Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Предметом исследования их разновидности и черты. При написании данной работы стояла цель достижения всестороннего понимания и рассмотрения темы государственные и муниципальные унитарные предприятия, их правового положения, их видов, сходств и различий, которая будет выполнена по окончанию рассмотрения данной работы.

Файлы: 1 файл

НОВАЯ!!!.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     Деятельность  казенных предприятий планируется  и финансируется в соответствии с Законом об унитарных предприятиях и Постановлением Правительства  РФ от 6 октября 1994 г. № 1138,18 которым утвержден порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств). Казенное предприятие действует на основе утвержденной ему собственником сметы доходов и расходов. Так же, как предприятие с правом хозяйственного ведения, казенное предприятие периодически представляет собственнику бухгалтерскую отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности и иные документы - отчеты, перечень которых для федеральных предприятий утверждается Правительством РФ (п. 3 ст. 26 Закона об унитарных предприятиях). Поскольку казенным предприятиям утверждается смета их доходов и расходов, в том числе дополнительно полученных из бюджета целевых средств, их деятельность является объектом государственного и муниципального финансового контроля. Согласно пункту  2 статьи 69 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 14519 главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий. Для последующего контроля федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств. Как правило, единственным исполнительным органом унитарного предприятия является единоличный орган - директор (генеральный директор).

     Казенное  предприятие отвечает перед кредиторами всем своим имуществом. Однако, и это очень важная особенность этой организационной правовой формы юридического лица, банкротству оно не подлежит. При недостаточности имущества для расчетов с кредиторами собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия. При привлечении государства, муниципального образования к гражданско-правовой имущественной ответственности они отвечают за счет средств казны. Основная сложность таких взысканий заключается в том, что в бюджетах не всегда предусматриваются резервы для выплат кредиторам предприятия в порядке субсидиарной ответственности государства, муниципальных образований за созданные ими казенные предприятия.

     Казенные  предприятия реорганизуются, ликвидируются по решению компетентных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решение о реорганизации и ликвидации федеральных казенных предприятий принимается Правительством РФ. Казенные предприятия реорганизуются путем слияния, присоединения, разделения, выделения (например, в результате слияния двух казенных предприятий появляется одно), преобразования в учреждение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

      В данной работе были рассмотрены государственные  и муниципальные унитарные предприятия, их правовое положение и виды. Поставленная цель раскрыта, а задачи решены.

      Экономическая стабильность каждой страны определяются комплексом факторов. Важнейшее место  среди них принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями, которые занимают важное место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат своего рода стабилизирующей многоукладной экономики. И хотя удельный вес унитарных предприятий в нашей стране и в зарубежных государствах изменяется, их роль бесспорна.

     Сказанным объясняется постоянный теоретический  и практический интерес к вопросу  унитарных предприятий. В последние  годы заметно менялось их правовое положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности недооценки госсектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно меняется в лучшую сторону.

     Правовое  положение унитарных предприятий, являющихся выразителями интересов  государства и общества, определяет их связи, режим деятельности с учетом интересов государства в экономике. Государство выступает в качестве субъекта различных правоотношений; как государственно-властная структура в публично-правовых отношениях. Оно координирует и контролирует деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать благодаря своим предприятиям в экономических, частно-правовых процессах — производстве, обороте и т.д.

     Унитарные предприятия являются средством, обеспечивающим этот процесс. Таким образом, в экономике, участниками которой являются и унитарные предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного права. Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается в совершенствовании и с этих позиций. Мало определить положение предприятий как унитарных юридических лиц - не собственников. Важно «состыковать» нормы разных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.

     Подводя итог проведенного исследования об унитарных предприятий, можно сделать вывод о том, что система их правового регулирования только формируется. Основу этой системы состовляет Конституция РФ, федеральные законы, устанавливающие принципиальные положения функционирования унитарных предприятий, субъектов Российской Федерации конкретизируют эти положения применительно к своим социально-экономическим условиям. Они являются базой для принятия правовых актов на отраслевом уровне, закрепляющих организационные структуры, основы компетенции и другие вопросы организации и деятельности унитарных предприятий с учетом специфики и особенностей унитарных образований. При этом законодательство, как федеральное, так и субъектов Федерации, по вопросам деятельности государственных унитарных предприятий должно регламентировать наиболее важные его институты, оставляя достаточно простора для нормотворческой инициативы непосредственно предприятиям в целях наиболее полного учета мнения трудового коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников:

Нормативный материал: 

Конституция (Основной закон),  законы, кодексы, указы.

1.Гражданский кодекс РФ [текст].-М.: СУ – издат, 2009.

2.О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [текст]: федер.. закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ// СУ – издат, 2008.

3.О государственной регистрации юридических лиц [текст]: федер.. закон от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ// СЗ РФ, 2001, № 33, ч. I, ст. 3431.

Постановления, положения.  Региональные документы.

4.Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 908// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

5.О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 685// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

6.Об организации учета федерального имущества и ведения Реестра федерального имущества [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 3.07.1998 г, № 696// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

7.Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий) [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 6.07.1999 г. № 743// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

8.О концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 9.09.1999 г. № 1024// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

9.Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 4.10.1999 г. № 1116// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

10. О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 6.12.1999 г. № 1348// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

11.О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 9.12.1999 г. № 1366// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

12.О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 11.01.2000 г. № 23// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

13.Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 29.01.2000 г. № 81// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия. Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

14.Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 3.02.2000 г. № 104// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия. Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

15.О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий [Электронный ресурс]:  Постановления Правительства РФ от 16.03.2000 г. № 234// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия. Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

16.Вопросы государственной, регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 31.08.2000 г. № 648// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

17.О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 784// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия. Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

18.О составе имеющегося у юридических лиц федерального движимого имущества, подлежащего учету в реестре федерального имущества [Электронный ресурс]: Распоряжения Мингосимущества РФ от 30.07.1998 г. № 802-р// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия. Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

19.Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия [Электронный ресурс]: Распоряжения Мингосимущества РФ от 16.02.2000 г. № 188-р// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия. Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

20.Об утверждении примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия [Электронный ресурс]: Распоряжения Мингосимущества РФ от 16.02.2000 г. № 189-р// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия. Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

21.Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций [Электронный ресурс]: Распоряжения Минимущества РФ от 2.08.2000 г. № 331-р// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия. Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru

22.Об утверждении Примерного положения о комиссии федерального органа исполнительной власти по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий [Электронный ресурс]: Распоряжения Минимущества РФ от 7.06.2002 г. № 1424-р// Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс:Версия. Проф.- Режим доступа: www.consultant.ru 

Специальная литература: 

Книги одного или двух авторов.

23.Гражданское право [Текст]: учебник для вузов / под ред. А.П.Сергеева и                       Ю.К.Толстого. издат., Ч.2.М.,1997.

Статья  из книги  или другого  разового  издания:

 

Из  учебного пособия.

24.Тихомиров М.Ю. Уставы унитарных предприятий [Текст]: учебно- практическое пособие / издат., Ч.2.М.,2003.

25.Тихомиров М.Ю. Юридические лица [Текст]: учебно-практическое пособие / / издат., Ч.2.М.,2003.

Из  журнала.

26.Ахмедуев А. Ш. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования [Текст]:/ Ахмедуев А. Ш. // Экономист.-1998.-№9.

27.Ахмедуев  А. Ш. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий [Текст]:/ Ахмедуев А. Ш. // Экономист.- 1999.-№10.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия