Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 20:21, курсовая работа
Демократия широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Особенности Конституционного права РФ 5
2 Источники Конституционного права 12
Заключение 21
Глоссарий 24
Список использованных источников 26
Анализ
системы отрасли
В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно - правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно - правовыми институтами существует такая правовая форма воздействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.
Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержится исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно - правовых институтов.2
На
следующем месте стоит
Конституционно правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создаёт предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в РФ национально - государственные и государственно - территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.
При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о её соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.
Система
отрасли конституционного права
предопределяется объективными факторами.
Однако она выявляется и формируется путём
теоретических исследований, а потому
субъективный фактор играет главенствующую
роль при характеристике её составных
элементов. Система конституции – категория
субъективная, поскольку систематизация
конституционных норм осуществляется
законодателем. Однако последний осуществляет
её не произвольно, а с учётом и на основе
воспринятых им субъективных связей, существующих
в сфере регулируемых конституционно
- правовыми нормами общественных отношений,
их системности. Исходя из этого, сама
группировка норм в институты, содержащаяся
в конституции, имеет нормативное значение,
и её нельзя произвольно отбрасывать при
определении системы отрасли конституционного
права, хотя и не каждый элемент системы
конституции выступает как самостоятельный
элемент системы отрасли. Принятая в конституции
группировка норм не может полностью совпадать
со структурой отрасли. Хотя основы систем
общие, но закономерности их формирования
имеют особенности.
Формы конституционного
права составляют своеобразную иерархию,
в которой одни акты выполняют
роль актов более высокой
Признание того или иного акта источником права влечёт за собой определённые правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для гражданина какие - то права и обязанности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании, но и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод гражданина, например, может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком её принятия и изменения.
Когда
об источниках права говорят как
о форме правовых актов, то обычно
используют термин “источник права
в юридическом смысле”. Таким
путём это понятие
В общей теории права принято различать источники права в материальном и формальном, юридическом смыслах.
В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно - правовые нормы.3
К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относят
только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.
Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестаёт считаться источником действующего права.
Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.
Закрепление
конституционно - правовой нормы в
акте того или иного вида не произвольно,
а подчинено объективным
Среди
актов первого вида особое место
занимает Конституция Российской Федерации.
Она является основным источником отрасли
конституционного права.
2. 1. Конституция РФ - как основной источник конституционного права.
Конституция - основной закон всякого государства. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определённые нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждается в дополнительном регулировании. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения её статей, в чём проявляется её исключительность по сравнению с обычными законами.
В России действующая Конституция регламентирует широкий круг вопросов, и особенно тех, которые связаны с закреплением основных прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права.
Эта роль Конституции России обусловлена следующим:
· В Конституции устанавливаются конституционно - правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно – правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.
·
Конституция характеризуется
· Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить её Конституции (ст. 15).
· В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
·
Значение Конституции как основного
источника отрасли
· Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Его нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Придание Конституции статуса закона прямого действия означает, что она может непосредственным образом, т.е. без привлечения других законов, правовых актов, применяться судебными органами в процессе рассмотрения ими дел, если положения Конституции распространяются на данные дела. Благодаря принципу прямого действия Конституции России в ряде случаев для истцов, возбуждающих судебное дело, ответчиков по делу, обвинителей и судей достаточно использовать только один свод положений закона в виде Конституции.
Наряду
с Конституцией РФ, принятой в 1993 г.,
действуют конституции
Аналогичной
юридической силой на своей территории
обладают уставы других субъектов РФ
(края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа),
что вытекает из принципа равноправия
субъектов РФ (ч.1 ст. 5 Конституции РФ).
2.2. Законы, договоры, соглашения и декларации - как источники конституционного права
К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно - правовые нормы. Закон должен быть наиболее распространённой формой установления конституционно - правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.
Конституцией
указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные
законы не могут противоречить
Конституционные законы, как это вытекает
из текста Конституции, должны приниматься
по важнейшим вопросам, затрагивающим
права и свободы граждан, правомочия государства.
Такие законы могут приниматься только
по вопросам, предусмотренным Конституцией;
этих вопросов 15, но приняты пока не все
федеральные конституционные законы.
Федеральные конституционные законы не
могут изменять Конституцию и не являются
частью Конституции.
Источниками
конституционного права являются также
законы, издаваемые законодательными
органами субъектов РФ в соответствии
с ч. 2 ст.
5 Конституции РФ и соответствующих конституций
и уставов субъектов
Федерации.
Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры и соглашения.
Следует
различать международные
Заключение
РФ договоров с другими
Федеральным законом о международных
договорах РФ от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает,
что положения официально опубликованных
международных договоров РФ, не требующие
издания внутригосударственных актов
для применения, действуют в РФ непосредственно.
Для осуществления иных положений международных
договоров РФ принимаются соответствующие
правовые акты. Законом устанавливаются
порядок ратификации международных договоров,
порядок присоединения РФ к международным
договорам, вступление в силу, выполнение,
прекращение и приостановление действия
международных договоров.