Инклюзивное образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 09:14, доклад

Краткое описание

На сегодняшний день, согласно статистическим данным, наблюдается тенденция в росте количества детей, имеющих ограниченные возможности в силу каких - либо заболеваний. На этапе поступления в школу выясняется, что некоторые не справляются со школьной обучающей программой и им требуется особый подход и внимание со стороны педагогического персонала. В силу уже сложившегося образовательного пространства, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время представлено в слиянии общепринятой и специальной обучающей системе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……….. ……………………………………………………..5
2. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РФ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕСПЕТКИВЫ РАЗВИТИЯ ……………………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……13

Файлы: 1 файл

реферат Инклюз.образ.доклад Жилищ.права.docx

— 31.64 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

  1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……….. ……………………………………………………..5

 

  1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РФ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕСПЕТКИВЫ РАЗВИТИЯ ……………………………………………..7

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день, согласно статистическим данным, наблюдается тенденция в росте количества детей, имеющих ограниченные возможности в силу каких - либо заболеваний. На этапе поступления в школу выясняется, что некоторые не справляются со  школьной обучающей программой и им требуется особый подход и внимание со стороны педагогического персонала. В силу уже сложившегося образовательного пространства, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья,  в настоящее время представлено в слиянии общепринятой  и специальной обучающей системе.

Инклюзивное образование в современном обществе является целым институтом, который реализует права ребенка с ограниченными  возможностями, предоставляя возможность получить образование и перспективы для создания счастливого будущего.

Следует сказать, что выбор родителей, чьи дети ограничены в здоровье имеют два пути выбора образования для своего ребенка, во первых, это специализированная школа, во вторых, общеобразовательная школа, но с уклоном обучения детей с ограниченными возможностями.

 В целом, на сегодняшний  день, в государственной политике  в области инклюзивного обучения, произошли качественные изменения. Разрабатывается и внедряется  множество программ для адаптации, культурной поддержке и другой  помощи ребенку в учебно-воспитательном  процессе, организуются медико - социальные центры, программы школьного сопровождения, профориентационные  кабинеты доверия.

Надо отметить, что актуальность данной темы обусловлена в первую очередь, практической потребностью и поиском путей эффективного организационного процесса инклюзии и интеграции.  Также актуальность подчеркивается новизной данного исследования, т.к. инклюзивное образование является одним из сложных направлений в образовательной и психологической практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Рассматривая понятие «инклюзивное образование», в первую очередь, стоит обратиться к значению слова «инклюзия» Данный термин

в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.1

 

Инклюзивное образование представляет собой  развитие методологии, которая направлена на детей с ограниченными возможностями.  Инклюзивное образование, как институт, признает, что все дети – это индивидуумы, отличающиеся  различными способностями  и потребностями в обучении.  Основной целью такого образования является  разработка различных подходов  к обучению. Иными словами, здесь говорится о более  гибком преподавании для того чтобы удовлетворить потребности в обучении.   Когда  обучение в результате перемен к лучшему становится более эффективным в сфере инклюзивного образования, то общеобразовательная программа  становится выигрышной.2

Следует рассмотреть виды обоснований для определения необходимости инклюзивного образования:

1. Обязательства по правам человека  и правам детей должны рассматриваться  в равной степени;

 

  1. Анализируя, ответы  на вопросы, что должно отвечать истинным интересам ребенка, следует делать выводы, что, в первую очередь, что будет для него благом. Иными словами, здесь подразумевается, что при выборе  институционной опеки, например, как в школах интернатах,  это не всегда  будет благим выбором для ребенка, т.е. такой выбор, может далеко не отвечать интересам  подопечного.
  2. Проведенный анализ утверждает, улучшение в сфере социальных услуг, позитивно  влияет на гибкость и адаптируемость.

На основании  вышеизложенного следует указать основные ключевые принципы инклюзивного образования, итак:

- Согласно месту жительства, дети определяются  в детский  сад или школу ближе к дому.

- Согласно принципу инклюзии, существуют  программы, которые на раннем периоде развития ребенка готовят его к «комбинированному» детскому саду или интегративному саду.  Здесь реализуется право каждого ребенка на место в детском саду, не является исключением и дети с ограниченными возможностями.

- Согласно учебно-воспитательной  программе дети со специальными  нуждами имеют право участвовать  во всех мероприятиях в учреждении (культурных мероприятиях, спортивных, экскурсионных). Такие мероприятия  являются инклюзивными.

-  индивидуальное обучение  детей со специальными возможностями  должно качественно поддерживаться  работой, как и родителей, так  и педагогов, причем совместно.

 

Говоря об инклюзивном образовании, следует подчеркнуть, что следование ключевым принципам в этой области, позволяет добиться  предотвращения дискриминации детей с ограниченными возможностями.  Посредством выполнения принципов реализуется право  таких детей на равноправность  в обществе.

 

 Таким образом, система инклюзивного образования  представляет собой институт,  деятельность  которого направлена  на  создание  без барьерной  среды, для детей с ограниченными  возможностями.  В систему инклюзивного образования входят  учебные заведения как среднего, профессионального, так и высшего образования.   Комплекс мер, организуемый данным институтом, реализует технических потребности образовательных учреждений, разработку  и внедрение специальных программ для обучения, создание курсов, как для педагогического персонала, так и для самих учащихся. Все эти меры  направлены в первую очередь на  развитие  в сфере взаимодействия детей со специальными возможностями, которые облегчают процесс адаптации.

 

 

  1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РФ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕСПЕТКИВЫ РАЗВИТИЯ

Согласно российскому законодательству инклюзивное образование регулируется следующими нормативно - правовыми актами: Конституция РФ, ФЗ «Об образовании»3, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»4, а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Следует подчеркнуть, что в 2008 году Россией была подписана

Конвенция ООН «О правах инвалидов». Согласно ст.24 данной Конвенции была определена реализация  право на образование, т.е. государства участники  должны  обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

 Инклюзивное  образование реализуется и под  исполнением нормативно – правовых  актов субъектов Федерации. Так  в Москве городской думой  в 2009 г. был принят проект  «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве».5

 Хотелось бы отметить, что в России существует ряд  других видов образования детей  с ограниченными возможностями.

  1. Специальные школы и интернаты.
  2. Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования
  3. Домашнее обучение
  4. Дистанционное обучение

Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).

 

  Говоря о проблеме реализации инклюзивного образования, хотелось бы отметить, что   первостепенное значение здесь принимает финансирование  программ, т.к. не смотря на движение в этой области, все же многие образовательные учреждения  с уклоном к инклюзивному образованию  испытывают финансовые трудности с реализации данных проектов.   Здесь также технически – материальная база также является одной из проблем. (например, установка пандусов,  штат специалистов сурдопереводчиков, общее переоборудование мест общего пользования). Иными словами без барьерная среда  материально и технически не оснащена. Одной из важных  проблем, которая также занимает первоочередное место – это социальная среда общества.  В социальной сфере до сих пор общество не научилось воспринимать инвалидов как равноправных членов общества.

На сегодняшний день  все большую актуальность, приобретает проблема доступности высшего образования. Надо отметить. Что исследования показывают, что большинство ВУЗов и школ не готовы принять абитуриентов – инвалидов, т.к. нет специальных программ.

Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.

 

  Не смотря на то, что Россия вступила на путь  перехода к инклюзивному образованию,  а именно ратификацией Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декларация прав ребенка (1959); Декларация о правах умственно-отсталых (1971); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах ребенка (1975), все же нет  в государстве единого общественного благоприятного мнения  по данному вопросу. Существует также необходимость  в создании института по реализации прав  инвалидов.

  Благоприятными показателями  в этой сфере является внедрение проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». Результатом стало создание экспериментальных площадок по интегрированному обучению детей-инвалидов в 11 регионах РФ.

Что касаемо  педагогического персонала, то Министерство образования   приняло решение в с 1 сентября 1996 года, ввести   в программу педагогических ВУЗов курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

 

  Также следует подчеркнуть, что государственная политика  в сфере инклюзивного образования  реализуется посредством содействия уязвимым слоям населения в получении высшего  и среднего профессионального образования.  Здесь рассматривается и финансовая поддержка,  информационное обеспечение, соцреабилитация, и т.д.

 Законопроектом  РФ «Об образовании лиц с  ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который с 1996 года ждет своего принятия Президентом Российской Федерации, устанавливается возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в Докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001) говорится уже о приоритете интегрированного (инклюзивного) образования детей-инвалидов: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях - в специальных школах-интернатах».6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В ходе  проведённой работы было рассмотрено  понятие и значение инклюзивного  образования  в России. Итак,  Инклюзивное  образование – представляет собой  институт, деятельность  которого направлена на  создание  без барьерной среды, для детей с ограниченными возможностями.  Другими словами, имеется в виду, что    основной задачей инклюзивного образования, является адаптация детей с ограниченными возможностями к  жизни, получение достойного образования является одним из ключевых принципов успешной адаптации.

Проведённое исследование показывает, что первоочередную значимость здесь приобретает наличие не только организованной материально – техническая базы в общеобразовательных школах, но и социальное, благое отношение  общества к инвалиду.   Следует подчеркнуть, что процесс адаптации не должен заключатся тольяко в рамках   обучения  спецшколах и интернатах.

 Таким образом, проблемы  реализации инклюзивного  образования в РФ заключаются  в трех аспектах: 1) это принятие  законопроектов, реализующих права  инвалидов; 2) материальная и техническая помощь  государства в проектах  и реализациях; 3) создание без барьерной среды в самом обществе, путем переосмысления отношения каждого человека к инвалиду.

Информация о работе Инклюзивное образование