Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 09:14, доклад
На сегодняшний день, согласно статистическим данным, наблюдается тенденция в росте количества детей, имеющих ограниченные возможности в силу каких - либо заболеваний. На этапе поступления в школу выясняется, что некоторые не справляются со школьной обучающей программой и им требуется особый подход и внимание со стороны педагогического персонала. В силу уже сложившегося образовательного пространства, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время представлено в слиянии общепринятой и специальной обучающей системе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……….. ……………………………………………………..5
2. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РФ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕСПЕТКИВЫ РАЗВИТИЯ ……………………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……13
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……13
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, согласно статистическим данным, наблюдается тенденция в росте количества детей, имеющих ограниченные возможности в силу каких - либо заболеваний. На этапе поступления в школу выясняется, что некоторые не справляются со школьной обучающей программой и им требуется особый подход и внимание со стороны педагогического персонала. В силу уже сложившегося образовательного пространства, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время представлено в слиянии общепринятой и специальной обучающей системе.
Инклюзивное образование в современном обществе является целым институтом, который реализует права ребенка с ограниченными возможностями, предоставляя возможность получить образование и перспективы для создания счастливого будущего.
Следует сказать, что выбор родителей, чьи дети ограничены в здоровье имеют два пути выбора образования для своего ребенка, во первых, это специализированная школа, во вторых, общеобразовательная школа, но с уклоном обучения детей с ограниченными возможностями.
В целом, на сегодняшний
день, в государственной политике
в области инклюзивного
Надо отметить, что актуальность данной темы обусловлена в первую очередь, практической потребностью и поиском путей эффективного организационного процесса инклюзии и интеграции. Также актуальность подчеркивается новизной данного исследования, т.к. инклюзивное образование является одним из сложных направлений в образовательной и психологической практике.
Рассматривая понятие «инклюзивное образование», в первую очередь, стоит обратиться к значению слова «инклюзия» Данный термин
в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.1
Инклюзивное образование представляет собой развитие методологии, которая направлена на детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование, как институт, признает, что все дети – это индивидуумы, отличающиеся различными способностями и потребностями в обучении. Основной целью такого образования является разработка различных подходов к обучению. Иными словами, здесь говорится о более гибком преподавании для того чтобы удовлетворить потребности в обучении. Когда обучение в результате перемен к лучшему становится более эффективным в сфере инклюзивного образования, то общеобразовательная программа становится выигрышной.2
Следует рассмотреть виды обоснований для определения необходимости инклюзивного образования:
1.
Обязательства по правам
На основании вышеизложенного следует указать основные ключевые принципы инклюзивного образования, итак:
- Согласно месту жительства, дети определяются в детский сад или школу ближе к дому.
- Согласно принципу инклюзии, существуют программы, которые на раннем периоде развития ребенка готовят его к «комбинированному» детскому саду или интегративному саду. Здесь реализуется право каждого ребенка на место в детском саду, не является исключением и дети с ограниченными возможностями.
- Согласно учебно-
- индивидуальное обучение
детей со специальными
Говоря об инклюзивном образовании, следует подчеркнуть, что следование ключевым принципам в этой области, позволяет добиться предотвращения дискриминации детей с ограниченными возможностями. Посредством выполнения принципов реализуется право таких детей на равноправность в обществе.
Таким образом,
система инклюзивного
Согласно российскому законодательству инклюзивное образование регулируется следующими нормативно - правовыми актами: Конституция РФ, ФЗ «Об образовании»3, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»4, а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Следует подчеркнуть, что в 2008 году Россией была подписана
Конвенция ООН «О правах инвалидов». Согласно ст.24 данной Конвенции была определена реализация право на образование, т.е. государства участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Инклюзивное
образование реализуется и под
исполнением нормативно –
Хотелось бы отметить,
что в России существует ряд
других видов образования
Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).
Говоря о проблеме реализации инклюзивного образования, хотелось бы отметить, что первостепенное значение здесь принимает финансирование программ, т.к. не смотря на движение в этой области, все же многие образовательные учреждения с уклоном к инклюзивному образованию испытывают финансовые трудности с реализации данных проектов. Здесь также технически – материальная база также является одной из проблем. (например, установка пандусов, штат специалистов сурдопереводчиков, общее переоборудование мест общего пользования). Иными словами без барьерная среда материально и технически не оснащена. Одной из важных проблем, которая также занимает первоочередное место – это социальная среда общества. В социальной сфере до сих пор общество не научилось воспринимать инвалидов как равноправных членов общества.
На сегодняшний день все большую актуальность, приобретает проблема доступности высшего образования. Надо отметить. Что исследования показывают, что большинство ВУЗов и школ не готовы принять абитуриентов – инвалидов, т.к. нет специальных программ.
Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.
Не смотря на то, что Россия вступила на путь перехода к инклюзивному образованию, а именно ратификацией Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декларация прав ребенка (1959); Декларация о правах умственно-отсталых (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1975), все же нет в государстве единого общественного благоприятного мнения по данному вопросу. Существует также необходимость в создании института по реализации прав инвалидов.
Благоприятными показателями в этой сфере является внедрение проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». Результатом стало создание экспериментальных площадок по интегрированному обучению детей-инвалидов в 11 регионах РФ.
Что касаемо педагогического персонала, то Министерство образования приняло решение в с 1 сентября 1996 года, ввести в программу педагогических ВУЗов курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».
Также следует подчеркнуть, что государственная политика в сфере инклюзивного образования реализуется посредством содействия уязвимым слоям населения в получении высшего и среднего профессионального образования. Здесь рассматривается и финансовая поддержка, информационное обеспечение, соцреабилитация, и т.д.
Законопроектом
РФ «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе
проведённой работы было
Проведённое исследование показывает, что первоочередную значимость здесь приобретает наличие не только организованной материально – техническая базы в общеобразовательных школах, но и социальное, благое отношение общества к инвалиду. Следует подчеркнуть, что процесс адаптации не должен заключатся тольяко в рамках обучения спецшколах и интернатах.
Таким образом, проблемы реализации инклюзивного образования в РФ заключаются в трех аспектах: 1) это принятие законопроектов, реализующих права инвалидов; 2) материальная и техническая помощь государства в проектах и реализациях; 3) создание без барьерной среды в самом обществе, путем переосмысления отношения каждого человека к инвалиду.