Гражданское право в вопросах и ответах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:52, шпаргалка

Краткое описание

Поставленные в учебном пособии вопросы, основываются на вопросах, которые обычно содержатся в экзаменационных билетах по гражданскому праву. На эти вопросы даны краткие ответы, которые ни в коей мере не могут полностью заменить учебники и конспекты лекций, однако имеют ряд практических преимуществ по сравнению с последними. В частности, в них в концентрированной форме изложен наиболее важный теоретический материал, знание которого необходимо для успешной сдачи экзамена. Изучение этого материала непосредственно перед экзаменом позволяет воспроизвести в голове схему ответа, на которую нанизывается материал, почерпнутый из других учебников и конспектов лекций.

Файлы: 1 файл

Гражданское право в вопросах и ответах.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

 Учредительным документом унитарного предприятия является устав (распоряжением Мин имущества РФ от 11.12.2003 N 6945-р утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия *(2)). Он должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

 В форме унитарных  предприятий могут быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия. Имущество государственного  или муниципального унитарного  предприятия находится соответственно  в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 Фирменное наименование  унитарного предприятия должно  содержать указание на собственника  его имущества.

 Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

 Унитарное предприятие  отвечает по своим обязательствам  всем принадлежащим ему имуществом.

 Унитарное предприятие  не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

 Выделяют два вида  унитарных предприятий:

1. Унитарные предприятия,  основанные на праве хозяйственного  ведения, - федеральное государственное  предприятие и государственное  предприятие субъекта Российской Федерации.

2. Унитарные предприятия,  основанные на праве оперативного  управления, - федеральное казенное  предприятие, казенное предприятие  субъекта Российской Федерации,  муниципальное казенное предприятие.

 Размер уставного  фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

 Размер уставного  фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

 Собственник имущества  предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. Тогда на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 3 ст. 56 ГК).

 В унитарном предприятии  на праве оперативного управления (казенном предприятии) уставный  фонд не формируется.

 Собственник имущества  казенного предприятия несет  субсидиарную ответственность по  обязательствам такого предприятия  при недостаточности его имущества.

 Унитарное предприятие  может быть реорганизовано или  ликвидировано в по решению  собственника его имущества. Унитарное  предприятие может быть также  ликвидировано по решению суда.

 

 ФЗ от 14 ноября 2002 года  О "государственных и муниципальных унитарных предприятиях." N 161-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ). СЗ РФ. 2002. N 48. ст. 4746,

 

 38. Участие РФ, ее субъектов, муниципальных образований в гражданском обороте.

 Особенность государства  как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета. и поэтому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное собрание, Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства).

 Государство выступает  как в вещных, так и обязательственных  правоотношениях. Так, государство  является субъектом права собственности,  в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство экономического развития и торговли и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

 Государство выступает  в следующих обязательственных  правоотношениях.

1. Отношения займа  (при выпуске облигаций и других ценных бумаг).

2. В отношениях по  поставке продукции для федеральных  государственных нужд

3. В отношениях подряда  для государственных нужд.

4. В отношениях дарения  (когда имущество дарится государству).

 Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

 Государство также  является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

 Российская федерация  может также выступать во внешнем  обороте, заключая любые гражданско-правовые  договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставление кредитов. Такие договоры заключаются от имени правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

 В качестве субъектов  гражданских правоотношений могут  также выступать субъекты Российской  Федерации: Республики, края, области,  автономная область, автономные  округа, города федерального значения. От имени субъектов федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно их участие и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты федерации могут быть также наследниками по завещанию.

 Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

 В гражданские правоотношения  они вступают через выборные  органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности и могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий. Полномочия муниципальных органов по участию в гражданско-правовых отношениях определены в закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. (Ст. 29 ФЗ)

 Муниципальные органы  вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

 

 Закон РФ от 8 декабря  2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности". СЗ РФ. 2003, N 50, ст. 4850.

 ФЗ РФ от 13 декабря  1994 г. "О поставках продукции для государственных нужд" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). СЗ РФ 1994 N; ст. 3540 1995 N 26 ст. 2397 1997 N 12 ст. 1381

 Положение о Торговом  представительстве Российской Федерации  в иностранном государстве, утверждено  Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2005 г. N 401. СЗ РФ 2005, N 27, ст. 2761

 Положение о Министерстве  экономического развития и торговли  Российской Федерации. Утверждено  Постановлением Правительства Российской  Федерации от 27 августа 2004 г. N 443. СЗ РФ 2004, N 36, ст. 3670.

 Положение о Федеральном  агентстве по управлению федеральным  имуществом. Утверждено Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 27 ноября 2004 г. N 691. СЗ РФ. 2004, N 49, ст. 4897

 ФЗ РФ от 6 октября  2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" СЗ РФ 2003, N 40, ст. 3822,

 ФЗ РФ от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах  местного самоуправления в Российской  Федерации" (в ред от 06.10.2003 N 131-ФЗ). СЗ РФ 1997 N 39 ст. 4464

 

 39. Понятие и виды объектов гражданского права.

 Объекты гражданских прав - это различные материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. К объектам гражданских прав, в соответствии со ст. 128 ГК, относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

 Все перечисленные  объекты могут быть охарактеризованы  с точки зрения оборотоспособности. Если они могут быть свободно  отчуждены или переданы от  одного лица к другому (наследование, дарение, купля-продажа), они являются  полностью оборотоспособными.

 Объекты гражданских прав, нахождение  которых в обороте не допускается  - объекты, изъятые из оборота.  К ним относятся личные неимущественные  благавье и т.е. например, (право  на жизнь, здоровье и т.д.), а  также объекты, прямо указанные  в законе. Например, в подп. 1 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими находящимися в федеральной собственности объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками.

 Объекты гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, являются ограниченно оборотоспособными. К ним относятся, например, драгоценные камни и изделия из них, вооружение, боеприпасы к нему, яды, наркотические средства и психотропные вещества.

 

 40. Результаты творческой деятельности, информация как объекты гражданских прав.

 Результатами творческой деятельности  являются произведения литературы, науки, искусства, изобретения,  промышленные образцы, программы  для ЭВМ и т.д. Они относятся  к объектом так называемой интеллектуальной собственности, под которой понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц. (товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.) Результаты творческой деятельности сами по себе нематериальны, однако для того, чтобы они охранялись правом необходимо чтобы они были выражены в какой-либо объективной форме (например, чертежи, видеокассета и т.д.) Будучи зафиксированы в материальной форме, результаты творческой деятельности становятся вещами и в качестве таковых могут переходить от одного лица к другому, однако сам результат творческой деятельности сохраняется за его создателем.

 Исключительное право на  результат интеллектуальной деятельности означает, что без согласия правообладателя на этот результат никто не может его использовать, кроме случаев прямо предусмотренных в законе. Регулируются результаты интеллектуальной деятельности специальным законодательством

 Под информацией понимается совокупность определенных сведений и данных об окружающем мире. Она является нематериальным благом, которое не сводится к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями (запись на бумаге, магнитная лента и т.п.). Важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации. Наконец, закон не закрепляет за кем-либо монополии на обладание и использование информации, за исключением той, которая является одновременно объектом интеллектуальной собственности или подпадает под понятие служебной и коммерческой тайны.

 Однако гражданско-правовому  регулированию подлежит не всякая  информация, а лишь та, которая  обладает действительной или  потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и отсутствия свободного доступа к ней на законных основаниях, и владелец которой принимает меры к сохранению ее конфиденциальности. Таким образом, Гражданский кодекс предусматривает защиту заинтересованных лиц от разглашения принадлежащей им информации без соответствующего разрешения. Гражданское право охраняет ту часть информации, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при условии, что к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Состав сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, должен быть определен в специальном законодательстве.

Информация о работе Гражданское право в вопросах и ответах