История семейного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:44, контрольная работа

Краткое описание

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

Оглавление

Введение…..3
Семейное право России до Петра I…..3
Семейное право России периода Империи…..5
Семейное право России с 1917 по 1926 год….8
Семейное право России с 1926 по 1969 год….10
Семейное право России с 1969 по 1995 год…..12

Задача № 11……..14
Список использованной литературы….15

Файлы: 1 файл

Семейное право22.doc

— 109.50 Кб (Скачать)


Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей

экономики и права

 

Пермский филиал

 

Юридический факультет

Заочное отделение

Кафедра общих юридических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Семейное право»

 

 

 

Тема: История семейного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пермь

2004 год

 

 

Содержание:

 

 

Введение…..3

 

Семейное право  России до Петра I…..3

 

Семейное право России периода Империи…..5

 

Семейное право России с 1917 по 1926 год….8

 

Семейное право России с 1926 по 1969 год….10

 

Семейное право России с 1969 по 1995 год…..12

    

Задача № 11……..14

 

Список использованной литературы….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История семейного права.

 

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.

Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

 

Семейное право  России до Петра 1.

 

        Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. В различных источниках содержаться указания на несколько способов заключения брака. Среди них  наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать уговор с ней. Славяне, имели обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. Существуют многочисленные доказательства того, что в древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников.  У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом  согласие невесты на брак не требовалось, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Брак заключался по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками.

     Личные отношения между супругами во многом  зависели от формы брака. При похищении невеста становилась собственностью мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера. При купле невесты и особенно при заключении брака с приданным по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничивали власть мужа. Во-вторых, появляются уже первые признаки наделения жены личными правами. Власть мужа при этой форме брака была очень велика, хотя и не ограниченна.

      Развод в тот период производился свободно, есть основания полагать, что в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина.

      С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон – собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги.

         Христианство распространялось на Руси постепенно, и вытеснение византийским законодательством обычного семейного права происходило медленно. Церковное венчание, введенное в 11 в.,  практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимися пережитками язычества.  Церковь постоянно боролась с этими обычаями и пыталась утвердить каноническую форму брака.

        Согласно установлениям Кормчей книги, венчанию предшествовало обручение – сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались  о приданом. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью. Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как брак.

        Возраст вступления в брак был установлен: 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был предусмотрен, но священникам предписывалось отказываться венчать престарелых лиц. Также,  между вступающими в брак, не должно было быть «великой разницы в летах».

            Запрещались браки с близкими родственниками, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения. Нельзя было также вступить в брак при наличии другого нерасторгнутого брака.

             Взаимное согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. В действительности же в тот период согласие невесты практически не спрашивалось. Запрещалось вступать в четвертый брак. Венчание производилось только священником, обозначенным в венечной записи, в присутствии не менее двух свидетелей.

              Расторжение брака все более усложнялось. Православная церковь в принципе не признавала возможность развода.  В России формально существовавшие поводы к разводу заимствовались из византийского права, но не все они реально применялись. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние. Также поводами к разводу считались неспособность к брачному сожитию, бесплодие жены, безвестное отсутствие одного из супругов неизлечимая болезнь, например проказа, принятие одним из супругов монашества. В рассматриваемый период еще возможен был развод по обоюдному согласию супругов. Это прежде всего свидетельствует о том, что каноническое представление о природе брака как о таинстве еще недостаточно укрепилось в правосознании населения. В браке и разводе по взаимному согласию еще усматривается частно-правовой договорной элемент.

                 Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. Сам же церковный брак официально признается таинством. В этом понятии подчеркивается связь духовных и физических элементов брака. Однако духовная сторона христианского брака не получает существенного развития в России того периода. Она рассматривается достаточно примитивно и формально – только как общность религиозной жизни.  С этим связан и запрет на вступление в брак  с нехристианами.

        До московского периода замужние женщины пользовались относительной свободой, затем наступила так называемая эпоха терема, когда женщины из верхних слоев общества не общались практически ни с кем, кроме ближайших родственников.

          Семья в тот период напоминает маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью. Права власти, принадлежащие главе семьи, осуществлялись с помощью непосредственного принуждения без помощи иска или обращения к публичным властям. Домострой подробно наставляет мужа, как можно, и как нельзя бить жену. Формально же запрещенные убийства жены или лишение ее свободы довольно часто встречались в реальной жизни.

          Имущественные отношения супругов в России, отличались от имущественных отношений супругов Западной Европы в сторону признания за замужней женщиной большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жены имели свое имущество. Так, княгине Ольге принадлежал собственный город. При обручении в сговорной записи могли устанавливаться условия, определяющие права и обязанности супругов по поводу имущества в браке и после его прекращения. Во время брака муж владел и пользовался имуществом жены, но не мог им распоряжаться без ее согласия. В «Вопрошении Кириково» растрата имущества жены считалась тяжким проступком и поводом к разводу.

         Отношения между родителями и детьми строились на отцовской власти. Законность происхождения  еще не имела решающего значения, главным было признание ребенка своим отцом. Рождение ребенка от незамужней женщины, низшей по положению, не противоречило представлениям той эпохи. Связь же с замужней женщиной, равной, а кроме того, женой собственного брата, считалась не только аморальной, но и приравнивалась к кровосмешению.

     С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 г. Запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками матери.

         Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители формально никогда не имели, однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. Дети же, убившие родителей, подвергались смертной казни.

       Родители имели право отдавать детей в холопство. Также практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.

 

Семейное право России периода Империи.

 

        Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Прежде всего усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов, служащих для восполнения пробелов в каноническом праве.

        Решающее значение стало придаваться добровольному вступлению в брак. По указу Петра 1, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу, в том, не принуждали жениха и невесту к браку. Это положение затем получило закрепление в Своде Законов Российской Империи.

        Указом 1714 г. Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. Но эта попытка не увенчалась успехом.  При Петре I обручение становится расторжимым. Запрещается снабжать его сговорной записью и включать в нее условия о неустойке, если брак не состоится.

         В 1721 г. Православные христиане впервые получили в России возможность вступать в браки с христианами других конфессий. В связи с этим было установлено правило о том, что христианин другой конфессии вправе вступить в брак с православным, дав подписку о том, что  он не будет совращать супруга в свою веру и воспитывать детей в православии.

        В 1810 г. Синод составил перечень запрещенных  степеней родства. Согласно каноническим правилам запрещались браки восходящих, нисходящих, а также боковых родственников до седьмой степени включительно. До такой же степени запрещались браки и между свойственниками.

     В 1744 г. Указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. В 1830 г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак было необходимо получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. В противном случае, дети лишались права наследовать имущество, если родители их не простили. Лица, состоявшие на гражданской или военной службе, обязывались получить согласия на брак своего начальства. За брак, заключенный без такого разрешения, они подвергались дисциплинарному взысканию.

        Законодательство того периода знает и случаи ограничения брачной правоспособности в судебном порядке. Приговором суда запрещалось вступать в брак лицам, осужденным за двоебрачие, а также тому из супругов, брак с которым был расторгнут из-за его неспособности к брачной жизни. Согласно ст. 31 Законов гражданских, брак мог быть признан недействительным при совершении его в результате насилия или при сумасшествии одного или обоих супругов. Недействительным являлся брак между лицами, состоявшими в запрещенных степенях кровного или духовного родства или свойства; при наличии другого нерасторгнутого брака; с лицом старше 80 лет; с лицом духовного сословия, обреченным на безбрачие; православных с нехристианами.

       Развод в период империи становится все менее свободным. Развод по взаимному согласию прямо запрещается ст. 46 Законов гражданских. Поводами к разводу являлись: прелюбодеяние любого из супругов; двоебрачие; неспособность к брачному сожитию; безвестное отсутствие супруга свыше 5 лет, если оно не было вызвано виновным поведением  оставшегося супруга; покушение на жизнь супруга; принятие монашества; ссылка в каторжные работы с лишением всех прав состояния.

       Процедура развода была очень сложной. Бракоразводный процесс осуществлялся судами Духовных консисторий. Сам процесс носил смешанный состязательно-розыскной характер. Решение выносилось на основании формальной оценки доказательств, т.е. решающее значение придавалось не убедительности доказательств для судей, а наличию строго определенных доказательств, которыми, например, при прелюбодеянии, являлись показания двух или трех свидетелей-очевидцев.

Информация о работе История семейного права