Гражданство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.
Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач:
- исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;
- рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;
- исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Понятие и принципы гражданства РФ
1.1. Понятие гражданства……………………………………………………....5-7
1.2. Принципы гражданства…………………………………………………..7-12
Глава 2. Основания приобретения гражданства в РФ
2.1. Приобретение гражданства по рождению……………………………..13-14
2.2. Прием в гражданство……………………………………………………14-18
2.3. Восстановление в гражданстве………………………………………....18-22
2.4 Выбор гражданства
Глава 3. Прекращение гражданства РФ…………………………………….23-29
Заключение…………………………………………………………………...30-31
Список использованной литературы………………………………………..…32

Файлы: 1 файл

Konstitucion.pravo_kursovaja_1.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

В этой связи в законодательстве любого государства определяются органы, в компетенцию которых входит решение вопросов гражданства, устанавливается  объем их полномочий, порядок производства и обжалования решений и другие необходимые вопросы. Так, Федеральный закон от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве РФ» в качестве органов, ведающих делами о гражданстве, называет: Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции его территориальные органы и ведающий вопросами иностранных дел, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за её пределами (ст. 28)7.

При этом российская модель системы в целом является традиционной для постсоветского пространства и представлена в большинстве стран СНГ3. Что касается стран дальнего зарубежья, в силу большого разнообразия российская система органов, ведающих делами о гражданстве, имеет лишь редкие общие черты. К примеру, в Болгарии вопросы гражданства отнесены к Президенту и Министерству юстиции, в Греции – мэру, общине и МВД, в Австрии – правительству федеральных земель и МВД. В Канаде вопросами гражданства ведает Государственный Секретариат, в составе которого функционирует Бюро по вопросам гражданства, в Австралии занимается Департамент иммиграции и межнациональных отношений, в США – суды. Систему органов КНР в сфере гражданства представляют Бюро общественной безопасности муниципалитетов и уездов, МГБ.

Возвращаясь к российской системе органов, ведающих делами о гражданстве, следует отметить, что особое положение в ней принадлежит Президенту РФ, что обусловлено его статусом как главы государства, олицетворяющего его и связанными с этим широкими полномочиями в сфере исполнительной власти и российского гражданства. Кроме того, решение вопросов гражданства является конституционной компетенцией Президента РФ, что определяется специальной нормой Конституции РФ, закрепленной в п. «а» ст. 89, получившее раскрытие в Федеральном законе о гражданстве (ст. 29).

В силу того, что Комиссия по вопросам гражданства функционирует  не на постоянной основе, а члены  участвуют в ее работе на общественных началах, работа для обеспечения  её деятельности и деятельности Президента РФ возложена на Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, а также другие органы Администрации Президента РФ.

Вместе с тем существенная роль в решении вопросов российского  гражданства отведена федеральным  органам исполнительной власти, осуществляющему  функции по контролю и надзору в сфере миграции и ведающему делами иностранных дел РФ. В силу однородности стоящих перед ними задач по решению вопросов гражданства, взаимоотношений и взаимосвязей, их совокупность образует систему органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве8.

Значимость настоящих  органов обусловливается возможностью их участия в решении вопросов гражданства в качестве самостоятельной  и предварительной (подготовительной) инстанции. В роли самостоятельной  инстанции они выступают при решении вопросов гражданства в упрощенном порядке. В этом случае ими выполняется весь цикл необходимых для решения вопросов гражданства операций, и в итоге гражданство оформляется «под ключ». При рассмотрении вопросов гражданства в общем порядке, исполнительные органы, ведающие делами о гражданстве, участвуют как предварительная (подготовительная) инстанция. Здесь в их задачи входит подготовка и направление Президенту документов для рассмотрения вопросов гражданства, а также последующее исполнение принятых Президентом РФ решений.

Однако для точного  определения системы исполнительных органов, ведающих делами о гражданстве, в силу абстрактности формулировок Федерального закона о гражданстве, необходимо непосредственно установление органов, образующих её. Это становится возможным в результате поиска органов, ведающих делами в сферах, указанных в законе.

Признание гражданства  является своего рода юридической "инвентаризацией" государством своего населения, разделением  его на "своих" и "чужих", которое  осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения всех других вопросов гражданства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином.

На самом деле признание  гражданства означает, что лицо приобретает  право на принадлежность к гражданству независимо от его на то согласия, а тем более волеизъявления, направленного на признание за ним гражданства. Что же касается государства, то оно обязано признать всякое лицо своим гражданином, если такое признание соответствует определенным государством условиям. Оно не вправе ему в этом отказать.

Следует сказать, что  в отечественной правовой литературе нет единого понимания того, что  представляет собой признание гражданства. Оно часто отождествляется с  приобретением гражданства, особенно когда приобретение гражданства, как и его признание, не требует согласия лица, приобретающего гражданство. Такое отождествление иногда встречается даже в законодательных актах, посвященных гражданству.

Признание гражданства и приобретение его в силу рождения или в силу других обстоятельств, не требующих согласия лица, приобретающего гражданство, – разные правовые категории. Признание гражданства – это констатация наличия гражданства у того или иного лица на момент принятия соответствующего законодательного акта. При признании гражданства оно не приобретается, поскольку все лица, признанные гражданами в соответствии с вновь принятым законодательным актом, приобрели это гражданство или были признанными его имеющими в соответствии с действующим прежде законодательством, на смену которого пришел вновь принятый законодательный акт. Лица же, приобретающие гражданство, например по рождению, становятся гражданами в соответствии с вновь принятым законом, т.е. после его принятия.

Существенное различие между признанием и принятием лица в гражданство состоит также в том, что в случае признания, как правило, не происходит замены одного гражданства другим, тогда как при принятии в гражданство одно гражданство чаще всего заменяется другим либо, если принимается лицо без гражданства, меняется в самой основе юридическое положение этого лица.

Приобретение гражданства  – обретение иностранцем, лицом  без гражданства статуса гражданина Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренным  российским законодательством о гражданстве. В соответствии со статьей 11 Федерального закона российское гражданство приобретается:

а) по рождению ;

б) в результате приёма в гражданство;

в) в результате восстановления в гражданстве;

г) путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренными договорами Российской Федерации и СССР;

д) по иным основаниям, предусмотренным  Законом о гражданстве.

Приобретение гражданства  по рождению (филиация) означает, что  гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Это возможно в соответствии с принципом «права крови» и принципом «права почвы».

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Прекращение гражданства  РФ

Согласно ст.18 ФЗ «О гражданстве» от 31 мая 2002г. основаниями для прекращения  гражданства являются:

1) вследствие выхода из гражданства;

2) по иным основаниям  предусмотренным законом или  международным договором РФ (отмена  решения о приеме в гражданство,  оптация).

Согласно Конституции  РФ гражданин Российской Федерации  не может быть лишен гражданства  Российской Федерации или права изменить его, а также гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Согласно обычной норме международного права, государство обязано принять своего гражданина, находящегося за рубежом, если государство пребывания или какое-либо другое государство не желает оставлять его на своей территории. Лишение гражданства предотвращает возможность возникновения такой ситуации. Вместе с тем существует обычная норма международного права, запрещающая произвольное лишение гражданства. Впервые это положение было закреплено в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. Выдача (экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбе заинтересованного государства в связи с необходимостью проведения следствия в отношении данного лица, суда над ним или исполнения приговора. Выдача осуществляется на основании международного договора либо по усмотрению государства, к которому обращена просьба о выдаче. В последнем случае, если выдача осуществляется, это делается на основании так называемой международной вежливости, а не правовой обязанности, вытекающей из договора. Как правило, имеются определенные ограничения выдачи, обусловленные международными договорами, обычаями и внутренними правилами того или иного государства. Например, не подлежат выдаче лица, обвиняемые в совершении политических преступлений. В принципе, государства могут допускать выдачу собственных граждан. Однако в законодательстве различных государств преобладает тенденция невыдачи собственных граждан, получившая отражение и в договорной практике. Правило невыдачи своих граждан ни в коем случае не должно рассматриваться как поощрение безнаказанности преступных действий. Государство, не выдавшее своего гражданина, который совершил преступление, судит его по своим законам.

А теперь подробнее о  каждом основании прекращения гражданства:

а) выход из гражданства - это утрата гражданства на основании  решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Конституцией РФ лицам гарантируется право изменить свое гражданство. Это означает не только приобретение, но и выход из российского гражданства. Изменение гражданства возможно только на основе свободного волеизъявления лица и не может быть актом односторонним, поскольку гражданство характеризуется взаимной связью и обязанностью личности и государства.

При выходе из гражданства  Российской Федерации на основании  ч. 1 ст. 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов. При выходе из гражданства Российской Федерации на основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются:

  • документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
  • документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
  • документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;
  • документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

При выходе из гражданства  Российской Федерации на основании части третьей статьи 19 Федерального закона ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой - является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:

  • свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);
  • документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;
  • согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства Российской Федерации. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью. Должностное лицо обязано выяснить его мнение об изменении гражданства детей. Заявление родителей подписывается обоими родителями. В случае если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

Заявление о выходе из гражданства Российской Федерации  ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем оформляется на бланке заявления о выходе родителя из гражданства Российской Федерации.

Выход из российского  гражданства лица, проживающего на территории РФ, осуществляется с помощью  личного обращения гражданина. При  подаче заявления о выходе из гражданства  необходимы документы, подтверждающие отсутствие не исполненных перед Россией обязательств (например, для граждан призывного возраста - справка из военкомата об отсутствии повестки о призыве на срочную службу). При заявлении ходатайств о выходе из гражданства ребенка необходимы копии свидетельства о рождении, усыновлении, письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства и пр. Список документов, необходимых для выхода из гражданства, в каждом случае конкретизирован.

Для граждан РФ, проживающих  за пределами территории РФ, выход из гражданства также осуществляется с помощью личного обращения. Только для этих лиц предусматривается упрощенный порядок выхода из гражданства.

Выход из гражданства  Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство  Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. Российское гражданство ребенка может быть прекращено только при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Гражданину РФ может  быть отказано в выходе из российского  гражданства, если он:

а) имеет не выполненное  перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными  органами Российской Федерации в  качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется  вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Данное условие, судя по всему, направлено на сокращение безгражданства, провозглашенное Европейкой конвенцией о гражданстве 1997г., подписанной Россией.

б) иные основания:

  • отмена решения по вопросам гражданства. Это действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Информация о работе Гражданство РФ