Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:22, курсовая работа
КУРПроблема была изучена такими исследователями и практикующими юристами как: В.А. Дозорцев, Ю.Л. Фадеев, Л.А. Трахтенгерц, Ю.А. Малахов, О.В. Новосельцев, И.В. Свечникова, А.П. Сергеев и рядом других.
Цель работы: изучение особенностей интеллектуальной собственности как объекта гражданских прав.
Введение. 3
1. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКУТАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ . 5
1.1 Понятие интеллектуальной собственности в гражданском праве. 5
1.2 Классификация интеллектуальной собственности. 8
2. ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. 11
2.1. Результаты интеллектуальной собственности.
2.1.1 Результаты творческой деятельности, охраняемые авторским правом. 11
2.1.2 Результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые патентным правом. 17
2.2. Средства индивидуализации. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Изобретение – это техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Объектами изобретений, относящиеся к продукту, являются: 1) новое устройство (например, станок, механизм, инструмент и другие); 2) новое вещество (сплав, смесь, раствор и другие); 3) новые штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных, то есть наследственно-однородные культуры бактерий, вирусов, водорослей, и другие, продуцирующие полезные вещества или используемые непосредственно.
Не считаются изобретениями:
1. Открытия, а также научные теории и математические методы.
2. Решения, касающиеся
только внешнего вида изделий
и направленные на
3. Правила и методы
игр, интеллектуальной или
4. Программы для электронных вычислительных машин.
5. Решения, заключающиеся в представлении информации.
Приведем пример, когда патентование не состоялось и фирмы понесли убытки.
Две российские фирмы изготавляли и устанавливали металлические двери. Одна из фирм – АОЗТ – «Прогресс» сумела получить патент на особую конструкцию замка, встроенного в дверь, и решила получить дополнительный доход от продажи лицензии на право использовать свое изобретение, подав иск на другую фирму – ЧП «Клин», выпускавшую аналогичную продукцию. Однако ответчик в суде потребовал признать патент недействительным. Основанием для таких претензий стала рекламная листовка, которую АОЗТ распространяла в начале своей деятельности, рекламируя удачную схему замка, не подав заявку в Роспатент.
Встречный иск стал полной неожиданностью для АОЗТ «Прогресс», и было решено предложить мировую в форме безвозмездной лицензии, что сохраняло патент и позволяло обеим фирма продолжать свою деятельность. Однако для ЧП «Клин» желание проучить конкурента было дороже, чем просчитать свои возможные потери. На переговорах каждая сторона не думала обо всех последствиях и стояла на своем. ЧП «Клин»пыталось получить патент самостоятельно, но некоторые усовершенствования были недостаточны по сравнению с хоть и признанным недействительным, но опубликованным патентом АОЗТ «Прогресс». В результате удачную конструкцию двери стали копировать другие фирмы, запретить им было невозможно, ведь патентование не состоялось. Цены на такие двери упали, и обе конкурирующие фирмы понесли убытки13.
Изобретением называется
прежде всего решение технической
задачи. Согласно Патентному закону РФ
изобретению предоставляется
Изобретательский уровень изобретения имеется, если составляющие его новые признаки явным для специалиста образом не следуют из уровня техники.
Промышленная
применимость изобретения
Устройства (детали, приспособления, установки), которые обладают новизной и промышленной применимостью, но не обладают изобретательским уровнем согласно Патентному закону РФ подлежат правовой охране как полезные модели.
Полезная модель – техническое решение, относящееся к устройству. В качестве полезных моделей правовая охрана не предоставляется:
1. Решениям, касающимся
только внешнего вида изделий
и направленным на
2. Топологиям интегральных микросхем;
3. Решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.
Промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки) или составлять их сочетание. Объемные промышленные образцы представляют собой композицию, в основе которой лежит объемно-пространственная структура, например художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид станка, сельскохозяйственной машины, мотоцикла, подвесного лодочного мотора и т.д. Плоскостные промышленные образцы характеризуются двухмерным линейно-цвето-графическим соотношением элементов и фактически не обладают объемом (конфигурация, орнамент, сочетание цветов), например художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид ковра, косынки, платка, ткани и т.д.
Комбинированные промышленные
образцы характеризуются
Поэтому критериями охраноспособности изобретения являются: а) новизна; б) изобретательский уровень; в) промышленная применимость.
Изобретение – это объективно существующее явление, которое в самом общем виде можно определить как творческое техническое решение задачи.
Изобретением может считаться всякий достигнутый человеком творческий результат, суть которого состоит в нахождении конкретных средств решения задачи, возникшей в сфере практической деятельности.
Новизна технического решения изобретения имеется, если на дату подачи заявки на выдачу патента оно неизвестно из уровня техники неопределенному кругу лиц настолько, что специалисты не могли бы воспроизвести его. Под уровнем техники понимают совокупность любых технических сведений, ставших общедоступными в мире. Для признания охраноспособности изобретения требуется наличие мировой (абсолютной) новизны.
Не признаются патентоспособными
промышленными образцами
1. Обусловленные чисто технической функцией изделия.
2. Объектов архитектуры
(кроме малых архитектурных
3. Объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.
4. Изделий, противоречащих
общественным интересам,
Художественно-конструкторское решение должно придавать изделию эстетические или эргономические свойства. Если такое решение является новым, оригинальным и промышленно применимым, то оно подлежит правовой охране как промышленный образец.
Критериями охраноспособности
промышленного образца
Новизна у промышленного образца имеется, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические или эргономические особенности изделия, неизвестна из общедоступных сведений в мире до даты установления приоритета. Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия. Промышленный образец промышленно применим, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления изделия.
Таким образом, патентное право охраняет и защищает только запатентованные объекты промышленной собственности.
Все объекты средств индивидуализации можно разделить на две группы: средства индивидуализации юридических лиц (к ним относятся фирменные наименования) и средства индивидуализации товаров, работ, услуг (это товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров).
Фирменные наименования
Действующее российское законодательство не содержит определения фирменного наименования.
Отдельные нормы разных правовых актов указывают на содержание фирменного наименования и его признаки, которые зачастую зависят от субъекта права и от основной функции фирменного наименования – индивидуализации отдельных участников гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 4 статьи 54 ГК РФ:
«Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование».
Таким образом, можно сделать вывод, что наименования (названия) других участников гражданского оборота (включая наименования юридических лиц, не относящихся к коммерческим организациям) фирменными наименованиями не являются.
Структура фирменного наименования состоит из двух составляющих: сведения об организационно-правовой форме юридического лица; собственно наименование.
Это положение установлено нормами ГК РФ и специальными законами, регулирующими деятельность коммерческих организаций, а также подтверждено выводами судебно-арбитражной практики. Так, в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 9 марта 2004 года по делу № КГ-А40/67-0414 сказано: «Наименование юридического лица состоит из двух частей – собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица».
Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа, различных аббревиатур и тому подобное.
Под фирменным наименованием юридическое лицо выступает в коммерческом обороте. В качестве фирменного наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание, за исключением некоторых установленных законом ограничений.
Так, в частности, специальными правовыми актами регулируется использование таких наименований, как «Россия», «Российская Федерация», «Москва», и производных от них слов и словосочетаний15.
В отношении некоторых
обозначений, которые могут быть
включены в фирменные наименования,
тоже существуют определенные правила,
устанавливающие порядок и
Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. Итак, фирменное наименование должно:
1. Обладать различительной способностью.
Другими словами, фирменное наименование должно быть новым и отличным от других, для того чтобы исключить смешение его правообладателя в хозяйственном обороте с иными коммерческими организациями, осуществляющими аналогичную деятельность. В противном случае фирменное наименование не может выполнять свою основную функцию – средства индивидуализации юридического лица.
При несоблюдении данных положений суд может признать незаконным использование фирменного наименования юридическим лицом. Например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2005 года по делу № Ф08-4002/2005 установлено, что наличие в фирменном наименовании ответчика словосочетания, сходного с фирменным наименованием истца до степени смешения, нарушает права и законные интересы истца, имеющего исключительное право на использование товарного знака17.
2. Содержать указание на организационно-правовую форму.
В силу требований пункта 2 статьи 87 ГК РФ, пункта 2 статьи 96 ГК РФ, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» фирменное наименование акционерного общества должно содержать обязательную часть, то есть указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое), а общества с ограниченной ответственностью - слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО. Это подтверждено судебно-арбитражной практикой18.
3. Быть истинным.
Пункт 7 Положения о фирме запрещает включать в фирменное наименование данные, способные ввести в заблуждение: «Не дозволяется включать в фирму обозначения, способные ввести в заблуждение». То есть название фирмы должно отражать только те сведения, которые соответствуют действительности. Фирменное наименование должно являться правдивой характеристикой деятельности организации и не вводить в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции.
Приведем пример из судебной практики. Согласно свидетельству на товарный знак № 152491, выданному 30 апреля 1997 года Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам, ЗАО «Энерпред» является владельцем товарного знака в виде обозначения «ЭНЕРПРЕД» в отношении 7, 8, 9, 12, 17 классов товаров по Международной классификации товаров и услуг.
6 июня 2001 года было зарегистрировано ЗАО «Корпорация «Энерпред».
Информация о работе Интеллектуальная собственность, как объект гражданского права