Институт конституционного контроля во Франции и Польше

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении конституционного контроля во Франции и Польше.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели……………………………………….…………………………………….5
2. Состав, порядок формирования и структура
органов конституционного контроля…………………………………………..11
3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета
и Конституционного Трибунала……………………………………………….14
4. Основные принципы и стадии конституционного
судопроизводства………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………….………………………..18
Литература………………………………………….…………………………...20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по Конституционному праву зарубежных стран.doc

— 124.00 Кб (Скачать)
  1. по содержанию конституционный контроль бывает формальным и материальным.
  • При формальном контроле проверяется  соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издаваемого органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт.
  • Материальный  же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям Конституции.
  1.  с точки  зрения действия во времени,  а точнее говоря обратной силы, также наблюдаются две формы  конституционного контроля.
  • Первая  форма – ex tunc – означает, что решение о признании неконституционности имеет обратную силу и норма или акт, объявленные неконституционными считаются недействительными с самого начала (с момента их издания или момента вступления в силу конституционной нормы, в которой они стали противоречить).  Отсюда следует, что должны быть восстановлены отношения, существования до этого момента, возмещен ущерб, учиненный их изданием и т.д.
  • чаще применяется  вторая форма – ex nunc - означающее что  решение о неконституционности  действителен только на будущее, а все прежние последствия действия неконституционной формы или акта остаются в силе.
  1. В практике современных зарубежных стран применяются  две формы конституционного контроля – предварительный и последующий.
  • Предварительный контроль предполагает проверку конституционности закона на стадии их прохождения через парламент (Швеция, Финляндия, частично Франция). Точнее говоря в этом случае речь идет о проверки конституционности законопроектов. После санкционирования законов и их промульгации они не могут быть подвергнуты проверке на конституционность. В том случае, если возникает потребность в принятии закона, который заведомо будет противоречить конституции, должна быть внесена соответствующая проверка и поправка в конституции.
  • В тех странах, где применяется последующий конституционный контроль (США, Италия, Германия, Франция) проверки на конституционность подвергаются законы, вступившие в силу. В некоторых странах  (Франции, Никарагуа, Панама) применяются обе формы конституционного контроля.

Орган, осуществляющий конституционный контроль, может признать противоречащим конституции  либо весь закон целиком, либо отдельные  его положения. По общему правилу, решения  органов конституционного контроля является окончательным и может  быть пересмотрены только им самим. Правовым последствием признания закона или иного акта целиком, или частично теряют юридическую силу, и перестает применяться судами. Это относится, конечно, только к последующему конституционному контролю. В тех странах, где конституционный контроль прямо не предусмотрен писаной конституцией, признание закона неконституционным не влечет за собой его формальной отмены. Это может сделать только Парламент. Опротестованный закон формально числится в корпусе действующего законодательства, но не применяется судами.3

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Состав, порядок формирования  и структура органов  конституционного  контроля.

Различаются несколько основных разновидностей органов конституционного контроля:

  • обыкновенные суды общей юрисдикции всех инстанций (США, Норвегия. Япония, Мексика), но окончательно решение может быть принято только высшей судебной инстанцией;
  • Верховный Суд (Швейцария, Ирландия, Колумбия);
  • специальные Конституционные Суды, обособленные от других судебных органов (Италия, Испания, Австрия);
  • специальные органы несудебной юрисдикции. Например, во Франции и ряде других стран конституционность законов проверяются конституционным советом, а конституционность актов исполнительной власти, если речь идет о превышении своих полномочий - государственным советом,  который возглавляет систему административной юстиции;
  • своеобразный орган конституционного контроля учрежден конституцией исламской Республики Иран 1979 года, действующий Нине в редакции 1989 года. Таким органом является Попечительный Совет.

Насколько конституционный контроль находится  в центре всей системы контроля за законностью, настолько конституционное  правосудие (или конституционная  юстиция) находится в центре системы  органов конституционного контроля. 4

Введение  государством в свою правовую систему конституционно-правовых вопросов специализированным учреждениям, стоящим над обычными судами, так как решение таких вопросов может оказаться не под силу обычным судам. Специфика судебной власти по сравнению с «политическими властями» - законодательно и исполнительной, заключается в ее относительном постоянстве и нейтральности, поэтому именно орган конституционного правосудия и есть основной орган конституционного контроля. Конституционный Суд, как орган государственной власти, имея все его характерные черты, тем не менее, обладает особой правовой природой. Во-первых, это орган правосудия, специализированный в решении конституционно-правовых вопросах. Это, прежде всего, конституционно-правовые споры: именно толкование и примечание конституции образует подлинное ядро этих споров. Во-вторых, Конституционный Суд обеспечивает верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права. Именно это является основной обязанностью Конституционного Суда, в то время как для большинства государственных органов лишь соблюдение и исполнение конституции является достаточным.

Таким образом, Конституционный Суд является высшим конституционным органом  специализированного конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

Каковы  общие подходы и особенности  в вопросе обеспечения независимой  и беспристрастной деятельности всей системы судебного конституционного контроля?         

К числу общих подходов можно отнести: - наличие специального органа конституционного контроля (почти во всех странах Европы принято, что Конституционный Суд своеобразным, живым воплощение Конституции и стоит выше политической конъюнктуры). Во всех странах Конституцией и законами, закреплено, что органы конституционного контроля независимы и подчиняются только Конституции, а их деятельность регламентируется специальным законом; - все члены органа судебно-конституционного контроля, назначаются и избираются разными ветвями власти и перед вступлением в должность дают клятву. Члены органа конституционного правосудия не могут состоять в какой либо партии, заниматься политической деятельностью (частично также общественной деятельностью) выполнять другую оплачиваемую работу, занимать место в парламенте или в системе исполнительной власти. Органы конституционного контроля имеют определенную законом самостоятельность в работе по организации деятельность суда, распоряжение финансовыми средствами, организации работы с аппаратом. Важным фактором в обеспечении независимости является обеспечение гласности в их деятельности.         

Статус  Конституционного Суда, его полномочия, структура, права и обязанности  судей регламентируется Разделом V Конституции. Полномочия суда установленные Конституцией, не могут быть изменены другим законом. В своей деятельности Конституционный Суд руководствуется также Законом о Конституционном Суде и Кодексом Конституционной Юрисдикции.          Следует подчеркнуть, что судьи Конституционного Суда независимы в осуществлении мандата и подчиняются только Конституции. Судьи Конституционного Суда не могут привлекаться к судебной ответственности за поданные голоса или высказанные мнения при выполнении полномочий. Согласно закону «О Конституционном Суде» судьи несменяемы в течении срока полномочий.5         

Из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что Конституционный Суд  Франции утвердился как институт конституционной юрисдикции и соответствует  условиям необходимым для его  принятия в качестве члена Ассоциации Европейских конституционных судов. 
 
 
 
 
 
 

3. Полномочия Конституционного  Совета и Государственного  Совета

  и Конституционного  Трибунала. 

Основные  принципы организации Конституционных  Советов обычно регулируются конституциями  и лишь конкретизируются законами, причем нередко конституционными или органическими.

Способы формирования этих органов весьма разнятся от страны к стране, но некоторые  обобщения все же можно сделать. В сравнительно небольшом числе  стран применен чисто парламентский  способ.

Однако  в большинстве стран Конституционные  Советы формируются высшими государственными органами, представляющими различные  ветви власти и действующими при  этом либо самостоятельно, либо совместно. 
В отличие от судов общей юрисдикции во многих странах для судей Конституционных Советов установлены единые сроки полномочий, обычно длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в Конституционный Суд.

Европейская система предполагает учреждение специальных  квазисудебных органов конституционного контроля. Для этих органов надзорная деятельность является единственной или главной функцией. Они обладают специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством самостоятельного судопроизводства – конституционного судопроизводства. К таким органам относится, например, Конституционный Совет и частично Государственный Совет во Франции и ряде других стран, воспринявших французскую конституционную модель.

Главное отличие конституционных советов  от Конституционных Трибуналов заключается  в том, что в Советах обычно применяется не публичная процедура, а закрытая, основанная на письменном производстве. Соответственно они не рассматривают индивидуальных конституционных жалоб.

Конституционный контроль во Франции отличается большим  своеобразием и несколько выходит за рамки вышеуказанных двух моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается различными органами: от парламента – Конституционным Советом, от органов исполнительной власти – Государственным Советом, который возглавляет систему административной юстиции.

Основная  функция Конституционного Совета –  рассмотрение  соответствия ряда актов  основному закону страны. Прежде всего, в обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. Конституционный Совет обязательно проверяет на соответствие Конституции органических законов и регламентов палат Парламента до их вступления в силу.

Для реализации ответственности высших должностных  лиц государства во Франции создаются  Высокий суд правосудия и Суд  правосудия Республики.

Все законопроекты  французского Правительства, вносимые на рассмотрение Парламента, в обязательном порядке предварительно рассматриваются в Государственном Совете – высшем органе административной юстиции, одновременно выполняющем функции юридического советника Правительства. «Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получению заключения Государственного Совета и вносятся в бюро одной из палат», - гласит первое предложение части второй ст. 39 Конституции.6 
 
 
 
 
 

4. Основные принципы  и стадии конституционного 

судопроизводства.

Конституционное судопроизводство - это порядок рассмотрения и разрешения дел в Конституционных Судах. Отдельные принципы конституционного судопроизводства можно встретить в Конституциях, но целостным образом оно регулируется законами о Конституционных Судах и регламентами этих судов. Оно складывается из общей процедуры (порядка подготовки дел, ведения судебных заседаний и вынесения решений) и специальные процедур по отдельным категориям дел.

Следует подчеркнуть, что конституционное  судопроизводство имеет свою значительную специфику по сравнению с судопроизводством по уголовным, гражданским, административным делам: не все их основные принципы восприняты конституционным судопроизводством, а воспринятые реализуются подчас в своеобразных формах. Например, такие процессуальные принципы, как состязательность или устность, часто либо ограничены, либо вообще отсутствуют при рассмотрении отдельных категорий дел.

Общая процедура включает порядок подачи обращений в Конституционный  Суд управомоченными субъектами, предварительного рассмотрения обращений  для решения вопроса об их принятии или отклонении, процессуальное представительство, права судьи-докладчика, порядок истребования необходимой информации, приглашения свидетелей и экспертов, проведения судебного разбирательства, совещания и голосования по постановлению решения, его оглашения, возобновления производства в необходимых случаях, вопрос о судебных издержках и некоторые другие положения.7

Специальные процедуры предусматривают круг лиц, управомоченных возбуждать по соответствующей  категории дел производство в  Конституционном Суде, особенности этого производства, правовые последствия различных возможных решений суда, положения об исполнении.

Информация о работе Институт конституционного контроля во Франции и Польше