Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

В Конституции Российской Федерации закреплено положение о признании и защите частной, государственной, муниципальной форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности (1, ст. 35).
Частное предпринимательство не может удовлетворить некоторые общественные потребности в продукции и услугах. Частное предпринимательство подчинено задаче получения прибыли. Общественная потребность частного предпринимателя заинтересует тогда, когда её удовлетворение приносит прибыль.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..
3
Глава 1. Законодательство и общие положения ……………………….
4
1.1.Законодательство об унитарном предприятии …………………….
4
1.2. Понятие и общие признаки унитарного предприятия ……………
4
Глава 2. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения …………………………………………………...

9
Глава 3. Казенное предприятие …………………………………………...
12
Заключение …………………………………………………………………
15
Список использованных источников …………………………………….
16

Файлы: 1 файл

Контрольная по гражданскому праву.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Челябинская  государственная академия культуры и искусств»

 

Институт документальных коммуникаций

  • Факультет книжного бизнеса, документальных и музейных ресурсов

 

Кафедра философских наук

 

    •                      Контрольная работа

 

по курсу Гражданское право

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

 

 

 

 

Выполнила:

студентка заочного отделения 

по спец. ДОУ, гр.803

Щербакова О.Г.

Проверил: Исмаилов А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………..

3

Глава 1. Законодательство и общие положения ……………………….

4

1.1.Законодательство  об унитарном предприятии …………………….

4

1.2. Понятие и  общие признаки унитарного предприятия  ……………

4

Глава 2. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения …………………………………………………...

 

9

Глава 3. Казенное предприятие …………………………………………...

12

Заключение  …………………………………………………………………

15

Список использованных источников …………………………………….

16


 

ВВЕДЕНИЕ

В Конституции  Российской Федерации закреплено положение  о признании и защите частной, государственной, муниципальной  форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода  экономической деятельности (1, ст. 35).

Частное предпринимательство не может удовлетворить некоторые общественные потребности в продукции и услугах. Частное предпринимательство подчинено задаче получения прибыли. Общественная потребность частного предпринимателя заинтересует тогда, когда её удовлетворение приносит прибыль.

Это послужило  причиной создания и существования  государственных и муниципальных  предприятий, сферу их деятельности.

На государственные  и муниципальные предприятия возлагается ряд  функций:

  • обеспечение деятельности предприятий и отраслей экономической и социальной инфраструктуры (электроэнергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и др.);
  • оздоровление отраслей, переживающих кризисы (черная металлургия, судостроение, угольная промышленность и др.);
  • помощь жизненно важным сферам экономики в целях достижения нужного уровня рентабельности, ускорения НТП и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве (наука и капиталоемкие отрасли);
  • охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений в сферах производства, потенциально представляющих опасность в экологическом отношении.

Осуществление этих функций с позиций обеспечения  общественных интересов является основной причиной формирования и работы государственных  и муниципальных унитарных предприятий. При этом не исключается их коммерческая деятельность.

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Законодательство  об унитарном предприятии.

Унитарное предприятие –  коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или  муниципальному образованию (2, ст. 113) (3, ст. 2).

С января 1995 г. основы правового положения унитарных предприятий определяются Гражданским кодексом РФ (2, ст. 113 – 115, 294 – 297, 299, 300).

В целях совершенствования  законодательства 14.11.2002 был принят Федеральный закон № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Этот Закон регулирует правовое положение унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, а также ряд других вопросов.

Для дальнейшего совершенствования  в разное время принимались подзаконные  нормативные акты, которые имеют  большое значение. Особенно много  их было принято в промежуток со дня введения в действие первой части ГК РФ до принятия Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

 

1.2. Понятие и  общие признаки унитарного предприятия.

Унитарное предприятие может  иметь только одного учредителя, которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием (3, ст. 8).

Имущество унитарного предприятия является неделимым  и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятиями (2, ст. 113) (3, ст.2).

Собственник имущества  учрежденного им унитарного предприятия  сохраняет в отношении этого  имущества важное право – право  собственности. Унитарному предприятию  указанное имущество принадлежит  на основании права хозяйственного ведения или права оперативного управления (2, ст. 113) (3, ст. 2).

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве  собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или  муниципальному образованию.

От имени  Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции (3, ст. 2).

От имени  муниципального образования права  собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции (3, ст. 2).

Только собственник  определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, согласовывает  его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим собственникам (3, ст. 20).

Текущей деятельностью  унитарного предприятия руководит  единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах совей компетенции на основе единоначалия. Этот исполнительный орган – руководитель (директор, генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов (3, ст. 21).

 Унитарное  предприятие не вправе создавать  в качестве юридического лица  другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего  имущества (3, ст. 2).

Унитарное предприятие  может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Создание унитарных  предприятий на основе объединения  имущества, находящегося в собственности  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Унитарное предприятие считается  созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей  записи  в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями.

Унитарное предприятие создается  без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать  банковские чета на территории Российской Федерации и за её пределами.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным  законом, унитарное предприятие  может осуществлять только на основании  лицензии (2, ст. 49).

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются  лицензии, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его  государственной регистрации.

Унитарное предприятие по согласованию с собственником его  имущества может создавать филиалы и открывать представительства (3, ст. 5).

Филиалом унитарного предприятия  является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне  места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия  и осуществляющее их защиту.

 Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим её (3, ст. 5).

Филиал и представительство  унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия.

Ответственность за деятельность филиала и представительства  несет создавшее их унитарное  предприятие.

Как правило, наиболее распространенной причиной создания филиалов и представительств является необходимость выполнения отдельных функций в местностях, отдаленных от места расположения головного  предприятия.

Унитарные предприятия могут  быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральными законами допускается участие юридических лиц (3, ст. 6).

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или  некоммерческой организации может  быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Унитарное предприятие несет  ответственность по своим обязательствам всем принадлежавшим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) (3, ст. 7).

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

НА  ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

 

Учредителем унитарного предприятия может выступать  Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное  образование (3, ст. 2).

Решение об учреждении федерального государственного предприятия  принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Государственное или муниципальное предприятие  может быть создано в случаях (3, ст. 8):

  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализация определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организация и проведение закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
  • необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия