Институт наследования по закону

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 06:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы анализ правовых аспектов института наследования по закону.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДОВАНИИ ПО ЗАКОНУ 5
1.1. Понятие наследования и наследственного правоотношения 5
1.2. Условия наследования по закону 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНУ 18
2.1. Круг наследников по закону 18
2.2. Наследование выморочного имущества 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

по закону.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Однако целостное толкование ст. 6 упомянутого акта приводит к иному заключению. При таком подходе вывод о том, что момент перехода наследства в собственность государства связан с получением свидетельства о праве на наследство, представляется имеющим частное, но не общее, установочное значение.

По смыслу указанной статьи решен вопрос о моменте перехода наследства к государству. По истечении шестимесячного срока для принятия наследства, оговоренного ч. 1 ст. 6, имущество признается выморочным и переходит в собственность государства в силу самого закона. С переходом выморочного наследства к государству устраняется неопределенность правового статуса имущества, правообладатель которого умер, если его правопреемники не заявили о своих правах на наследство.

Рассмотрим, например, ситуацию, на которую рассчитаны определенные положения этой статьи. Наследство открылось до введения в действие ч. 3 ГК РФ. На день введения ее в действие оно не было принято никем из лиц, признаваемых наследниками в соответствии с прежним законом, и свидетельство о праве наследования выморочного имущества еще не было выдано государству. Право на наследство заявлено лицами из круга наследников по закону «новых» очередей и, снабженное обратной силой, предоставлено им новым законом. В этом случае наследство действительно не может считаться перешедшим к государству, но не потому, что государством не было получено свидетельство о праве на выморочное имущество, а поскольку при наличии наследников по закону и принятии ими наследства отпадают основания перехода наследства как выморочного к государству. Для этого случая верно утверждение, что имущество не перешло к государству, не получившему свидетельство о праве на наследство.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате также не предписывают обязанности государства получить свидетельство о праве на выморочное наследство. Правила Инструкции от 19.12.1984 № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» исходят из признания свидетельства о праве на наследство правоподтверждающим, но не правоустанавливающим документом. Пункт 5 указанной Инструкции закрепляет, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство, выдаваемое нотариальным органом налоговому органу, но не предусматривает обязанности государственного органа получить соответствующее свидетельство.

Вместе с тем необходимость распоряжения приобретенным по наследству недвижимым имуществом требует государственной регистрации прав на недвижимость, например в отношении прав на ценные бумаги. Но и при таких обстоятельствах вряд ли можно согласиться с высказанным в научной литературе мнением, что получение государством в лице соответствующих органов свидетельства о праве наследования выморочного имущества – обязанность, оговоренная законом[22]. В специальном законе о порядке наследования выморочного имущества может быть указана обязанность получения свидетельства в целях необходимого подтверждения перехода наследства к государству и перечислены соответствующие государственные органы, на которые будет возложена данная обязанность.

И здесь возникает вопрос относительно возможности приобретения права собственности на вещь, входящую в состав выморочного имущества, в случае, когда государство не оформило своих наследственных прав и права собственности на подобное имущество. В силу ст. 1163 ГК РФ наследник вправе в любое время по истечении шести месяцев с момента смерти наследодателя потребовать выдачи ему свидетельства о праве на наследство.

Возникновение права собственности на наследственное имущество не связано с получением свидетельства, а также с государственной регистрацией права наследника на имущество. Наследство принадлежит наследнику со дня открытия наследства. По общему правилу для этого достаточно выражения воли наследника на принятие наследства. Воля государства на принятие выморочного имущества выражена изначально путем закрепления в законодательстве правила о переходе к нему этого имущества. Бесхозяйным же может быть признано имущество, не имеющее собственника, собственник которого неизвестен, а также если собственник от своего права отказался. Таким образом, установленная законодателем презумпция не позволяет говорить о неизвестности собственника, даже когда права государства на вещь не оформлены.

То обстоятельство, что государство не должно выражать волю на принятие наследства, не означает, что оно становится собственником имущества автоматически и не нуждается в оформлении своих прав. Российской Федерации выдается свидетельство о праве на наследство (ст. 1162 ГК РФ). Форма такого свидетельства утверждена Приказом Минюста России от 10.04.2002 № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».

По-видимому, цель нормы ч. 3 ст. 1151 ГК РФ состоит в установлении общих контуров порядка наследования, а также учета имущества, поступающего в собственность Российской Федерации как выморочного. Главным обстоятельством в данном случае правомерно назвать указание на то, что соответствующая регламентация может быть достигнута с помощью особого закона. Однако до настоящего времени специальный федеральный закон не принят. Вопросы наследования выморочного имущества до сих пор регламентируются нормативными актами 1984 г., которые «не только не учитывают очевидной специфики выморочного имущества, связанной с универсальностью его правопреемства, не различают его обращение в пользу государства, например с конфискованным имуществом, но и вообще не знакомы с понятием «выморочное имущество», используя термин «имущество», перешедшее по праву наследования государству»[23].

Помимо этого, до сих пор не определен порядок розыска наследников умершего. Если ближайших родственников (детей, родителей, супруга) еще можно разыскать через органы загса или органы внутренних дел, то как быть с родственниками, о которых отсутствуют какие-либо сведения? Ведь информации о наследниках, указанных в ст. 1145 ГК РФ, нет ни в одних картотеках загса или органов внутренних дел. И найти их, на мой взгляд, не представляется возможным. Это суждение подтверждается некоторыми моментами, когда во время подачи документов о вступлении в наследство по закону за государством в нотариальные органы (а документы передаются нотариусам только в том случае, когда есть достаточные основания полагать, что у умершего нет наследников ни по закону, ни по завещанию) в адрес комитета по управлению имуществом приходят судебные повестки, в которых комитет выступает в качестве ответчика. И возникает ситуация, когда на одно и то же имущество претендуют на вполне законных основаниях два субъекта правоотношений: гражданин и государство.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Возрождение и законодательное закрепление частного права положены в основу государственного строительства, в фундамент глобального формирования нового законодательства. Данные конституирующие доктринальные положения отражаются на всех без исключения юридических институтах[24], в том числе и на наследственных правоотношениях. За всю историю развития рассматриваемого института в настоящее время в Российской Федерации создаются самые благоприятные условия для реального осуществления субъективных прав на имущество, переходящее в порядке наследования, в основе которых лежит принцип справедливости.

За последние девяносто лет институт наследования претерпел кардинальные изменения в вопросе круга наследников по закону и их распределения по очередям. Одним из основных изменений в наследственном праве стало значительное расширение числа потенциальных наследников по закону. В третьей части нового Гражданского кодекса РФ учтены интересы практически всех родственников (ст. 1141 – 1150). В соответствии с принципом защиты интересов близких родственников количество очередей увеличилось до восьми.

В настоящее время п. 2 ст. 1142 ГК РФ относит к наследникам первой, второй и третьей очередей внуков наследодателя и их потомков, детей полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя, т.е. племянников и племянниц наследодателя (п. 2 ст. 1144), двоюродных братьев и сестер. Данные лица наследуют по так называемому праву представления, когда наследники по закону соответствующих очередей (первой, второй или третьей) умерли до открытия наследства или одновременно с наследодателем (ст. 1146 ГК РФ). В качестве наследников пятой очереди призываются родственники четвертой степени родства – дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные бабушки и дедушки) (п. 2 ст. 1145 ГК РФ). Наследниками шестой очереди выступают родственники пятой степени родства – дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). В качестве наследников восьмой очереди выступают нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, которые не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним (п. 2, 3 ст. 1148 ГК РФ).

В целом круг и состав субъектов наследственных отношений значительно расширился. Данное принципиальное нововведение позволяет максимально полно обеспечить частные интересы, справедливо соотнести интересы граждан и государства при наследовании.

Если отсутствуют наследники предшествующих очередей, либо они отказались от наследования, либо признаны недостойными наследниками, то к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя. В этой ситуации обнаруживается некоторая непоследовательность законодателя. На сегодня ни Гражданский кодекс РФ, ни Семейный кодекс РФ не содержат определений понятий «отчим», «мачеха», «пасынок» и «падчерица». Исходя из общего употребления, отчим – это неродной отец, муж матери по отношению к ее детям от предыдущего брака; мачеха – неродная мать, жена отца по отношению к его детям от прежнего брака; падчерица – неродная дочь одного из супругов; пасынок – неродной сын одного из супругов[25].

Также не в полной мере в законе определен круг их прав и обязанностей, за исключением отдельных случаев (см., в частности, ст. 97 СК РФ). При этом п. 1 ст. 1147 ГК РФ приравнивает усыновленных и усыновителей к кровным родственникам. Как представляется, данное положение не вполне отражает значение перечисленных субъектов для наследодателя. Даже если отчим и мачеха не являются усыновителями, скорее всего, пасынки и (или) падчерицы находились в том числе и на их содержании, тесно общались друг с другом, помогали и уделяли друг другу особое внимание, делились переживаниями, личными и бытовыми проблемами. В свою очередь, отчим и (или) мачеха, по сути, заменили наследодателю родителей и несли бремя содержания, заботы и ответственности за его воспитание и образование. Их роль в жизни и взрослении наследодателя неоценима, как неоценима роль отца и матери для ребенка. Поэтому, исходя из фактического положения этих субъектов, согласно определяющему этическому и правовому принципу справедливости пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя должны быть отнесены законодателем не к одной из последних очередей наследников по закону, а по крайней мере ко второй очереди.

Более того, если говорить о справедливом балансе прав и обязанностей участников гражданско-правовых отношений, следует обратить особое внимание на категорию, в этом смысле обойденную законодателем. Речь идет о правовом статусе фактического воспитателя в отношениях, связанных с наследованием по закону. В ГК РФ названное понятие отсутствует. Семейный кодекс РФ определяет фактических воспитателей как лиц, осуществлявших действительное (фактическое) воспитание и содержание несовершеннолетних детей, не включая в их число законных опекунов и приемных родителей (п. 3 ст. 96 СК РФ). При этом фактическим воспитателем может быть любой родственник или свойственник наследодателя, а также иное лицо, которое фактически несло на себе бремя материального содержания, моральной ответственности за воспитанника.

Поэтому необходимо, на наш взгляд: а) включить в число наследников по закону фактических воспитателей; б) отнести фактических воспитателей ко второй очереди наследования по закону.

Таким образом, наследственное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. В круг наследников по закону должны входить не только близкие и дальние родственники, а также лица, связанные отношениями свойства, но и лица, фактически заменившие наследодателю родителей. Это изменение позволит соблюсти необходимое равновесие прав и обязанностей указанных субъектов семейных отношений, что, в свою очередь, является частным воплощением справедливости в праве.

 

Список использованных нормативных актов и                 литературы

 

Нормативные акты

 

1.                  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: офиц. Текст. – М.: Инфра-М, 2009. – 54 с.

2.                  Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 17) // Российская газета. 1998. 10 дек.; Протокол N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 20. Ст. 2143.

3.                  Гражданский кодекс Российской Федерации, часть третья от 26 ноября 2001 г. // СЗ РФ – 2001. –  №49

4.                  Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ / / Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1 – ст. 16

5.                  Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ / / Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – ст. 3824

6.                  Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138- / / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46. – ст. 4532

7.                  Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I / / Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.- 1993, – № 10. – ст. 357.

8.                  Федеральный закон от 1 июля 2005 г. № 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» / / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 27. – ст. 2717

9.                  Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»/ / Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997., – № 47. – ст. 5340

10.             Федеральный закон от 17 декабря 2001 г.  173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» / / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52. – ст. 4920

Информация о работе Институт наследования по закону