Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:52, контрольная работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении конституционного контроля во Франции и Польше.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели……………………………………….…………………………………….5
2. Состав, порядок формирования и структура
органов конституционного контроля…………………………………………..11
3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета
и Конституционного Трибунала……………………………………………….14
4. Основные принципы и стадии конституционного
судопроизводства………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………….………………………..18
Литература………………………………………….…………………………...20
2. Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля.
Различаются несколько основных разновидностей органов конституционного контроля:
Насколько конституционный контроль находится в центре всей системы контроля за законностью, настолько конституционное правосудие (или конституционная юстиция) находится в центре системы органов конституционного контроля. 4
Введение государством в свою правовую систему конституционно-правовых вопросов специализированным учреждениям, стоящим над обычными судами, так как решение таких вопросов может оказаться не под силу обычным судам. Специфика судебной власти по сравнению с «политическими властями» - законодательно и исполнительной, заключается в ее относительном постоянстве и нейтральности, поэтому именно орган конституционного правосудия и есть основной орган конституционного контроля. Конституционный Суд, как орган государственной власти, имея все его характерные черты, тем не менее, обладает особой правовой природой. Во-первых, это орган правосудия, специализированный в решении конституционно-правовых вопросах. Это, прежде всего, конституционно-правовые споры: именно толкование и примечание конституции образует подлинное ядро этих споров. Во-вторых, Конституционный Суд обеспечивает верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права. Именно это является основной обязанностью Конституционного Суда, в то время как для большинства государственных органов лишь соблюдение и исполнение конституции является достаточным.
Таким
образом, Конституционный Суд является
высшим конституционным органом
специализированного
Каковы
общие подходы и особенности
в вопросе обеспечения
К числу общих подходов можно отнести: - наличие специального органа конституционного контроля (почти во всех странах Европы принято, что Конституционный Суд своеобразным, живым воплощение Конституции и стоит выше политической конъюнктуры). Во всех странах Конституцией и законами, закреплено, что органы конституционного контроля независимы и подчиняются только Конституции, а их деятельность регламентируется специальным законом; - все члены органа судебно-конституционного контроля, назначаются и избираются разными ветвями власти и перед вступлением в должность дают клятву. Члены органа конституционного правосудия не могут состоять в какой либо партии, заниматься политической деятельностью (частично также общественной деятельностью) выполнять другую оплачиваемую работу, занимать место в парламенте или в системе исполнительной власти. Органы конституционного контроля имеют определенную законом самостоятельность в работе по организации деятельность суда, распоряжение финансовыми средствами, организации работы с аппаратом. Важным фактором в обеспечении независимости является обеспечение гласности в их деятельности.
Статус Конституционного Суда, его полномочия, структура, права и обязанности судей регламентируется Разделом V Конституции. Полномочия суда установленные Конституцией, не могут быть изменены другим законом. В своей деятельности Конституционный Суд руководствуется также Законом о Конституционном Суде и Кодексом Конституционной Юрисдикции. Следует подчеркнуть, что судьи Конституционного Суда независимы в осуществлении мандата и подчиняются только Конституции. Судьи Конституционного Суда не могут привлекаться к судебной ответственности за поданные голоса или высказанные мнения при выполнении полномочий. Согласно закону «О Конституционном Суде» судьи несменяемы в течении срока полномочий.5
Из всего
вышеизложенного можно сделать
вывод, что Конституционный Суд
Франции утвердился как институт
конституционной юрисдикции и соответствует
условиям необходимым для его
принятия в качестве члена Ассоциации
Европейских конституционных судов.
3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета
Основные принципы организации Конституционных Советов обычно регулируются конституциями и лишь конкретизируются законами, причем нередко конституционными или органическими.
Способы формирования этих органов весьма разнятся от страны к стране, но некоторые обобщения все же можно сделать. В сравнительно небольшом числе стран применен чисто парламентский способ.
Однако
в большинстве стран
В отличие от судов общей юрисдикции во
многих странах для судей Конституционных
Советов установлены единые сроки полномочий,
обычно длительные и сопровождаемые запрещением
повторного избрания (назначения) в Конституционный
Суд.
Европейская
система предполагает учреждение специальных
квазисудебных органов
Главное
отличие конституционных
Конституционный контроль во Франции отличается большим своеобразием и несколько выходит за рамки вышеуказанных двух моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается различными органами: от парламента – Конституционным Советом, от органов исполнительной власти – Государственным Советом, который возглавляет систему административной юстиции.
Основная функция Конституционного Совета – рассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. Прежде всего, в обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. Конституционный Совет обязательно проверяет на соответствие Конституции органических законов и регламентов палат Парламента до их вступления в силу.
Для реализации ответственности высших должностных лиц государства во Франции создаются Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики.
Все законопроекты
французского Правительства, вносимые
на рассмотрение Парламента, в обязательном
порядке предварительно рассматриваются
в Государственном Совете – высшем органе
административной юстиции, одновременно
выполняющем функции юридического советника
Правительства. «Законопроекты обсуждаются
в Совете министров по получению заключения
Государственного Совета и вносятся в
бюро одной из палат», - гласит первое предложение
части второй ст. 39 Конституции.6
4. Основные принципы и стадии конституционного
судопроизводства.
Конституционное судопроизводство - это порядок рассмотрения и разрешения дел в Конституционных Судах. Отдельные принципы конституционного судопроизводства можно встретить в Конституциях, но целостным образом оно регулируется законами о Конституционных Судах и регламентами этих судов. Оно складывается из общей процедуры (порядка подготовки дел, ведения судебных заседаний и вынесения решений) и специальные процедур по отдельным категориям дел.
Следует подчеркнуть, что конституционное судопроизводство имеет свою значительную специфику по сравнению с судопроизводством по уголовным, гражданским, административным делам: не все их основные принципы восприняты конституционным судопроизводством, а воспринятые реализуются подчас в своеобразных формах. Например, такие процессуальные принципы, как состязательность или устность, часто либо ограничены, либо вообще отсутствуют при рассмотрении отдельных категорий дел.
Общая
процедура включает порядок подачи
обращений в Конституционный
Суд управомоченными
Специальные процедуры предусматривают круг лиц, управомоченных возбуждать по соответствующей категории дел производство в Конституционном Суде, особенности этого производства, правовые последствия различных возможных решений суда, положения об исполнении.
Информация о работе Институт конституционного контроля во Франции и Польше