Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 20:21, курсовая работа
Демократия широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Особенности Конституционного права РФ 5
2 Источники Конституционного права 12
Заключение 21
Глоссарий 24
Список использованных источников 26
Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их положений), разрешаются Конституционным Судом РФ. Если Суд признаёт их не соответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.
К
числе источников конституционного
права относятся правовые акты, принимаемые
Содружеством Независимых Государств,
одним из членов которого является Россия,
а также Союзом России и Белоруссии и других
объединений части государств СНГ и России.
Такие акты, ещё не вошедшие в практику,
в будущем, возможно, будут приниматься
Межпарламентской
Ассамблеей, Парламентским Собранием
Союза России и Белоруссии и наднациональными
исполнительными и судебными органами.
Процедура их принятия и юридическая сила
пока не определены.
В
практику РФ всё шире входят внутренние
договоры и соглашения.
Важным источником конституционного права
остаётся Федеративный Договор от 31 марта
1992 г., которым были закреплены основы
взаимоотношений РФ и её субъектов. Другой
пример: Договор между РФ и Республикой
Татарстан 1994 г., которым было проведено
разграничение предметов ведения и взаимное
делегирование полномочий между органами
государственной власти Федерации и Республики
Татарстан. Ряд субъектов Федерации заключили
между собой соглашения по конкретным
вопросам, в которых содержатся отдельные
конституционно - правовые нормы.4
Особое
место среди источников конституционного
права занимают
Декларации: например, Декларация о государственном
суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация
о языках народов России от 25 октября 1991
г.,
Декларация прав и свобод человека и гражданина
от 22 ноября 1991 г.
Такого
рода Декларации имеют конституционно
- правовое значение. В них формулируются
принципы, обязательные для всего
конституционно - правового развития
государства. В них, как правило,
провозглашаются новые
Нынешняя
Конституция РФ не содержит какого
- либо упоминания о праве Федерального
Собрания принимать декларации, об их
юридической силе и о порядке принятия.
Но поскольку это и не исключено, можно
сделать вывод, что парламент вправе принимать
подобного рода акты без притязания на
их высшую юридическую силу и без соблюдения
обычной законодательной процедуры.
2.3.
Указы и распоряжения
Президента РФ, Регламенты
палат Федерального
Собрания, Постановления
Правительства - как
источники конституционного
права
К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно - правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента. Такие акты обычны для главы государства. В Конституции указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории РФ и что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законом. Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом.
Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого - то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издаёт указы в пределах своей компетенции, однако в нынешнее время, когда Государственная Дума ещё не успела рассмотреть необходимые законы в соответствии с Конституцией, Президент вынужден издавать нормативные указы по широкому кругу вопросов, которые сохраняют своё действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы. Противники этой формы актов опасаются, что “указное право” может подменить собой законы. Но для таких опасений нет серьёзных оснований, т.к. речь идёт об актах явно временного характера и легко отменяемых путём принятия законов.
Распоряжения Президента сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые всё же встречаются. Так, распоряжение Президента РФ “Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью” от 26 июля
1995 г.
вносит серьёзные нормативные
изменения и дополнения в
распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” от 23 мая 1996 г. Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти, например: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г., Положение об Администрации Президента РФ от 2 октября 1996 г. с изменениями, Положение о полномочном представителе Президента РФ в регионе РФ от 9 июля 1997 г. Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией РФ каждой палатой для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса. Это нормативные акты с внутренней сферой применения. К источникам конституционного права относятся также Постановления Правительства. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ (ст. 115 Конституции). Но не все Постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного
права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы. Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению РФ (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции).5
Права,
свободы и обязанности человека
и гражданина, правовой статус организации
регламентируется также правовыми
актами, издаваемыми такими федеральными
органами исполнительной власти, как
министерства, Госкомитеты и ведомства.
Однако для того, чтобы такие акты имели
правовые последствия, они должны быть
зарегистрированы в Министерстве юстиции
и обязательно опубликованы в официальных
изданиях. Но, к сожалению, министерства
и ведомства часто оставляют свои акты
без государственной регистрации и опубликования.
Таким
образом, источниками конституционного
права являются нормативные правовые
акты, посредством которых
Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права, главным законом, находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов, она устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционного – правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами - напротив, создаёт принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно – правового регулирования.
Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание всё же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство.
Я считаю, что молодёжь должна (и даже обязана) знать Конституцию своей страны не только для сдачи экзаменов и зачётов, но и в целях культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей, определения своих места и роли в обществе.
Знание Конституции страны необходимо её гражданам, чтобы:
· осознавать свои права и свободы, предоставляемые Основным Законом;
· применять конституционно закреплённые права в собственных интересах и в интересах сограждан;
· использовать реальные возможности правовой защиты своих интересов,
гражданских прав и свобод.
В заключение хочется подчеркнуть, что источниками конституционного права являются только те документы, которые содержат нормы государственного права.
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют колоссальное значение для укрепления правового государства. Совершенство рассмотренных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Усовершенствования источников конституционного права современной России должно быть следующим:
1.
При улучшении форм права надо
внимательно учитывать
2. В конституционном праве РФ необходимо зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Кроме того, необходимо принять федеральный конституционный закон, в котором необходимо отразить процедуру заключения, и расторжения договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения и полномочий в соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Конституционное право | Ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления |
2 | Конституция РФ | Единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъект государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека гражданина |
3 | Источники конституционного права | Правовые акты,
посредством которых |
4 | Юридическая сила конституции | Совокупность ее материально правовых и формально – правовых свойств |
5 | Высшая юридическая сила Конституции | Означает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить конституции, что гарантирует особыми средствами ее охраны |
6 | Закон | это общепринятая нравственная норма, обязательная для исполнения. |
7 | Нормативный правовой акт | документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. |
8 | Кодекс | (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли |
9 | Устав | свод правил,
регулирующих организацию и порядок
деятельности в какой-либо определенной
сфере отношений или какого- |
10 | Постановление | это правовой
акт, принимаемый высшими и |