Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Право, как качественно своеобразное целостное образование, имеет свою специфическую форму. Если под сущностью и содержанием права понимается все то, из чего состоит право и чем характеризуется его природа, то формой фиксируется его строение и границы, способы проявления вовне, самостоятельного существования, упорядочивания и функционирования.

Файлы: 1 файл

контрольная воп1 ист права.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

   «Принято  различать действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц:

   а)  действие нормативно-правового акта в пространстве означает территориальные пределы его распространения.

   б)  действие нормативно-правового акта во времени связано с проблемой  вступления его в силу и возможностями  его обратной силы.

   в) действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает пределы лиц, на кого распространяет свое действие акт. По общему правилу он распространяется на лиц на всей территории государства <…>»11.

   Нормативно-правовой акт - основной источник права в странах  романо-германской правовой семьи.

   С XIX в. в англосаксонской семье  заметно усиливаются позиции  такого источника права, как закон. В частности, это проявилось в  стремлении к созданию кодификаций (особенно в США).

   Первые  попытки создания кодификаций в  мусульманских странах относятся ко второй половине XIX в. Они завершились принятием в Османской империи, так называемой Маджаллы, охватывающей такие отрасли права, как гражданское и процессуальное право.

   Столь широкое использование нормативно-правовых актов в правовом регулировании объясняется рядом их существенных преимуществ в сравнении с другими источниками права: это, в частности, общий характер содержащихся в них предписаний, рассчитанных на многократное применение, возможность охвата широких сфер общественной жизни, относительная быстрота процедуры их принятия, изменения или отмены, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что заметно облегчает процесс поиска нужного документа для применения или реализации.

   Нормативный договор 

   «Нормативный  договор-соглашение  двух или более субъектов права,  в котором содержатся правовые нормы,  регулирующие их взаимоотношения»12.

   Нормативные договоры чаще всего заключаются  в публичных интересах, с целью  достижения общего блага. Договорные нормы  рассчитаны на длительное действие и  многократное применение. Причем правила, которые в них содержатся, регулируют поведение не только участников договора, но и иных субъектов.

   Договор заключается на следующих принципах:

   1) равенства сторон

   2) добровольности заключения

   3)автономии  (независимости) сторон 

   4)взаимной  ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства

   Нормативный договор как источник права более  всего распространен в международном, гражданском, трудовом, конституционном  праве и некоторых других отраслях.

   Помимо  этих основных источников права выделяют и другие - правовые идеи и доктрины, общие принципы права и религиозные догмы.

   Юридическая доктрина как источник права —  это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу.

     В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII-XIX вв.

   Религиозный памятник в качестве источника права — это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей.

   Общие принципы права представляют собой  исходные начала правовой системы, на которые юристы ссылаются при  отсутствии нормативного правового  акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания.  

Источники права в Российской Федерации

   Каждая  национальная система права, наряду с другими особенностями, отличается и своеобразием источников действующего права. Вместе с тем различные  национальные системы права, входящие в ту или иную правовую семью, имеют и некоторые общие черты, которые присущи и соответствующим источникам права.

   Из  всех известных истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации можно говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу применения.

   В Российской системе права роль правового  обычая незначительна. Но даже в нашей  стране в  масштабе отдельных регионов для регулирования некоторых видов общественных отношений используются нормы обычного права (обычаи портов, обычаи торгового мореплавания и т.д.)

   Статья 3 ФЗ РФ "О морских портах в Российской Федерации" гласит: «Обычаи морского порта представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством Российской Федерации»13.

   В действующем Гражданском кодексе  РФ, в статье 5 упоминается обычай делового оборота, т.е. «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

   В Российской Федерации источниками  права признаются договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры.

   Согласно  ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права международные договоры РФ являются со ставной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако приоритет применения актов международного права перед законами не означает их приоритета перед Конституцией.

   Международный договор – это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

   Нормоустанавливающее  значение имеет включенный в Конституцию  Российской Федерации Федеративный договор. Этим договором были разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов.

   Источниками права также могут быть различные  соглашения как разновидности договора. Так, многие сферы отношений между  краями, областями и входящими  в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов.

   Договоры  устанавливают нормы права и  в российском трудовом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор  – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях").

   Но  все же, как и для других стран  романо-германской правовой семьи для России наиболее характерным и распространенным источником права является нормативный акт.

   Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической  соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.

   На  вершине этой пирамиды находится  Конституция России. Это универсальный  нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция  содержит нормы наиболее общего характера, закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

   На  уровень ниже находятся федеральные  законы. Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

   Конституционные федеральные законы принимаются  по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, о введении чрезвычайного положения, военного положения, о принятии и образовании новых субъектов федерации и об изменении их статуса, о Государственном флаге, гербе, гимне, о правительстве, о судебной системе и высших судебных инстанциях.

   Федеральные законы обладают высшей юридической  силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства - парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.

   На  следующем уровне иерархии нормативных актов находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам.

   Далее по нисходящей находятся постановления  Правительства. Указанные акты подписываются  Председателем Правительства. Постановления Правительства, так же как и указы Президента РФ, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания, кроме того, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента России.

   Низшим  уровнем федеральной системы  нормативных актов являются ведомственные  нормативно-правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органами исполнительной власти и имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

   Определенную  подсистему представляют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления. Акты субъектов  федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных  актов. Ими являются законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. По предметам совместного ведения краевые, областные, республиканские, окружные законы принимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут им противоречить Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее - постановления и распоряжения правительств.

   Органы  местного самоуправления вправе принимать  нормативные решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных  образований. К числу этих актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения и т. п. 

   Акты  органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

Информация о работе Источники права