Экологические права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:34, доклад

Краткое описание

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Файлы: 1 файл

эк.права.docx

— 31.76 Кб (Скачать)

1.Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового  регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области  окружающей среды.

Основные  права часто называются конституционными и фунда-ментальными. В Российской Федерации они закреплены Консти-туцией, а также международно-правовыми документами по пра-вам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна-родным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду,достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологи-ческие права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу-ция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения чело-века таких прав. Они являются правами субъективными и естест-венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рож-дения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно-видности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданст-ва, проживающих на территории Российской Федерации, на ра-диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории “иные  экологических прав” вовсе не означает, что они юридически менее  значимы, чем основные. Эти права  также подлежат государствен-ному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологичес-кие права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Консти-туции, так и в Международных пактах по правам человека ыделяя-ются гражданские (личные) права; политические права; культур-ные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юри-дически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические  права граждан выражают возможности индиви-да на участие в осуществлении государственной власти (посредст-вом проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государствен-ных органов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша-ющих экологические права граждан).

Культурные  права позволяют обеспечивать рост уровня эколо-гической культуры человека.

Социальные  и экономические  права призваны обеспечить чело-веку достойный жизненный уровень с учетом экологических ха-рактеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружаю-щей среды, право на экологическое образование.

2. Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано 
в ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды". Благоприятной окружающей средой признается такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, и параметры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда. Состояние такой среды должно отвечать нормативам, касающимся ее чистоты, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. 
В систему нормативов качества окружающей среды входят: 
основные требования к нормированию качества окружающей среды (ст. 20 Закона); 
• нормативы качества окружающей среды: 
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; 
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

. нормативы,  установленные в соответствии  с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; 
• иные нормативы качества окружающей среды (ст. 21 Закона); 
• нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: . нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23 Закона); . нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ст. 24 Закона); . нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду (ст. 25 Закона); 
. нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона); 
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27 Закона); 
иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28 Закона);

требования, нормы и правила в области  охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим  методам контроля; 
ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; 
порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью (ст. 29 Закона); 
лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (ст. 30 Закона); 
экологическая сертификация (ст. 31 Закона).

Конституцией  РФ предусмотрено право граждан на достовернуюинформацию о состоянии окружающей среды. В части второй ст. 24 Основного закона записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Это одно из завоеваний демократии в корне изменило ситуацию, когда все экологические проблемы в стране были окружены завесой секретности. Конституцией установлена также ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (часть третья ст. 41). 
Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 (в ред. от 10.01.2003) предусматривает защиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях аварий и катастроф, информацию о безопасности населенных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну, доступ к данной информации не может быть ограничен. Государственная защита открытости экологической информации для населения страны обеспечила публичность сведениям, которые прежде сопровождались грифом "Для служебного пользования", "Совершенно секретно". 
Одним из критериев такой информации является ее достоверность.Достоверной считается заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Степень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля. 
Закон "Об информации, информатизации и защите информации" предусматривает способы реализации права на доступ ксоответствующей информации, а именно: 
пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет информация с ограниченным доступом); 
доступ физических лиц и юридических лиц к государственным информационным ресурсам служит основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии; 
органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес; 
отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суде; 
лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

3. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Рос-сии является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой государства его конституци-онных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основа-нии Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 ок-тября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже само-стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю-чена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом меха-низме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело-века.

В Конституции России предусмотрена система юридических га-рантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществлять-ся охрана таких прав:

судебная защита прав и свобод;

право обжалования  в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуп-равления, общественных объединений и должностных лиц;

право на получение  квалифицированной юридической по-мощи;

право на возмещение государством вреда, причиненного не-законными действиями (или бездействием) органов государ-ственной власти или их должностными лицами;

право обращения в  межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все  имеющиеся внутригосу-дарственные средства правовой защиты Конституция Российской Федерации 1993 г. - Ст.17..

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и  гражда-нина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защи-щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).

5.Защита экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах  защиты прав и законных интересов  граждан государственными органами исполнительной власти приобретает  особую значимость и остроту в  условиях, когда реализация гражданином  экологических прав зачастую зависит  от усмотрения администрации, а от-дельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защи-ты относятся:

а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеют-ся в виду полномочия общих судов по рассмотрению администра-тивных споров, а также возможная организация административ-ной юстиции);

б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой испол-нительной власти. Сюда следует отнести и президентский кон-троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен-ных органов;

в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений  и жалоб) в органы исполнительной власти;

г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон-ностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуп-равления;

д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с уче-том принципа разделения властей.

Административный  способ обжалования решений и  действий, нарушающих экологические  права граждан, регулируется Зако-ном РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.).

Закон предоставляет  истцу возможность выбора органа, в кото-рый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государст-венному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя-щие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в ме-сячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Закон определяет также  сроки обращения с жалобой  в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права  гражда-нина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд -- один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани-ном не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обраще-ния в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нару-шении его прав и закон наделяет суд правом восстановления про-пущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Ува-жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд-нившие получение информации об обжалованных действиях (ре-шениях) и их последствиях.

Информация о работе Экологические права человека