Изменение фамилий, имен, отчеств: порядок гражданско - правовых последствий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы особую важность прибрели вопросы реализации гражданами своих личных прав, гарантированных им Конституцией Российской Федерации.
Одним из неотъемлемых и важных прав из них являются права на имя и на место жительства. Однако в реализации данных прав нередко граждане сталкиваются с проблемами.

Оглавление

Введение ….2
Глава I История возникновения и развития
фамилии, имени, отчества ..3
§1 « История возникновения фамилии, имени, отчества в России» ..3
§2 « Выбор,регистрация, фамилии, имени, отчества» ……………………....13
Глава II « Основания,порядок,последствия перемены фамилии, имени, отчества» .. 16
§1 «Законодатель о фамилии»…………………………………………………………...17
§2 « Основания и порядок перемены фамилии, имени, отчества» ……20
Заключение ...23
Библиография…………………………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 654.19 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение ….2

Глава I История возникновения и развития

фамилии, имени, отчества ..3

§1 « История возникновения фамилии, имени, отчества в России» ..3

§2 « Выбор,регистрация, фамилии, имени, отчества» ……………………....13

Глава II « Основания,порядок,последствия перемены фамилии, имени, отчества» .. 16

§1 «Законодатель о фамилии»…………………………………………………………...17

§2 « Основания и порядок перемены фамилии, имени, отчества» ……20

Заключение ...23

Библиография…………………………………………………………………………………….26

Приложение………………………………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы особую важность прибрели вопросы реализации гражданами своих личных прав, гарантированных  им Конституцией Российской Федерации.

Одним из неотъемлемых и  важных прав из них являются права  на имя и на место жительства. Однако в реализации данных прав нередко  граждане сталкиваются с проблемами.

Целью данной курсовой работы является раскрытие вопросов, связанных  с приобретением, переменой имени, фамилии и отчества.

Для достижения указанной цели в ходе исследования будет произведен анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации, затрагивающей  данную тематику.

В данной работе будет изложено много интересных исторических фактов развития и популярности имени в Российской Федерации.

Библиография  будет раскрывать источники информации, а приложения наглядно раскроют популярность имени в разных годах.

Данная работа проводится исключительно для дополнения знаний, в этой области. В первой главе я раскрою историю развития имени, фамилии и отчества в России и понятие на это право. Во второй главе мы познакомимся с порядком перемены имени, фамилии, отчества по закону и какие документы для этого потребуются, а так же как правильно составить заявление и куда его подать для выполнения этой цели.

Методы исследование основываются на анализе уже имеющихся данных в Конституции Российской федерации, учебнике «Гражданское право», Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовный  кодекс Российской Федерации и т.д.

 

 

Глава I     История возникновения и развития

§1 История возникновения и развития

фамилии, имени, отчества.

 

Право на имя – неотъемлемое право гражданина. В средние века выбор имени во многом определялся  сложившимися обычаями и религиозными установлениями, и зачастую имя отражало черты профессиональной деятельности человека. В России для обозначения  связи лица с отцом и конкретной семьей, наряду с личным именем использовались отчество и фамилия. Эти исторические традиции закреплены и в действующем  законодательстве, согласно которому имя гражданина включает в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.

Первое упоминание о зарождении паспортной системы  на  Руси,  как 

свидетельствует Лаврентьевская летопись1., относится к 945 году. Князь выдавал купцам, занимавшимся заграничной торговлей, грамоты, в которых были обозначены их корабли. Киевские и новгородские княжества положили начало учета населения. Кроме того, на территории древнерусского государства было установлено требование «знатка» — для каждого, не принадлежавшего к общине человека требовалось поручительство за него одного из членов общины.

Со второй половины XIII века, в период монголо-татарского ига, проводились  учеты населения в отдельных  русских княжествах для определения  размеров дани. А в конце XIII века в Новгороде лицам, выезжающим в  другие государства, и приезжавшим  иностранцам стали  выдавать «проезжие грамоты», которые были своеобразным удостоверением их личности. В XIV веке русские князья для всех иностранцев, въезжающих в Россию, и для русских подданных, отправляющихся за границу, выдавали «проезжие грамоты» и «отпускные жалованные грамоты».

«Отпускные» впервые упоминаются  с 1482 года. С этого времени выдача «отпускных» холопам получает большое  распространение. Кстати, само название «отпускных» документов использовалось и для грамот, которые выдавались иным лицам, получившим разрешение на отъезд с постоянного места жительства. В изданном в 1551 году крупнейшем нормативном акте церковного права «Стоглаве» было записано, что принимать на службу пришедших из других епархий священников и дьяконов можно только в том случае, если они имеют отпускные грамоты от архиерея по прежнему месту службы. Попов и дьяконов, не предъявлявших таких грамот, к службе допускать запрещалось.

Оформляли и регистрировали отпускные грамоты архиерейские тиуны — церковные чиновники, которые вместе с соборными старостами следили за священниками и церковными служителями, выполняли иные внутрицерковные полицейские функции. За выдачу отпускной грамоты без указания архиерея тиунам угрожало отстранение от должности и «великая опала» от митрополита.

Соборное Уложение 1649 года подтвердило полное закрепощение крестьян, предусматривалась выдача отпускных  грамот «дочерям, девкам и вдовам», которым вотчинники и помещики разрешали  выходить замуж в другие землевладения. При всем многообразии документов, свидетельствующих об освобождении крестьян и холопов (записи в переписных книгах, в духовных, купчих и прочих грамотах) «отпускные» оставались основными  документами, удостоверяющими личность отпущенного на волю человека.

Документом, удостоверяющим личность иностранцев, прибывших в  Россию, а также отъезжавших за границу русских подданных, становится «пашпорт». Для выдачи паспорта россиянину, состоявшему на службе, следовало представлять абшид, подписанный президентом соответствующей коллегии. Заграничные паспорта выдавались в Коллегии иностранных дел.

Основным государственным  органом, который вел учет населения  и контролировал его передвижение, стала полиция, для которой паспортное дело было одним из важнейших в  ее многопрофильной деятельности. Первые

паспорта — фактически без существенных изменений просуществовали  вплоть до февральской революции 1917 года. Паспортная система суживала

возможности передвижения населения. Устанавливался порядок, при котором  никто не мог изменить место жительства без разрешения соответствующих  властей. «Не пропускать «без пашпортов» проезжающих людей» — так было записано в наказе астраханскому  воеводе от 1710 года.

В это же время вводится обязательность «проезжих писем» или  «пашпортов» для всех свободных  жителей государства, отъезжающих  в другие местности страны: «Его Царского Величества указами опубликовано, чтоб никто никуда без пашпортов  или проезжих писем не ездили и  не ходили, но каждый имел от своего начальника пашпорт или пропускное письмо».

Кроме того, при Петре I широко использовались возможности переписи населения.

Следует отметить, что ревизии, называвшиеся часто «народными переписями», были единственным источником сведений о населении страны на протяжении почти полутора веков. В 1803 году появились  первые «печатные» (вместо рукописных) паспорта для купцов, мещан и крестьян с целью борьбы с использованием фальшивых паспортов.

С начала 30-х годов и  до конца XIX века основным законом, определяющим права и обязанности полиции  по осуществлению паспортного режима в империи, являлся Устав о  паспортах и беглых. Главное правило  Устава гласило, что никто не может  отлучаться от места постоянного  жительства без узаконенного вида или  паспорта. Не служившие на государственной службе дворяне могли не иметь паспортов, для них документом являлась грамота на дворянское достоинство.

В случае задержания лица с  просроченным паспортом полиция, подвергнув задержанного в административном порядке  аресту на двое-трое суток, высылала его  к месту прописки. Если задержанный, не имел узаконенного вида на жительство и ему не удавалось удостоверить свою личность, то с ним поступали как с бродягой. В дореволюционной России бродяжничество квалифицировалось как уголовное преступление и каралось ссылкой в Сибирь «на водворение».

В соответствии с Уложением  о наказаниях лицам, находящимся  под надзором полиции или общества, выдавались паспорта, в которых делалась отметка об их судимости, и указывались места, в которых ранее судимый не имел права появляться. В таком виде на жительство представлялся особый знак о судимости. Отмена крепостного права в 1861 году обусловила необходимость реформ паспортной системы. Крестьяне получили личную свободу, и вышли из-под надзора помещика.

Для выработки предложений  по усовершенствованию паспортной системы  в 1869 году была учреждена паспортная комиссия под председательством  статс-секретаря Сольского, однако предложения этой и создаваемых  позднее комиссий были реализованы  только в 1895 году.

С 1 января 1895 года в соответствии с Положением о видах на жительство началась выдача новых по форме документов. Вид на жительство удостоверял личность, служил средством контроля над передвижением из одной местности в другую, обеспечивал общий учет податных людей и контроль над сбором недоимок. Отныне в соответствии со специальной инструкцией МВД, в случае нахождения лица вне места своего постоянного проживания без паспорта, полиция выдавала ему на срок до шести месяцев свидетельство и предлагала вернуться к постоянному месту жительства. Если это требование не выполнялось, то полиция препровождала нарушителя принудительно.

Отменялась уголовная  ответственность за нарушение паспортного  режима.

Принятое Положение 1895 года разделило все население империи  на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы  и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки. Ко второй — мещане, ремесленники и сельские обыватели, то есть люди податных сословий.

На основании утвержденного  Положения от 5 июня 1895 года была проведена  первая всеобщая перепись населения  Российской империи.

Основным документом, регламентирующим процедуру паспортизации 

населения России, в первые годы XX века был Устав2. В соответствии с предписаниями Устава о паспортах лица, проживающие по месту постоянного жительства, не обязывались иметь паспорта.

Именной Высочайший Указ от 5 октября 1906 года отменил некоторые 

ограничения в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных

сословий. Указ предоставил  сельским обывателям и лицам других бывших

податных сословий свободу  избрания места постоянного жительства на одинаковых, указанных в Уставе о паспортах основаниях с лицами других

сословий. В то же время  обеспечение паспортного режима внутри империи 

усугублялось значительными  потоками лиц, выезжающих за границу.

Полиция выдавала всем желающим уехать за границу свидетельство  об отсутствии законных препятствий  к отъезду, которое прикладывалось к прошению на имя губернатора.

Заграничные паспорта выдавались без промедления сроком на пять лет  всем лицам старше двадцати лет. Контроль и учет за переездом границы 

осуществлялся на таможне.

Прибывающие в Россию иностранцы получали паспорт сроком на один год  с указанием места проживания. В период первой мировой войны  российское правительство ввело  некоторые ограничения о выдаче паспортов, связанные с военными условиями. Пришедшее к власти в 1917 году временное правительство отменило эти ограничения. Других изменений в регулирование паспортного режима оно не внесло, и Положение о видах на жительство 1894 года продолжало действовать до Великой Октябрьской революции.

10 ноября 1917 года Декрет  ВЦИК и СНК «Об уничтожении  сословий и гражданских чинов»  ликвидировал все сословные привилегии  и ограничения и провозгласил  равенство советских граждан.  Это коренным образом изменило  паспортный режим в стране. Крушение  Российской империи, революционные  потрясения, мировая и гражданская  войны вызвали перемещения больших  масс населения, в том числе  бывших военнообязанных, появление  беженцев и эмигрантов. Для решения  этих вопросов в составе НКВД  РСФСР, комиссариатов по внутренним  делам и исполкомов на местах  были созданы иностранные отделы. Они совместно с Народным комиссариатом  иностранных дел РСФСР вели  работу по обеспечению учета  и перемещению в свои страны  указанных категорий граждан.  Координировало эту деятельность  Центральное эвакуационное управление (Центрэвак) при СНК РСФСР.

Устанавливаемый порядок  въезда-выезда сводился к обязательному  получению всеми русскими иностранными гражданами специального разрешения (визы) на каждую поездку. 5 октября 1918 года Совнарком  РСФСР принял Декрет «О Трудовых книжках  для нетрудящихся». Трудовые книжки с более чем выразительным  лозунгом на обложке «Не трудящийся да не ест!» были не только средством  контроля над выполнением трудовых повинностей «буржуазными элементами», но и единственным документом для них, удостоверяющим личность. Выдача трудовых книжек, справок, свидетельств и других документов в соответствии с инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 года «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» возлагалась на милицию, а общее руководство этой работой осуществляли подотделы отделов управлений исполкомов.

В период гражданской войны  в России встал вопрос о едином документировании всех российских граждан. Первой такой попыткой была

Инструкция о порядке  выдачи паспортов и временных  свидетельств, объявленных приказом Главного Управления Советской рабоче-крестьянской милиции НКВД от 1 ноября 1920 года. Исключительное право выдачи паспортов и временных  свидетельств возлагалось на уездно-городские  и уездные управления милиции. Всем другим учреждениям запрещалась  выдача подобных документов.

Информация о работе Изменение фамилий, имен, отчеств: порядок гражданско - правовых последствий