ФЗ "Об актах
гражданского состояния" Российская
газета 20 ноября 1997 г.
20. Признание гражданина
безвестно отсутствующим и объявление
его умершим.
В случае длительного
отсутствия гражданина в месте
своего жительства может возникнуть
правовая неопределенность во
взаимоотношениях этого гражданина
с другими участниками гражданских
правоотношений. Для устранения
подобной неопределенности служат
институты безвестного отсутствия и объявления
гражданина умершим.
В соответствии
со ст. 42 ГК гражданин может
быть признан судом безвестно
отсутствующим, если в течение
года в месте его жительства
нет сведений о месте его
пребывания. Исчисление этого срока
начинается со дня получения последних сведений
об отсутствующем. При невозможности установить
этот день срок исчисляется с первого
числа месяца, следующего за тем, в котором
были получены последние сведения, а при
невозможности установить этот месяц
- с 1 января следующего года.
Признание гражданина
безвестно отсутствующим влечет
следующие юридические последствия:
имущество этого лица передается
лицу, определенному органом опеки
и попечительства в постоянное
управление на основании договора
о доверительном управлении. Из этого имущества выделяется
содержание гражданам, находящимся на
иждивении безвестно отсутствующего и
погашается задолженность по другим обязательствам.
Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают
право на получение пенсии по случаю потери
кормильца. Прекращается договор поручения
участником которого был безвестно отсутствующий,
а также действие доверенности, выданной
им или ему. Супруг безвестно отсутствующего
вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном
порядке.
В случае явки
или обнаружения места пребывания безвестно отсутствующего
суд отменяет ранее вынесенное решение.
На основании этого отменяется управление
имуществом гражданина, а брак может быть
восстановлен по совместному заявлению
супругов. Прекращаются и все другие отношения,
возникшие из факта признания гражданина
безвестно отсутствующим.
Если в месте
жительства гражданина нет сведений
о его пребывании в течение
5 лет, то он может быть объявлен
умершим. При этом признание
его безвестно отсутствующим
до объявления умершим не обязательно. В случае пропажи гражданина без вести
при обстоятельствах, угрожавших смертью
или дающих основание предполагать его
гибель, объявление умершим может быть
произведено спустя 6 месяцев со дня несчастного
случая или иных обстоятельств, угрожавших
смертью.
Если пропажа без вести военнослужащего
или иного гражданина связана с военными
действиями, то он может быть объявлен
умершим по истечении двух лет с со дня
окончания военных действий.
Днем смерти гражданина,
объявленного умершим считается
день вступления в законную силу соответствующего решения
суда, а если существовали обстоятельства,
угрожавшие смертью, суд может признать
днем смерти день предполагаемой гибели
гражданина..
Объявление гражданина
умершим приравнивается по своим
юридическим последствиям к физической смерти гражданина и в связи
с этим открывается наследство, прекращаются
все личные обязательства лица, объявленного
умершим, прекращается брак.
В случае явки
гражданина объявленного умершим
суд отменяет ранее вынесенное
решение. В этом случае гражданин вправе требовать возврата
сохранившегося имущества, если оно безвозмездно
перешло после объявления гражданина
умершим (исключение составляет истребование
денег и ценных бумаг на предъявителя,
которые не могут быть истребованы от
добросовестного приобретателя). Если
же имущество перешло по возмездным сделкам,
то оно может быть истребовано в том случае,
если будет доказано, что приобретатель
имущества знал, что лицо, объявленное
умершим, на самом деле живо. При невозможности
возврата имущества в натуре возмещается
его стоимость.
21. Опека и попечительство.
Патронаж
Опека и попечительство
устанавливаются для защиты прав
и интересов несовершеннолетних
и иных недееспособных или
частично дееспособных лиц. Над
несовершеннолетними опека и
попечительство устанавливаются также в целях их воспитания
при отсутствии у них родителей, усыновителей,
лишения родителей родительских и иных
случаях отсутствия родительского попечения.
Органами опеки и попечительства являются
органы местного самоуправления.
Опека устанавливается над лишенными родительского
попечения малолетними (до 14 лет), а также
над недееспособными гражданами. Опекуны
являются законными представителями своих
подопечных и совершают от их имени и в
их интересах все необходимые сделки.
Попечительство устанавливается над лишенными
родительского попечения несовершеннолетними
от 14 до 18 лет, а также над гражданами, лишенными
дееспособности. Попечители сами не совершают
сделки, однако дают согласие на совершение
сделок подопечными. Такое согласие должно
быть дано в письменной форме.
Опекуны и попечители
осуществляют предоставленные им
права под надзором органов
опеки и попечительства для
того, чтобы предотвратить возможность
злоупотреблений. Отдельные виды
сделок опекуны и попечители
вообще не могут совершать, а отдельные совершают только с
согласия органов опеки и попечительства.
Так, опекун не вправе без предварительного
разрешения органа опеки и попечительства
совершать, а попечитель - давать согласие
на совершение сделок по отчуждению, в
том числе обмену или дарению имущества,
сдаче его в наем (аренду), безвозмездное
пользование или в залог, разделу имущества
или выделу из него доли, сделок влекущих
отказ от принадлежащих подопечному прав,
а также любых других сделок, влекущих
уменьшение имущества подопечного. Опекуны
(попечители), их супруги и близкие родственники
не вправе совершать сделки с подопечными,
за исключением безвозмездных сделок,
направленных к выгоде подопечного.
Особым видом попечительства
является патронаж, суть которого
состоит в том, что попечительство устанавливается над
дееспособным гражданином с его согласия
и по его инициативе.
Семейный кодекс
Российской Федерации
Закон РФ от 2 июля
1992 г. О психиатрической помощи
и гарантиях прав граждан при
ее оказании ВВС РФ 1992 N 33 ст. 1913 СЗ РФ 1998 N 30 ст. 3613
22. Юридическое лицо:
понятие и признаки
Юридическим лицом
называется организация, которая
имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает
по обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать
и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде. Любому
юридическому лицу присущи следующие
признаки:
1. Организационное единство.
Этот признак заключается в том, что любое юридическое лицо
имеет определенную внутреннюю структуру
и органы управления. Организационное
единство закрепляется в уставе юридического
лица, либо в уставе и учредительном договоре,
либо в общем (типовом) положении об организациях
данного вида.
2. Обособленное имущество.
Наличие этого признака означает,
что имущество юридического лица
обособляется от имущества других
юридических ли (в том числе
вышестоящих) от имущества его
учредителей. Имущество может
быть обособлено на основании права собственности, хозяйственного
ведения, оперативного управления. Внешним
выражением имущественной обособленности
является наличие у организации уставного
капитала (хозяйственные общества), складочного
капитала (хозяйственные товарищества),
уставного фонда (государственные и муниципальные
унитарные предприятия). Учетно-бухгалтерским
отражением имущественной обособленности
является наличие самостоятельного баланса
или сметы.
3. Самостоятельная имущественная
ответственность. В соответствии
с этим признаком юридическое лицо отвечает по своим
обязательствам только своим собственным
имуществом. Учредители (участники) или
собственники юридического лица не отвечают
по его долгам, а юридическое лицо не отвечает
по обязательствам учредителей (участников)
или собственников, за исключением случаев,
предусмотренных законом или учредительными
документами.
4. Выступление в гражданском
обороте от своего имени предполагает
возможность юридического лица
от своего имени приобретать
и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде. Юридические
лица приобретают права и несут обязанности
через свои органы, которые действуют
на основе закона и учредительных документов.
Юридические лица
должны иметь официальное место нахождения (юридический адрес)
которое обычно определяется местом его
государственной регистрации и обязательно
указывается в его учредительных документах.
Закон РФ "О товарных
знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения
товаров от 23 сентября 1992 г.
Закон РФ "О бухгалтерском
учете" СЗ РФ 1996 N 48 ст. 5369
23. Индивидуализация
юридического лица.
В соответствии
с п. 1 ст. 54 ГК, юридическое лицо имеет свое наименование,
содержащее указание на его организационно-правовую
форму.
Наименования некоммерческих
организаций, а в предусмотренных
законом случаях наименования
коммерческих организаций должны
содержать указание на характер
деятельности юридического лица.
Наименование и
место нахождения юридического
лица указываются в его учредительных
документах.
Наименование коммерческой
организации называется фирменным,
поскольку является объектом
исключительного неимущественного
права на фирму
Юридическое лицо,
фирменное наименование которого
зарегистрировано в установленном
порядке, имеет исключительное
право его использования.
Лицо, неправомерно
использующее чужое зарегистрированное
фирменное наименование, по требованию
обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить
его использование и возместить причиненные
убытки.
24. Образование юридических
лиц. Учредительные документы. Лицензирование
Традиционно существуют
три способа образования юридических
лиц: распорядительный, разрешительный
и явочно-нормативный. Распорядительный
порядок предполагает образование
юридического лица в силу прямого распоряжения
государственного органа или органа местного
самоуправления (государственные и муниципальные
унитарные предприятия) При разрешительном
порядке инициатива исходит от учредителей
юридического лица, однако необходимо
получить согласие соответствующих государственных
или муниципальных органов на его создание
(например, создание банков). Явочно-нормативный
порядок означает, что согласие на создание
таких юридических лиц уже дано в нормативных
актах. После создания учредительных документов
достаточно лишь "явиться" для регистрации.
В ходе регистрации проверяется, соответствует
ли образованное юридическое лицо соответствующим
нормам права и соблюден ли порядок его
создания. Отказ в государственной регистрации
по мотивам нецелесобразности не допускается.
(хозяйственные общества и товарищества).
При создании юридического
лица разрабатываются учредительные
документы (учредительный договор
или устав, либо и то, и другое)
В них должны быть определены
наименование юридического лица,
место его нахождения, порядок управления
его деятельностью и т.д. Предмет и цели
деятельности указываются в учредительных
документах некоммерческих организаций
и унитарных предприятий. Что касается
учредительных документов хозяйственных
обществ и товариществ, то в них предмет
деятельности может и не указываться,
поскольку последним разрешено заниматься
любой деятельность. Учредительный договор
должен включать обязательство о создании
юридического лица, в том числе порядок
совместной деятельности по его созданию,
условия передачи в собственность юридического
лица своего имущества и участие в его
деятельности. В учредительном договоре
также фиксируются условия и порядок распределения
прибыли и убытков между учредителями
(участниками), порядок управления деятельностью
юридического лица, условия выхода из
состава учредителей (участников). Изменения
в учредительные документы приобретают
силу для третьих лиц с момента государственной
регистрации, а в случаях, установленных
законом - с момента уведомления органа,
осуществляющего такую регистрацию о
внесенных изменениях. Для юридического
лица и его учредителей такие изменения
становятся обязательными с момента их
внесения в учредительные документы.
В соответствии
с ГК (ст. 51) юридические лица должны
регистрироваться органах юстиции в порядке, предусмотренном
законом о регистрации юридических лиц.
8 августа 2001 года был принят соответствующий
Федеральный закон "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей". При государственной
регистрации уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти вносит в
государственные реестры сведения о создании,
реорганизации и ликвидации юридических
лиц, иные сведения о юридических лицах.
Органом исполнительной
власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является,
согласно Положению от 30 сентября 2004 г.
Федеральная налоговая служба.
Для осуществления
отдельных видов деятельности (банковской,
в области производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции; биржевой и др.) юридическим
лицам необходимо получить лицензию, в
соответствии с Федеральным законом "О
лицензировании отдельных видов деятельности".
ФЗ РФ от 8 августа
2001 года "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" СЗ РФ 2001 N 33 ст. 3431
ФЗ РФ от 8 августа
2001 года "О лицензировании отдельных
видов деятельности" СЗ РФ 2001 N
33 ст. 3430
ФЗ РФ от 30 ноября
1995 г. "О финансово-промышленных
группах" СЗ РФ N 49 ст. 4697
25. Прекращение юридических
лиц: реорганизация и ликвидация.
Прекращение юридических
лиц осуществляется путем реорганизации
либо ликвидации. Различие между
ними заключается в том, что
при реорганизации происходит
правопреемство, а при ликвидации
нет. В свою очередь реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических
лиц образуется одно), присоединение (одно
или несколько юридических лиц присоединяется
к другому), разделение (юридическое лицо
делится на два и более юридических лиц),
выделение (из юридического лица выделяется
одно или несколько юридических лиц, при
этом юридическое лицо, из которого произошло
выделение продолжает существовать), преобразование
(изменение организационно-правовой формы)
юридического лица.
Ликвидация юридического
лица - это прекращение юридического лица,
при котором не возникают новые юридические
лица. Ликвидация может быть добровольной
и принудительной. Добровольная ликвидация
проводится по решению учредителей (участников)
или органа юридического лица, уполномоченного
на то учредительными документами по любому
основанию, в том числе в связи с истечением
срока, на который он было создано или
достижения цели создания или с признанием
судом регистрации недействительной.
Принудительная ликвидация осуществляется
по решению суда в случаях осуществления
деятельности без лицензии либо деятельности,
запрещенной законом либо с неоднократными
или грубыми нарушениями закона или иных
правовых актов либо при систематическом
осуществлении общественной или религиозной
организацией (объединением), благотворительным
или иным фондом деятельности, противоречащей
его уставным целям. Для ликвидации предусмотрена
определенная процедура. Начинается оно
с того, что учредители (участники) юридического
лица или орган, принявший соответствующее
решение, незамедлительно направляют
письменное сообщение о предстоящей ликвидации
органу, осуществляющему государственную
регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 62
ГК РФ). Выступившие с инициативой ликвидации
назначают и ликвидационную комиссию.
Ее персональный состав, а также порядок
и сроки ликвидации должны быть согласованы
с органом, осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц. С момента
назначения ликвидационной комиссии к
ней переходят полномочия по управлению
делами юридического лица. Она публикует
сообщение о ликвидации юридического
лица, принимает меры к выявлению кредиторов
и получению дебиторской задолженности,
удовлетворяет требования кредиторов,
осуществляет продажу имущества с публичных
торгов, составляет промежуточный и окончательный
ликвидационные балансы и осуществляет
иные действия, связанные с ликвидацией.