Экологические права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:34, доклад

Краткое описание

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Файлы: 1 файл

эк.права.docx

— 31.76 Кб (Скачать)

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обосно-ванна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовле-творить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

7.Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ

Важная роль в механизме  защиты экологических прав граждан  принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-пра-вовых актов, конституционность которых проверяет Конституци-онный Суд РФ. Это -- федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра-вительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.

Конституционный Суд  РФ осуществляет проверку конституционности  указанных актов, однако, не по собственной  инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный  Суд с за-просом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государ-ственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Наряду с проверкой  конституционности законов и  других актов, защита экологических  прав граждан в рамках Конституци-онного Суда связана с реализацией права граждан на конституци-онную жалобу. В соответствии с Законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” правом на обращение в Конституци-онный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нару-шение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежа-щим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст. 96).

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом консти-туционных экологических прав принимается одно из двух реше-ний: о признании закона либо отдельных его положений соответст-вующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или созда-ющими возможность не соответствующего Конституции истолко-вания судом или иным органом. В случае признания закона, при-мененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обыч-ном порядке.

Защита  экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

Нарушенные экологические  права человека и гражданина могут  быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в  соответствии со ст. 103 Конституции  РФ в целях обеспечения гарантий государ-ственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уваже-ния государственными органами, органами местного самоуправле-ния и должностными лицами.

Институт Уполномоченного  по правам человека, существующий в  более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных  органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается  на должность и осво-бождается от должности Государственной Думой в порядке, пред-усмотренном Федеральным конституционным законом от 26 фев-раля 1997 г. “Об Уполномоченном по правам человека в Россий-ской Федерации”. Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию между-народного сотрудничества в области прав человека, правовому про-свещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

9.Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граж-дане получили право обращаться за защитой нарушенных экологи-ческих прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.

Обращение направляется заявителем лично либо через адвока-та в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или не-посредственно в суд. В обращении указывается заявитель, прави-тельство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво-бод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.

Такими документами  могут быть ответы Генеральной прокурату-ры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европей-скую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстан-ции.

Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удосто-верится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавли-вает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвен-ции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязы-вает соответствующее государство принять в течение определенно-го времени предписанные ему решением Комитета меры. По исте-чении этого периода в случае невыполнения государством вынесен-ных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были пере-даны в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.

11 мая 1994 г. члены  Совета Европы приняли Протокол  № 11 к Европейской конвенции  о защите прав человека и  основных свобод, который предоставил  права индивиду, неправительствен-ным организациям и группам лиц направлять петиции непосред-ственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из сем-надцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются коми-тетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осущест-влением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.

Информация о работе Экологические права человека