Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

В Конституции Российской Федерации закреплено положение о признании и защите частной, государственной, муниципальной форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности (1, ст. 35).
Частное предпринимательство не может удовлетворить некоторые общественные потребности в продукции и услугах. Частное предпринимательство подчинено задаче получения прибыли. Общественная потребность частного предпринимателя заинтересует тогда, когда её удовлетворение приносит прибыль.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..
3
Глава 1. Законодательство и общие положения ……………………….
4
1.1.Законодательство об унитарном предприятии …………………….
4
1.2. Понятие и общие признаки унитарного предприятия ……………
4
Глава 2. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения …………………………………………………...

9
Глава 3. Казенное предприятие …………………………………………...
12
Заключение …………………………………………………………………
15
Список использованных источников …………………………………….
16

Файлы: 1 файл

Контрольная по гражданскому праву.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Государственное или муниципальное предприятие  распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (3, ст. 18).

Государственное или муниципальное предприятие  не вправе продавать принадлежащее  ему недвижимое имущество, сдавать  его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.

Движимым и  недвижимым имуществом государственное  или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Согласие собственника имущества государственного или  муниципального предприятия требуется на совершение сделок, связанных с:

  • предоставлением займов, поручительств;
  • получением банковских гарантий, с иными обременениями;
  • уступкой требований;
  • переводом долга (3, ст. 18).

Также унитарное  предприятие не имеет права без  согласия собственника заключать договоры простого товарищества.

Российская  Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут  ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (3, ст. 7).

Унитарные предприятия, так же как и собственник его  имущества, действуют по своему усмотрению и в своих интересах, но унитарное  предприятие ограничено не только законом, правами и интересами других лиц, но и волей самого собственника в  тех пределах, которые указаны в законах.

Уставной фонд  государственных или муниципальных  унитарных предприятий является единым и неделимым.

Полное фирменное  наименование государственного или  муниципального предприятия на русском  языке должно содержать слова  «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (3, ст. 4).

 

 

 

 

 

 

  1. КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

 

Чтобы удовлетворить  нужду в отдельных видах уникальной продукции, государство вынуждено  использовать общественную собственность  для создания предприятий, имущество  которых передаётся им же в оперативное  управление. Такие предприятия выполняют в основном государственные заказы на изделия или услуги особой важности.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления имущества, называется казенным предприятием (2, ст. 115).

Критерии создания казенного завода, фабрики, хозяйства  на базе ликвидируемого производства были определены Указом Президента РФ «О реформе государственных предприятий» № 1003 от 23.05.1994. Указ предусматривает ликвидацию федерального предприятия и формирование на его основе казенного только в отношении промышленного или сельскохозяйственного производства:

  • осуществляющего деятельность, допускаемую федеральными законами исключительно для государственных предприятий;
  • преобладающим (более 50%) потребителем продукции, работ и услуг, которым является государство;
  • приватизация которого запрещена (4).

Основанием  для решения о ликвидации государственного предприятия и создания казенного  являются:

нецелевое расходование федеральных средств;

отсутствие прибыли по итогам последних двух лет;

использование недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил.

При наличии  любой из названных выше причин, промышленное или сельскохозяйственных предприятие может быть в порядке  наказания ликвидировано. Только на базе наказанных федеральных предприятий предполагается создание казенных заводов.

Казенными могут  быть гражданские предприятия и  объекты, которые в целях безопасности должны находиться в ведении государства. К ним относятся морские и  речные порты, аэропорты, атомные и  крупные гидроэлектростанции, метрополитены и др. Казенными должны быть также предприятия, составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, надежное функционирование и безопасность которой гарантирует государство: железные дороги, почтовая связь, водохозяйственные и мелиоративные системы, гидрометеорологические и санитарно-эпидемиологические службы и т.д. Они решают задачи особой общественной важности, поэтому государственных контроль их объективно необходим (5).

Казенные предприятия  признаны коммерческими структурами, но главной целью их деятельности извлечение прибыли не является. Среди унитарных предприятий есть нерентабельные. Но они не перестают быть коммерческими. Во-первых, убыточность может быть временной. Во-вторых, если коммерческая организация не преследует в качестве основной цели извлечение прибыли, то важнейшими задачами её деятельности является экономия ресурсов, снижение затрат на содержание. В-третьих, получение прибыли – не единственный признак коммерциализации. Функционирование в рыночной экономике, вступление в экономические отношения с другими участниками рынка, участие в конкуренции – это тоже признаки коммерциализации (5).

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом, также имеют статус федеральных, субъектов Российской Федерации и муниципальных.

Казенное предприятие  самостоятельно решает вопросы применения имущества, находящегося в хозяйственном  ведении. Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением (3, ст.18).

Казенное предприятие, как коммерческая структура, должно быть самофинансируемым.  Основным источником ресурсов для обеспечения  воспроизводства являются доходы и  прибыль.

От государства казенное предприятие может получать в случае недостаточности своих средств на компенсацию убытков, на капитальные затраты, на реализацию плана развития, на содержание объектов социальной инфраструктуры.

Уставной фонд в казенных предприятиях не формируется (3, ст. 12).

Полное фирменное  наименование казенного предприятия  на русском языке должно содержать  слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества –  Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (3, ст. 4).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее  время наше государство поставлено перед необходимостью решения проблем  экономического развития страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, повышение эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора. Важнейшее место также принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями, которые имеются в экономической структуре государства. Унитарные предприятия обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, выполняют  стабилизирующую роль в многоукладной экономике.

Удельный вес  унитарных предприятий в экономических отношениях невелик, но он меняется и подвижен. И их значение в экономике страны бесспорно.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изменениями и дополнениями). Правовая система Гарант.
  2. Гражданский кодекс РФ  (с изменениями и дополнениями). Правовая система Гарант.
  3. Федеральный закон РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями). Правовая система Гарант.
  4. Гуев А.Н., Постатейный комментарий к ГК РФ. Правовая система Гарант.
  5. Комментарий к ГК РФ под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. Правовая система Гарант.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия