сюда следует отнести и
президентский контроль за деятельностью
подчиненной ему системы
в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;
г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуправления;
д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей.
Административный способ
обжалования решений и
Закон предоставляет истцу
возможность выбора органа, в который
он может обратиться для обеспечения
защиты нарушенного экологического
права. Он может обратиться либо непосредственно
в суд, либо к вышестоящему в порядке
подчиненности государственному органу,
органу местного самоуправления, учреждению,
предприятию или объединению, должностному
лицу. Вышестоящие в порядке
Закон определяет также сроки
обращения с жалобой в суд.
Если решения или действия, нарушающие
экологические права
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
3.2. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ
Важная роль в механизме
защиты экологических прав граждан
принадлежит Конституционному Суду
РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет
круг нормативно-правовых актов, конституционность
которых проверяет
Конституционный Суд РФ осуществляет
проверку конституционности указанных
актов, однако, не по собственной инициативе,
а по запросам. Правом на обращение
в Конституционный Суд с
Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст. 96).
По итогам рассмотрения жалобы
на нарушение законом
3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Институт Уполномоченного
по правам человека, существующий в
более чем 100 государствах, помогает,
дополняет и расширяет
Заключение
Российская Федерация – одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.
Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.
ЮНЕСКО произвела оценку
экологической ситуации и уровня
жизни населения всех стран мира
по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен:
«Выживаемость русских достигла
критической отметки». Полученный коэффициент
(1,4 балла), по существу рассматривается
как смертный приговор нации. Этот диапазон
означает, что население обречено
либо на постепенное вымирание, либо
на деградацию – «воспроизводимые»
поколения будут отличаться физиологической
и интеллектуальной неполноценностью,
существуя лишь за счет удовлетворения
естественно-природных
Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.
Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.
Список используемых источников